A b c d e f g h i j k l m n o p q r s t u v w x y z

Паскаль не различает строчные и прописные буквы. К категории букв относится и символ подчеркивания _ .

Для написания комментариев и вывода текста может быть использована кириллица.

Ко второй категории – цифрам – относятся десять арабских цифр:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 0

Третьей категорией – специальными знаками – являются следующие символы, расположенные на клавиатуре:

+ плюс ^ карат

- минус пробел (не имеет обозначения)

* звездочка # знак номера

/ дробная черта @ эт

< меньше & амперсанд

> больше $ знак доллара

= равно ‘ апостроф

. точка

, запятая

; точка с запятой

: двоеточие

() круглые скобки

[] квадратные скобки

{} фигурные скобки

Служебные (ключевые) слова

Программа на Паскале состоит из последовательности операторов – команд, определяющих действия компьютера.

Все операторы Паскаля, кроме оператора присваивания, начинаются со служебного слова, которое дает команду компьютеру на выполнение определенного действия: ввести, вывести, закрыть и т.д.

В качестве служебных слов используются слова английского языка, отражающие смысл выполняемого действия:

And и Record запись

Array массив Repeat повторять

Begin начало Set набор

Case вариант String строка

Const константа Then то (тогда)

Div деление нацело Text текст

Do выполнять To к

DownTo уменьшая до Type тип

Else иначе Uses использует

End конец Until до

File файл Var переменная

For для While пока

Function функция With с

If если

In в

Label метка

Mod модуль

Nil пустой адрес

Not не

Of из

Or или

Procedure процедура

Program программа

Кроме служебных слов, в Паскале имеются стандартные имена, используемые при записи:

стандартных типов данных:

Integer целый

Real вещественный

Boolean логический

Char символьный

стандартных констант:

True истина

False ложь

MaxInt наибольшее целое

Pi число π = 3,14159265358979

стандартных процедур:

Read читать

ReadLn читать строку

ReSet восстановить

ReWrite переписать

Write писать

WriteLn писать строку

Константы

Знакомые по школьному курсу константы – это числа: ускорение свободного падения, число π и т.д.

В Паскале это не только числа, но и символы.

Константы представляют собой величины, которые не изменяются в процессе выполнения программы, то есть их значения фиксированы.

Внимание! Речь идет не о поименованных или типизированных константах.
О них разговор пойдет дальше.

В Паскале используются константы пяти стандартных типов:

1. целые – целые числа

Тип Диапазон Формат
ShortInt – короткое целое -128 … 127 1 байт со знаком
Integer - целое -32768 …+32767 2 байта со знаком
LongInt – длинное целое -2 147 483 648 … 2 147 483 647 4 байта со знаком
Byte – длиной в байт 0 … 255 1 байт без знака
Word – длиной в слово 0 … 65535 2 байта без знака

2. вещественные – числа с дробной частью



Тип Диапазон Точность Формат
Real - вещественный ± 2,9 × 10-39 … ±1,7 × 1038 11 – 12 знаков 6 байт
Single – с одинарной точностью ± 1,5 × 10-45 … ±3,4 × 1038 7 – 8 знаков 4 байта
Double – с двойной точностью ± 5,0 × 10-324 … ±1,7 × 10308 15 – 16 знаков 8 байт
Extended – повышенной точности ± 1,9 × 10-4951 … ±1,1 × 104932 19 – 20 знаков 10 байт
Comp - сложный -2 × 1063 +1… 2 × 1063 -1 19 – 20 знаков 8 байт

3. логические – Boolean – константы, имеющие только два значения

True – истина

False – ложь

4. символьные – Char – все символы алфавита Паскаля, заключенные в апострофы:

‘a’ ‘b’ ‘c’ ‘0’ ‘9’ ‘#’ ‘_’

5. текстовые – String – набор символов, заключенный в апострофы:

‘hello’ – не длиннее 255 символов.

Запись чисел

1. Целые константы (целые числа) записываются как обычно:

5 -2 0

2. Вещественные константы могут быть записаны в двух формах:

· форме с фиксированной запятой – в виде десятичной дроби, только вместо десятичной запятой ставится точка. Число не должно начинаться или заканчиваться десятичной точкой. В памяти компьютера сохраняются 11-12 цифр дробной части:

3.1415926535898 -2.13 5.0 0.5

Ошибки: 5. .1 - отсутствуют дробная или целая части

· форме с плавающей запятой – в виде мантиссы с последующим десятичным порядком (экспоненциальная форма записи):

-2.3e-12 0.41E+5 -6.23e15

Показатель степени записывается после буквы е (Е), причем знак плюс не обязателен.

Внимание! В записи числа пробелы и знаки умножения недопустимы!

Переменные

В математике с понятием переменной связывают некоторый поименованный объект, который может принимать одно значение из допустимого множества значений.

В программировании термин переменная означает ячейку оперативной памяти, в которой находится текущее значение какого-то объекта программы. Имя переменной рассматривается как наименование или адрес такой ячейки памяти. Знание этого адреса дает возможность программисту изменять значение переменной в процессе выполнения программы.

Константам тоже выделяются необходимые ячейки памяти, однако их адреса программисту недоступны, поэтому значения констант нельзя изменить в процессе выполнения программы.

Таким образом, понятие переменной употребляется для обозначения поименованной величины, которая может принимать одно из допустимого диапазона значений. Обращение к переменной осуществляется по ее имени, которое программист выбирает сам, руководствуясь следующими правилами:

· имя переменной должно отражать ее назначение, то есть оно должно нести определенный смысл,

· имя может состоять из букв латинского алфавита, цифр и знаков подчеркивания,

· имя должно начинаться с буквы или знака подчеркивания,

· не допускается совпадение имени со служебными словами, именем программы, именами подпрограмм или функций.

Как и константы, переменные могут быть пяти стандартных типов: целые, вещественные, символьные, логические и строковые. Тип переменной определяет диапазон ее изменения.

Кроме стандартных типов, программист может использовать интервальные и перечисляемые типы.

Таким образом, любая переменная характеризуется уникальным именем, типом и конкретным значением из диапазона, определяемого ее типом.

Типы данных

Именование констант и переменных в программировании очень похоже на использование символических выражений в алгебре, однако для того, чтобы компилятор смог их обрабатывать, нужно снабдить его некоторой дополнительной информацией – выполнить описание. В этой информации сообщается о типе каждой именованной величины.

Идея типов берет свое начало в математике и логике и призвана предотвращать двусмысленные и ошибочные конструкции языка программирования.

Человек, решающий какую-либо задачу вручную, обладает интуитивной способностью быстро разобраться в типах данных и тех операциях, которые для каждого типа справедливы. Например, нельзя извлечь квадратный корень из слова или написать число с заглавной буквы. Одна из причин, позволяющих легко провести такое распознавание, состоит в том, что слова, числа, даты, время и другие данные для человека выглядят по-разному. Однако для компьютера все типы данных сводятся, в конечном счете, к последовательности битов, образующих байты – содержимому ячеек памяти. Поэтому в программах различие в типах следует делать явным.

Паскаль, как и другие языки программирования высокого уровня, позволяет отвлечься от представления данных в виде последовательности бит – двоичных разрядов, наилучшего с точки зрения компьютера. При написании программы программист может использовать понятия, соответствующие терминам решаемой задачи: целое и вещественное число, массив, запись, файл, множество. Это существенно упрощает решение. Естественно, что, в конце концов они отображаются на конкретное битовое представление.

Таким образом, тип определяет множество значений, которые могут принимать объекты программы (константы, переменные), а также совокупностьопераций, допустимых над этими значениями.

Как уже было сказано, в Паскале имеется пять стандартных:

1. целый,

2. вещественный,

3. символьный,

4. логический

5. строковый

и два нестандартных:

1. интервальный

2. перечисляемый

типов данных.

Введение концепции типов данных в Паскале привело к следующему:

· каждая единица языка программирования (константа, переменная, выражение, функция) имеет только один тип. Тип определяет множество значений, которое может принимать это данное,

· явное введение типов позволяет четко установить тип каждой программной единицы перед выполнением самой программы,

· между каждым типом и некоторым ограниченным подмножеством операций существует однозначная связь, то есть для каждого типа определен свой ограниченный набор операций,

· использование типов вносит избыточность в сам язык, но это существенно помогает при обнаружении ошибок в структуре алгоритма, реализованного в программе.

Стандартные функции

Стандартные функции служат для вычисления значений некоторых математических функций.

При обращении к ним необходимо записать имя функции и в скобках указать аргумент – константу, переменную или выражение. Имена стандартных функций соответствуют общепринятым:

Abs(x)|x|Abs(-2.5) = 2.5

Sqr(x)x2Sqr(25) = 625

Sqrt(x) A b c d e f g h i j k l m n o p q r s t u v w x y z - student2.ru Sqrt(225) = 15

Exp(x)exExp(0.0) = 1.0

Ln(x) ln xLn(1.0) = 0.0

Sin(x) sin x Sin(0.0) = 0.0

Cos(x)cos x Cos(0.0) = 1.0

Arctan(x)arctg xArctan(0.0) = 0.0

Trunc(x) целая часть аргумента Trunc(2.7) = 2

Round(x) округление аргумента Round(2.7) = 3

Frac(x) дробная часть аргумента Frac(2.7) = 0.7

Int(x) целая часть аргумента Int(2.7) = 2.0

Pred(x) предыдущее значение Pred(5) = 4

аргумента Pred(-5) = -6

Pred(‘c’) = ‘b’

Succ(x) следующее значение Succ(5) = 6

аргумента Succ(-5) = -4

Succ(‘c’) = ‘d’

Ord(c) порядковый номер символа Ord(‘A’) = 65

(код символа) Ord(‘B’) = 66

Ord(‘0’) = 48

Ord(‘1’) = 49

но Ord(1) = 1

Chr(x) символ по его номеру Chr(65) = ‘A’

(коду) Chr(48) = ‘0’

Odd(x) определение нечетности Odd(7) = True

целочисленного аргумента Odd(8) = False

Правила использования стандартных функций:

ü аргументы тригонометрических функций должны задаваться в радианах

ü аргументы функций Pred(), Succ() – только целые числа или символы алфавита Паскаля

ü аргументы функции Ord() – только символы алфавита Паскаля

ü аргументы функции Chr() – только целые числа в диапазоне от 32 до 255

ü аргументы функции Odd() – только целые числа.

Выражения

Программа на алгоритмических языках представляет собой последовательность операторов, записанных в соответствии с принятыми правилами.

Оператор – это конструкция, определяющая представление информации в компьютере и служащая указанием ему для выполнения определенных действий.

Важнейшей составляющей частью любой программы являются операторыприсваивания, приписывающие переменным определенные значения. Действия и последовательность вычислений в операторах присваивания определяются выражениями.

Под выражением понимается последовательность констант, переменных и функций, называемых операндами, связанных круглыми скобками и знаками математических операций. В зависимости от типа операндов, используемых в выражениях, различают выражения целого, вещественного и логического типов.

Выражения целого типа

В этих выражениях используются операнды только целого типа, связанные круглыми скобками и знаками операций:

+ сложение x + y 5 + 3 = 8

- вычитание x – y 5 – 3 = 2

* умножение x * y 5 * 3 = 15

/ деление x / y 5 / 3 = 1

Div деление нацело x Div y 5 Div 3 = 1

10 Div 3 = 3

10 Div (-3) = -3

3 Div 5 = 0

125 Div 10 = 12

Mod остаток от деления x Mod y 5 Mod 3 = 2

10 Mod 3 = 1

10 Mod (-3) = 1

3 Mod 5 = 3

125 Mod 10 = 5

Как видно, для целочисленных операндов операции Div и / эквивалентны: их результат – целая часть частного без округления.

В Паскале нет отдельной операции возведения в степень, поэтому для ее реализации используется соотношение:

xa = ea ln x

Для изменения значения аргумента можно использовать процедуры инкремента и декремента:

Inc(x) увеличение аргумента на 1

Inc(x, n) увеличение аргумента на n

Dec(x) уменьшение аргумента на 1

Dec(x, n) уменьшение аргумента на n

Порядок вычисления выражений целого типа:

1. вычисление значений функций

2. выполнение операций типа умножения: * / Div Mod

3. выполнение операций типа сложения: + -

Порядок вычислений может быть изменен с помощью круглых скобок.

Правила записи выражений целого типа:

· нельзя пропускать (подразумевать) знаки операций; особенно это относится к знаку умножения *

· нельзя ставить рядом два знака операций

· операции Mod и Div необходимо выделять пробелами:

Неправильно правильно

3y 3*y

(a + b)(c – d) (a + b) * (c – d)

r – s * -5 r – s * (-5)

Примеры записи выражений целого типа:

Наши рекомендации