Построение диаграмм и графиков, работа с графическими объектами
Цель:изучение приемов построения и редактирования различных видов диаграмм и графиков.
Сведения из теории
В Microsoft Excel имеется возможность графического представления данных в виде диаграммы. Диаграммы связаны с данными листа, на основе которых они были созданы, и изменяются каждый раз, когда изменяются данные на листе. Диаграмма представляет собой вставной объект, внедренный на один из листов рабочей книги.
Диаграмма – объект электронной таблицы, наглядно показывающий соотношение каких-либо величин.
Назначение диаграммы: графическое отображение данных для анализа и сравнения.
Объекты диаграммы (рис. 21.1):
1) область диаграммы – область, в которой находятся все элементы диаграммы;
2) область построения диаграммы – место расположения осей, рядов данных и т. д.;
3) метки (маркеры) данных – символы (столбики, точки, сектора и т. д.) на диаграмме, изображающие отдельный элемент данных;
4) ось – линия, ограничивающая одну из сторон области построения диаграммы и создающая шкалу для измерения и сравнения данных на диаграмме (для двумерного графика– ось X, ось Y; для трехмерного графика Z – вертикальная ось, а оси X и Y расположены под разными углами):
5) легенда – образец оформления данных;
6) заголовок– служит для пояснения данных, представленных на диаграмме;
Рисунок 21.1 - Объекты диаграммы
7) подпись данных, с помощью которых можно обозначать сведения точки данных в ряду данных.
8) ряды данных – группы связанных элементов данных на диаграмме, источником которых является отдельная строка или отдельный столбец таблицы данных;
9) категории – названия категорий соответствуют подписям вдоль оси X;
10) имена рядов – обычно соответствуют надписям вдоль оси У;
11) метки делений – это короткие отрезки, пересекающие координатные оси подобно разметке линейки.
Типы диаграмм.
В MS Excel имеется возможность выбора из нескольких типов диаграмм, причем каждый тип имеет несколько разновидностей (видов). Правильный выбор типа диаграммы дает возможность представить данные самым выигрышным образом. MS Excel позволяет выбрать один из 14 основных (стандартных) типов диаграмм и 20 дополнительных (нестандартных) типов диаграмм. Внутри каждого из основных типов диаграмм можно выбрать конкретный подтип.
Основные типы диаграмм:
- Гистограмма отображает значения различных категорий, позволяет показать несколько рядов данных;
- Линейчатая отображает также значения для различных категорий, отличается ориентацией осей ОХ и ОY;
- График представлен в виде точек данных, соединенных тонкой линией, позволяет проследить изменения предложенных данных, показать несколько рядов данных;
- Круговая и кольцевая диаграмма можно показать только один ряд данных. Выбор данного типа определяется соображением целесообразности и наглядности;
- Диаграмма с областями отображает изменение значений ряда с течением времени, а также изменение вклада отдельных значений;
- к трехмерной (объемной) диаграмме относят Гистограмму, Линейчатую, Объемный график, Круговую объемную диаграмму, Поверхность
Построение диаграммы (графика):
Чтобы создать диаграмму в Excel, сначала необходимо ввести числовые данные на лист в виде таблицы. Затем можно построить на их основе диаграмму, выбрав нужный тип диаграммы на вкладке Вставкав группе Диаграммы.
Задания для выполнения
Задание 1 Построение и форматирование объемной гистограммы
1. Создайте в своей личной папке новую книгу Excel с именем ПР-21.xlsx.
2. На листе 1 создайте таблицу согласно образцу (рис.21.2).
3. Выделите всю таблицу, откройте вкладку Вставка →Гистограмма → Объемная гистограмма.
4. Для следующего форматирования гистограммы перейдите на вкладку Макет группы команд Работа с диаграммами (рис.21.3).
Рисунок 21.2 – Образец таблицы (Лист 1)
Рисунок 21.3 – Изменение вида диаграммы
5. Для вывода значения каждого столбца: щелкните в области диаграммы, затем выберите Макет→ Подписи данных → Показать.
6. Выберите Макет→ Легенда→ Добавить легенду снизу
7. Щелкните один раз по любому значению подписи данных (в результате должны выделиться все подписи), перейдите на вкладку Главная и задайте параметры шрифта: размер − 12, начертание курсивное, цвет – темно-синий.
8. Щелкните один раз по любому значению категории (январь, февраль, ...), перейдите на вкладку Главная и задайте параметры шрифта: размер − 12, начертание полужирное.
9. Измените размеры области диаграммы так, чтобы подписи категории располагались под углом 450.
10. Щелкните один раз по любому из столбиков гистограммы (в результате должны выделиться все), затем выберите Макет→ Формат выделенного, далее:
- выберите категорию Фигура →Цилиндр;
- выберите категорию Заливка →Градиентная; тип – прямоугольный, направление – из центра; выделяя точки градиента, задайте им цвета: по краям –синий, в центре – зеленый;
- выберите категорию Цвет границы→ Сплошная линия, цвет – красный;
- выберите категорию Стили границ → ширина – 2пт.
11. Для изменения вида гистограммы: щелкните в области диаграммы, затем выберите Конструктор→ Изменить тип диаграммы→ Выберите вид гистограммы – Гистограмма с группировкой.
12. Щелкните в области построения диаграммы, затем выберите Макет→ Формат выделенного, далее включите переключатель Рисунок или текстура, в поле Вставить из: выберите кнопку Файл… и выберите файл с фотографией, которая будет фоном области построения вашей диаграммы.
13. Если вы все выполнили правильно, у вас должна получиться диаграмма, как показано на рисунке 21.4.
14. Сохраните книгу.
Рисунок 21.4 – Вид диаграммы после форматирования (Лист 1)
Задание 2 Построение и форматирование графика функции
1. На листе 2 создайте таблицу согласно образцу (рис.21.5). При вводе значений Х используйте автозаполнение.
Рисунок 21.5 − Образец таблицы (Лист 2)
2. Вычислите средствами Excel значения y1 и y2.
3. Постройте графики функций y1 и y2: выделите диапазон A3:L4, откройте вкладку Вставка→График → График с маркерами.
4. Исправьте значение ячейки А4 на: y2=x3-5, для ячеек В4:L4 посчитайте значение y2 по новой формуле. Посмотрите, как изменились ваши графики.
5. Подпишите оси ОХ и ОY.
6. Выделите область диаграммы, выберите Конструктор→Выбрать данные, в области Подписи горизонтальной оси (категории) щелкните кнопку Изменить. Выделите ячейки В2:L2, чтобы ввести диапазон подписей осей в появившемся диалоговом окне.
7. Отформатируйте графики так, как показано на рисунке 21.6
Рисунок 21.6 – Результат построения и форматирования графиков функций
Контрольные вопросы
1. Что такое диаграмма?
2. Назовите назначение диаграммы.
3. Перечислите Объекты диаграммы и покажите их на примерах.
4. Перечислите основные типы диаграмм.
5. Порядок построения диаграммы в Excel.
6. Как изменить тип диаграммы?
7. Как вставить подписи данных на диаграмме
8. Что такое легенда и как ее убрать/ разместить в области диаграммы?
9. Как изменить толщину линии, форму и заливку маркера на графике?
10. Как сделать фоном диаграммы какую-либо фотографию?
Практическая работа № 22-23
Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ
Цель:научиться формировать запросы в готовой базе данныхдля работы с электронными каталогами
Сведения из теории
База данных (БД) - это совокупность сведений о конкретных объектах реального мира в какой-либо предметной области или разделе предметной области. Например, база данных по вузам (высшее образование), база данных по лекарственным препаратам (медицина), база данных по автомобилям (автомагазин), база данных по стройматериалам (склад) и т.п. Синоним термина «база данных» - «банк данных».
Базы данных, которые состоят из двумерных таблиц, называются реляционными, (по-английски «relation» - отношение).
Среди современных реляционных систем наиболее популярна СУБД для Windows - Access фирмы Microsoft, Approach фирмы Lotus, Paradox фирмы Borland. Многие из этих систем поддерживают технологию OLE и могут манипулировать не только числовой и текстовой информацией, но и графическими образами (рисунками, фотографиями) и даже звуковыми фрагментами и видеоклипами.
Примером реализации реляционной модели данных может быть таблица с информацией об учащихся (Таблица 22.1)
Таблица 22.1 – Пример таблицы БД «Учащиеся»
№ личного дела | Фамилия | Имя | Отчество | Дата рождения | Адрес | Группа |
П-69 | Петров | Иван | Васильевич | 12.03.00 | ул. Горького,12-34 | СЭЗ-3.15 |
С-97 | Сидоров | Василий | Николаевич | 03.12.99 | ул. Мира,34-123 | СП-6.15 |
Я-24 | Яковлев | Иван | Семенович | 15.01.01 | пер. Садовый,45-28 | СЭЗ-4.15 |
И-35 | Иванов | Павел | Николаевич | 06.07.01 | ул. Горького,35- 14 | ПРИН-9.15 |
Е-56 | Епишев | Павел | Семенович | 19.04.01 | ул. Гагарина,78-92 | СЭЗ-4.15 |
Основные структурные элементы базы данных:
1. Таблицы. В реляционных БД любые совокупности данных представляются в виде двумерных таблиц (отношений). При этом каждая таблица состоит из фиксированного числа столбцов и некоторого (переменного) количества строк. Описание столбцов принято называть макетом таблицы.
2. Поле - каждый столбец таблицы, представляет – элементарную единицу логической организации данных, которая соответствует неделимой единице информации - реквизиту объекта данных (например, фамилия, имя, адрес, группа и т.п.).
Характеристики поля:
− имя поля (например, № личного дела, Фамилия);
− тип поля (например, символьный, дата);
− дополнительные характеристики (длина поля, формат, точность).
Например, поле Дата рождения может иметь тип «дата» и длину 8 (6 цифр и 2 точки, разделяющих в записи даты день, месяц и год).
3. Запись - каждая строка таблицы. Система нумерует записи по порядку: 1,2, ..., n, где n - общее число записей (строк) в таблице на данный момент. В отличие от количества полей (столбцов) в таблице количество записей в процессе эксплуатации БД может меняться (от нуля до миллионов). Количество полей, их имена и типы тоже можно изменить, но это уже особая операция, которая называется изменением макета таблицы.
3. Ключ – это поля в записи, которые идентифицируют экземпляр записи. Примером такого простого ключа в таблице «Учащиеся» является поле № личного дела, значение которого однозначно определяет один объект таблицы - одного учащегося, так как в таблице нет двух учащихся с одинаковым номером личного дела.
Фильтрация данных - это отбор данных по заданному параметру.
Задать фильтр: щелкнуть по кнопке раскрывающегося списка в наименовании поля и выбрать условие отбора (рис.22.1)
Рисунок 22.1 – Фильтрация данных
Отменить фильтр: щелкнуть по кнопке раскрывающегося списка в наименовании поля и выбрать режим .
Сортировка данных – вывод данных в заданном порядке.
Сортировка по одному полю:
1 способ: выделить этот столбец и во вкладке Главная в группе команд Сортировка и фильтр выбрать режим сортировки: по возрастанию или по убыванию (рис.22.2).
2 способ: щелкнуть по кнопке раскрывающегося списка в наименовании поля и выбрать режим Сортировка от А до Я или Сортировка от Я до А (рис.22.2).
Сортировка по нескольким полям: Access позволяет выполнять вложенные сортировки с помощью запросов, но это уже другая тема.
Рисунок 22.2 – Окно сортировки
Задание
Внимательно читайте и последовательно выполняйте задания. В отчет необходимо записать развернутые ответы по каждому пункту задания.
1. Откройте базу данных Учебники.accdb и изучите её структуру. Сколько таблиц она содержит?
Ответ:___
2. Откройте таблицу Учебники.
3. Найдите любой учебник, выпущенный издательством «М.: Альфа-М: ИНФРА-М».
4. Отсортируйте отобранные записи в алфавитном порядке по полю Авторы.
5. Используя «быстрый фильтр» (фильтр по выделенному), найдите все учебники, которые выпустило издательство «Москва: Академия». Сколько записей было отобрано?
Ответ:____
6. Измените фильтр так, чтобы отобрать все учебники издательства «Москва: Академия» с годом выпуска начиная с 2008 года и позже. Сколько записей было отобрано?
Ответ:___
7. Добавьте в базу данных информацию о новом учебнике: Житкова, О. А. Бейсик и паскаль в вопросах и задачах. Рабочая тетрадь 1. (Тематический контроль по информатике)– Москва: Интеллект-Центр, 2015. – 80 с.
8. Используя сортировку и фильтр, определите, сколько учебников выпустили издательства «Москва: Академия» и «Москва: Форум: Инфра-М».
Подсказка: программа автоматически считает число выведенных записей и выводит в строке навигации (рис.22.3).
Ответ:___
Рисунок 22.3 – вывод номера текущей записи и общего количества записей
Контрольные вопросы
1. Дайте определения основным структурные элементы базы данных: таблица, поле, запись, ключ.
2. Как определить сколько таблиц содержит база данных?
3. Перечислите основные характеристики поля.
4. Что такое фильтрация данных?
5. Как применить фильтр?
6. Как отменить фильтр?
7. Что такое сортировка данных?
8. Как осуществить сортировку данных в таблице?
Практическая работа №24.