Объектно-ориентированных программ
Технология объектно-ориентированного программирования предполагает, что любая процедура или функция в программе представляет собой метод объекта некоторого класса, причем класс должен формироваться в программе, как только возникает необходимость описания новых объектов программирования. Каждый новый шаг в разработке алгоритма также должен представлять собой разработку нового класса на основе уже существующих классов. Таким образом, формируется иерархия классов и, в конце концов, вся программа будет представлять собой объект некоторого класса с единственным методом run (выполнить).
В технологии объектно-ориентированного программирования схема взаимодействия методов и данных принципиально иная, чем при технологии структурного программирования: метод, вызываемый для одного объекта, как правило, не вызывает другой метод непосредственно. Для начала он должен иметь доступ к другому объекту (создать, получить указатель, использовать внутренний объект в текущем объекте и т. д.), после чего он уже может вызвать для него один из известных методов. Таким образом, структура программы определяется взаимодействием объектов различных классов между собой. Взаимосвязь между объектами осуществляется посредством сообщений.
Большинство объектно-ориентированных систем организованы так, что их объекты состоят из видимых и приватных частей. Это делается с целью того, чтобы не создавать лишних копий не меняющихся частей объектов, приводящее к разбрасыванию ресурсов памяти. Общие для всех объектов одного типа части кода запоминаются на уровне класса. Чаще всего сюда попадают коды методов и переменные класса, составляющие разделяемую часть объектов. Класс содержит информацию о том, какие переменные создавать, но запоминаются они самим экземпляром.
К достоинствам объектно-ориентированного программирования следует отнести:
исключение избыточного кода;
возможность защиты объектов от кода других частей программы;
поддержка повторного использования отдельных составляющих программ;
создание более открытых систем;
экономия времени за счет построения программы из готовых, отлаженных частей;
К недостаткам объектно-ориентированного программирования относят:
ухудшение быстродействия системы, которое обусловлено посылкой сообщений от одного объекта к другому. Обращение к методу может занимать в 2-2,5 раза больше времени, чем к обычной подпрограмме;
необходимость создания методов для доступа к запрещенным переменным объекта, а многочисленность методов приводит к излишнему количеству вызовов.
Тем не менее, достоинства объектно-ориентированных систем, как правило, перевешивают перечисленные недостатки. Опыт также показывает, что размер исполнимых модулей таких систем обычно меньше.
ТЕСТИРОВАНИЕ, ОТЛАДКА И ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОГРАММ
ПРОГРАММНЫЕ ОШИБКИ
Программ без ошибок не существует. Практика пока-зывдет, что виновниками ошибок в программах чаще всего бывают сами программисты. Один из общих законов практического программирования состоит в том, что ни одна программа не дает желаемых результатов при первой попытке трансляции и выполнения. Некоторое представление о действительных причинах появления ошибок в работе программы дает следующее процентное соотношение источников сбоев:
Входные данные 1%
Ошибки пользователя 5%
Аппаратура 1%
Системное программное обеспечение 3%
Разработка системы 15%
Программирование 75%
Программист должен не только писать эффективные программы, но и находить в них всевозможные ошибки. Современная практика обучения программированию ориентирована, в основном, только на выполнение программистом первой половины своей работы. Это все равно, как если обучать летчика только взлету, предполагая, что с посадкой машины он как-нибудь разберется сам, если будет выполнять все операции взлета в обратном порядке.
Существуют два типа программных ошибок:
синтаксические ошибки — возникают из-за нарушения правил языка программирования. Такие ошибки обычно выявляются во время компиляции. Могут быть исключены сравнительно легко. Даже если не просматривать текст программы можно быть уверенным, что компилятор на стадии трансляции найдет ошибки и выдаст соответствующие предупреждения. Фактически поиск ошибок осуществляет компилятор, а их исправление — программист;
семантические (логические) ошибки - те, что приводят к некорректным вычислениям или ошибкам во время выполнения (run-time error). Семантические, ошибки устраняют обычно посредством выполнения программы с тщательно подобранными проверочными данными, для которых известен правильный ответ.
ТЕСТИРОВАНИЕ
Тестирование (testing) - любой вид деятельности, в рамках которого путем реального выполнения каких-либо задач проверяется соответствующая работа либо системы в целом, либо составной ее части.
Тестирование программы (program testing) - проверка, которая проводится в ходе прогона программы с целью убедиться, работает ли она так, как требуется. Это осуществляется при выполнении одного или нескольких тестовых прогонов, при которых в программную систему подаются входные (тестовые данные), а реакция системы фиксируется для последующего анализа. Может осуществляться как с ЭВМ, так и без ЭВМ.
Один из главных законов тестирования гласит: «Тестирование программы или ее отдельных модулей не должен осуществлять программист (группа программистов), создавший эту программу или модуль».
Для обеспечения достаточной степени надежности тестирования должен быть специальный отдел в фирме или привлечены программисты из сторонних организаций. Первоначально разработчик сам устраняет мелкие ошибки. Когда компиляция модуля завершается, и компилятор выдает соответствующее сообщение «Compile successful", программист обычно запускает откомпилированный фрагмент и производит несколько тестов.
После такого поверхностного тестирования разработчиком законченный модуль должен быть протестирован другим программистом. Дело в том, что разработчик изначально настраивается на какой-то один вид возможной ошибки и, не обнаружив ее при предварительном тестировании, не склонен проверять другие участки модуля. Сторонний программист рассматривает модуль, подключенный к программе как своего рода «черный ящик» и пытается запускать его на предельных нагрузках.
Статистика свидетельствует, что стоимость тестирования составляет не менее 50% всей стоимости начальной разработки.
Сколько бы сил, времени и денег не было потрачено на тестирование, один из главных законов программирования действует с неотвратимостью рока: «Тесты могут доказать наличие ошибок в программе, но они не могут доказать их отсутствия» (Э. Дейкстра «Заметки по структурному программированию»).
При тестировании могут возникать следующие вопросы:
1) Искать все ошибки или грубейшие?
2)Если не все, то как установить порог допустимости ошибки?
3)Когда завершать тестирование?
4)Что делать, если сроки поджимают или нет ресурсов на дальнейшее тестирование?
5) Где остановиться в документировании тестов?
Ответы на них во многом зависят от того, что считать качественной программой?
Качественная программа - это программа, выполняющая заранее объявленные действия известным способом и не выполняющая никаких необъявленных действий.
Под объявленными действиями понимаются, в том числе, и алгоритмы обработки данных. Таким образом, тестирование должно выполняться до тех пор, пока программа не избавится от всех необъявленных действий (частным случаем которых является неверная обработка, то есть, в сущности, просто порча данных).
ХОД ТЕСТИРОВАНИЯ
В процессе тестирования программного обеспечения осуществляются следующие виды деятельности:
Ручной прогон. На этом шаге программист с помощью карандаша и листа бумаги моделирует прохождение данных через программу. При изучении текста программы от начала до конца, трудно проверить всевозможные комбинации данных. Самое большее, что можно сделать на практике, - проверить всевозможные типы или наиболее вероятные наборы комбинаций данных. Если они дают правильные результаты, предполагается, что непроверенные комбинации также дадут правильные результаты.
Проектирование тестов. Является наиболее ответственным процессом. Очень часто тест создается вручную. Иногда применяют генераторы тестовых данных - специальные программы, формирующие данные в соответствии со спецификациями, задаваемыми программистом. Тестовые данные могут систематически или случайно выбираться из другого заданного набора данных для уменьшения их общего количества.
Выполнение тестов. На этом этапе осуществляется проверка всех возможных алгоритмов специально подготовленными тестами, а также выявляется, насколько интерфейс программы выдержит реальную нагрузку. Проблема заключается в том, что тестирование происходит на очень ограниченных объемах данных. Когда база данных будет насчитывать десятки, а то и сотни тысяч записей, скорость выполнения запросов пользователей может стать неприемлемой.
Изучение результатов тестирования. Выявление и устранение ошибок часто имеет циклический характер. Устранение одной ошибки может порождать другие ошибки. Особенно это касается работы с глобальными переменными, которые коварны тем, что нельзя сказать с полной уверенностью, что где-то на нижнем уровне подпрограмм изменение состояния переменной не приведет к новой ошибке.