Порядок построения схем алгоритмов
1. Выполните команды меню Файл Þ Новый Þ Flowchart Þ Basic Flowchat. При этом откроется новое окно программы.
2. Перетащите мышью необходимые графические объекты из окна Шаблоны на рабочее поле.
3. Для выделения графического примитива на рабочем поле следует щелкнуть по нему левой кнопкой мыши. При этом появляются специальные маркеры, позволяющие изменять размеры и ориентацию фигуры (рис. 9).
4. Для перемещения фигуры по рабочему полю следует навести указатель мыши на нее, нажать левую кнопку мыши и, не отпуская ее, перетащить фигуру в новое место, после чего отпустить кнопку мыши.
5. Чтобы вставить нужный текст внутри фигуры следует выполнить двойной щелчок мыши на фигуре. При этом появляется окно ввода текста с маркером ввода (вертикальная черная линия) (рис. 10). Кнопками Шрифт , Размер шрифта , Полужирный, Курсив или Подчеркивание , Выравнивание и т.д. выбирается необходимое форматирование шрифта.
После набора текста следует щелкнуть мышью вне фигуры.
6. Для соединения графических примитивов между собой можно воспользоваться либо примитивом Dynamic Connector (Динамический соединитель) , либо кнопкой Соединитель . При этом с помощью последней кнопки можно установить режим автоматического связывания объектов.
7. Если необходимо поместить какой либо текст вне графических примитивов, то следует воспользоваться кнопкой Текст . После щелчка по этой кнопке в рабочем поле с помощью перетягивания указателя мыши выделяется прямоугольник, внутри которого можно ввести текст. Кроме того, можно воспользоваться кнопками панели инструментов Рисование .
8. Любой объект рисунка на рабочем поле можно вырезать, скопировать или вставить, воспользовавшись кнопками , либо командами контекстного меню.
9. После того, как изображение схемы алгоритма будет полностью построено, все элементы следует сгруппировать. Для этого надо щелкнуть по кнопке Указатель и с помощью мыши обвести прямоугольной областью все фигуры рисунка (рис. 11). После этого следует выполнить команды меню Форма Þ Группирование Þ Сгруппировать или щелкнуть правой кнопкой мыши и в контекстном меню выбрать команды Форма Þ Сгруппировать.
10. Полученный рисунок можно сохранить, выполнив команды меню Файл Þ Сохранить или щелкнув по кнопке Сохранить . При этом сохранять рисунок можно не только в формате .VSD, но и в файлах других типов, в том числе HTML.
Задание на лабораторную работу
1. Изучить ГОСТ 19.701–90 «Схемы алгоритмов, программ, данных и систем».
2. Разработать алгоритм и построить схему данных алгоритма в пакете Microsoft Visio (по вариантам).
ВАРИАНТЫ
1. Даны гипотенуза и катет прямоугольного треугольника. Найти второй катет и радиус вписанной окружности.
2. Найти площадь кольца, внутренний радиус которого равен R1, а внешний – за - данному числу R2, R2 > R1.
3. Треугольник задан величинами своих углов и радиусом описанной окружности. Найти стороны треугольника.
4. Найти площадь равнобочной трапеции с основаниями A и В и углом α при большем основании.
5. Вычислить расстояние между точками с координатами x 1, y 1 и x 2, y 2.
6. Треугольник задан координатами своих вершин. Найти : а ) периметр треугольника ; б ) площадь треугольника.
7. Даны действительные положительные числа a, b, c, d. Выяснить, можно ли построить четырехугольник с такими длинами сторон.
8. Вычислить площадь поверхности и объем усеченного конуса
9. Вычислить медианы треугольника со сторонами c b a
10. Определить высоту треугольника, если его площадь равна S, а основание больше высоты на величину a.
11. Найти квадрат наибольшего из двух чисел a и b и вывести на печать признак N =1, если наибольшим является a, и N =2, если наибольшим является b.
12. Определить в каком квадранте находится точка с координатами x, y, и вывести на печать номер квадранта.
13. Определить, можно ли из отрезков с длинами a, b, c построить треугольник.
14. Если среди трех чисел x, y, z имеется хотя бы одно четное, то найти максимальное число, иначе − минимальное.
15. Ввести два числа a и b. Меньшее заменить полусуммой, а большее удвоенным произведением.
16. Даны три вещественных положительных числа a, b и c. Найти площадь треугольника, стороны которого равны a, b и c.
17. Даны значения трех действительных переменных a, b и c. Обменять местами их значения так, чтобы a получила бы значение b, b получила значение c, а переменная c получила исходное значение a.
18. Даны значения трех действительных переменных a, b и c. Найти наибольшее значение из a, b и c.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение понятию «алгоритм». Опишите общие свойства алгоритмов.
2. Перечислите основные виды алгоритмов.
3. Назовите базовые алгоритмические конструкции.
4. Какими средствами изображения схем алгоритмов обладает MS Office Word?
5. Как изобразить схему алгоритма средствами рисования MS Office Word?
6. Для чего предназначена программа Microsoft Visio и в чем состоят ее возможности?
7. Как осуществляется запуск программы и выбор необходимых шаблонов?
8. Какие типы файлов используются в программе Microsoft Visio?
9. Определите порядок работы при построении схемы алгоритма с помощью программы Microsoft Visio.
Лабораторная работа № 2