Используемые алгоритмы обработки данных
Некоторые часто используемые алгоритмы обработки данных содержат арифметические операторы. Многие из них применяются настолько часто, что программисты даже не думают о них как об алгоритмах. Два наиболее важных из них называются «счетчиком» и «аккумулятором».
Счетчики
Счетчик — это переменная, которая увеличивает свое значение на единицу каждый раз, когда происходит определенное событие. Алгоритм счетчика таков:
variable = variable + 1Учитель математики скажет вам, что эта формула бессмысленна, так как соответствующее уравнение не имеет решений, но в программировании на компьютере такая инструкция является вполне законной.
Рис. 6.9. Алгоритм счетчика
Компьютер сначала вычислит значение в правой части, а потом присвоит полученное значение переменной в левой части (рис.6.9). Таким образом, одна и та же переменная никогда не будет иметь два значения одновременно. С точки зрения компьютера, смысл выражения можно передать так:
Давайте проследим за работой алгоритма счетчика, так, как она показана на рис.6.10. У нас есть переменная count, которой присвоено начальное значение, равное нулю:
int count;count=0;Теперь вступает в действие алгоритм
count = count + 1;
Рис. 6.10. Выполнение алгоритма счетчика
Компьютер выполняет эту инструкцию так:
count = 0 + 1К начальному значению переменной count, которое равно 0, добавлен литерал, имеющий значение 1. В результате вычислений получено значение 1, которое теперь присваивается переменной count. Значение переменной изменяется с 0 на1. Затем та же процедура повторяется снова:
count = count + 1;Компьютер выполняет эту операцию как
count = 1 + 1К текущему значению переменной count, равному 1, прибавляется литерал со значением 1. В результате они дают 2, и это новое значение присваивается переменной. С каждым новым выполнением этой операции, значение переменной count возрастает на единицу (инкремент).
Разумеется, можно присвоить переменной любое начальное значение и увеличивать его на любое отличное от единицы число. Если присвоить переменной count начальное значение, равное 1, при выполнении инструкции
значение переменной всегда будет нечетным числом: 1, 3, 5, 7 и так далее. Используя переменную count, можно считать пятерками, count = count + 5, или десятками, count = count + 10, или как угодно еще.
Чтобы считать в сторону уменьшения, достаточно слегка изменить алгоритм:
variable = variable - 1Теперь при каждом выполнении операции значение переменной будет уменьшаться на единицу (декремент).
Операторы инкремента
Счетчики используют настолько часто, что в языке Си существуют специальные операторы инкремента и декремента переменной. Оператор ++variable увеличивает значение переменной на единицу еще до выполнения соответствующей инструкции. Оператор выполняет то же действие, что и инструкция
variable = variable + 1;В качестве примера действия оператора инкремента, рассмотрим следующую программу:
/*count.c*/main(){int count = 0;printf("Первое значение переменной \ count равно %d", count);printf("Второе значение переменной \ count равно %d", ++count);printf("Последним значением переменной \ count является %d", count);}Результат работы программы отображается в виде сообщений:
Перед выполнением второй функции printf() компилятор увеличивает значение переменной count на 1. Тот же эффект был бы достигнут и при использовании инструкции
count = count + 1;printf("Второе значение переменной count равно %d\n", count);Использование оператора инкремента позволяет увеличить значение переменной без введения в текст программы отдельной инструкции присваивания.
Необходимо помнить, что оператор инкремента реально изменяет значение переменной. Проверьте, понимаете ли вы разницу между оператором инкремента ++count и выражением, приведенным в следующей строке:
printf("Второе значение переменной count равно %d\n", count+1);Выражение count+1 не изменяет значения, присвоенного переменной count. В результате выполнения этой инструкции значение переменной, увеличенное на единицу, только отображается на экране, но не заносится в память. Пример программы, в которой используются выражения вместо операторов инкремента, приведен в Листинге6.6.
Листинг 6.6. Использование выражений вместо операторов инкремента.
main(){int count = 0;printf("Первое значение переменной \ count равно %d", count);printf("Второе значение переменной \ count равно %d", count+1);printf("Последним значением переменной \ count является %d", count);}В результате работы программы мы увидим следующие сообщения:
Первое значение переменной count равно 0Второе значение переменной count равно 1Последним значением переменной count является 0
Значение выражения count+1 представлено на экране как 1, но полученный результат не был внесен в соответствующую область памяти. Поэтому третья функция printf() вывела на экран монитора исходное значение переменной, равное 0.
Оператор инкремента можно использовать так же, как и выражение, значение которого будет присвоено переменной, стоящей в левой части инструкции присваивания. Например, следующая инструкция увеличивает значение переменной count, а затем присваивает полученное значение переменной number:
number = ++count;те же операции можно было выполнить и так:
count = count + 1;number = count;Оператор ++ можно использовать с именем переменной как инструкцию:
++number;Если же знаки ++ помещены справа от имени переменной,
variable++;то приращение значения переменной произойдет после завершения соответствующей инструкции. Посмотрите на слегка модифицированную программу из Листинга6.6:
main() { int count = 0; printf("Первое значение переменной \ count равно %d", count); printf("Второе значение переменной \ count равно %d", count++); printf("Последним значением переменной \ count является %d", count); }Оператор ++ увеличит значение переменной count после выполнения второй инструкции, использующей функцию printf(). Вторая функция printf() отобразит на экране исходное значение переменой, и сообщения, выведенные на экран, будут выглядеть так:
Первое значение переменной count равно 0Второе значение переменной count равно 0Последним значением переменной count является 1Во время выполнения первой и второй функций printf(), значение переменной равно 0 и увеличивается на 1 только перед выполнением третьей функции printf().
Используя оператор инкремента, можно сохранить начальное значение переменной в другой переменной и одновременно увеличить его, как показано в программе:
main() { int number, storage; puts("Введите значение числа:"); scanf("%d", &number); storage = number++; printf("Начальное значение числа: %d\n", storage); printf("Новое значение числа: %d", number); }В инструкции
storage = number++;мы, во-первых, присваиваем значение number переменной storage, а во-вторых, увеличиваем переменную number на единицу.
Оператор декремента работает аналогичным образом, но уменьшает значение переменной на единицу. Синтаксис использования оператора таков:
--variableуменьшает значение переменной на 1 до выполнения инструкции
variable--уменьшает значение переменной на 1 после выполнения инструкции
Аккумуляторы
Аккумулятор также увеличивает значение переменной. Но, в отличие от счетчика, который всегда увеличивает значение переменной на одну и ту же величину, аккумулятор может иметь произвольный шаг (и способ) изменения при каждой новой операции. В общем виде синтаксис аккумулятора таков:
variable = variable + other_variable;Аккумулятор получил такое название оттого, что он накапливает значение переменной. Посмотрите на следующий пример:
int total, number;total = 0;scanf("%d", &number);total = total + number;Допустим, что переменной number присвоено значение 10. После выполнения инструкции
total=total+number;переменная total приобретает значение 10, так как компьютер выполнил операцию сложения, используя следующие значения:
total=0+10;Теперь предположим, что снова происходит ввод данных с помощью функции scanf() и выполняется новая операция суммирования, но на этот раз переменной number присвоено значение 15:
scanf("%d", &number);total = total + number;теперь компьютер использует в вычислениях следующие значения:
total = 10 + 15;Произошло накопление значений переменной number.
В Листинге 6.7 приведен текст программы, в которой вводятся три значения и вычисляется их среднее арифметическое. Для расчета среднего арифметического пользуются простым математическим выражением:
average = (A + B + C) / 3В программе мы использовали аккумулятор, чтобы подсчитать сумму трех чисел, и счетчик для определения количества введенных значений (чтобы продемонстрировать работу счетчика). В главе 9 будет показан более эффективный способ использования этих алгоритмов.
Листинг 6.7. Программа, использующая счетчик и аккумулятор для вычисления среднего арифметического трех чисел.
/*average1.c*/main() { float number, total, count, average; total = 0.0; count = 0.0; printf("Введите первое число: "); scanf("%f", &number); total += number; ++count; printf("Введите второе число: "); scanf("%f", &number); total += number; ++count; printf("Введите третье число: "); scanf("%f", &number); total += number; ++count; average = total / count; printf("Среднее арифметическое равно %f", average); }Операторы присваивания
Приводимые ниже операторы присваивания являются сокращенной записью различных типов аккумуляторов.
Оператор | Пример | Эквивалент |
+= | total += amount | total = total + amount |
–= | total –= discount | total = total – discount |
*= | total *= tax_rate | total = total * tax_rate |
/= | total /= count | total = total / count |
%= | total %=count | total = total % count |
Каждый из них выполняет операции, используя в качестве общего элемента переменную, имеющую присвоенное начальное значение. Чтобы понять, как действуют эти операторы, посмотрите на рис.6.11. Оператор как бы копирует переменную и арифметический символ левой части уравнения в правую часть. Инструкция
total *= rate;соответствует инструкции
total = total * rate;
Рис. 6.11. Оператор присваивания