Что такое мультимедиа и мультимедиа-компьютер?
Термин “мультимедиа” образован из слов “мульти” — много, и “медиа” — среда, носитель, средства сообщения, и в первом приближении его можно перевести как “многосредность” .
Мультимедиа — это собирательное понятие для различных компьютерных технологий, при которых используется несколько информационных сред, таких, как графика, текст, видео, фотография, движущиеся образы (анимация), звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение. |
Мультимедиа-компьютер — это компьютер, снабженный аппаратными и программными средствами, реализующими технологию мультимедиа. |
Области применения мультимедиа
o Обучение с использованием компьютерных технологий.
Специальными исследованиями установлено, что из услышанного в памяти остается только четверть, из увиденного — треть, при комбинированном воздействии зрения и слуха — 50%, а если вовлечь учащегося в активные действия в процессе изучения при помощи мультимедийных приложений — 75% .
o Информационная и рекламная служба.
o Развлечения, игры, системы виртуальной реальности.
Технологию мультимедиа составляют две основные компоненты — аппаратная и программная.
Аппаратные средства мультимедиа
Основные — компьютер с высокопроизводительным процессором с тактовой частотой 100–200 МГц, оперативной памятью 8–64 Мбайт, винчестерским накопителем ёмкостью 1–2 Гбайта и выше, накопителем на гибких магнитных дисках, манипуляторами, мультимедиа-монитором со встроенными стереодинамиками и видеоадаптером SVGA.
Специальные — приводы CD-ROM; TV-тюнеры и фрейм-грабберы; графические акселераторы (ускорители), в том числе, для поддержки трёхмерной графики; платы видеовоспроизведения; устройства для ввода видеопоследовательностей; звуковые платы с установленными микшерами и музыкальными синтезаторами, воспроизводящими звучание реальных музыкальных инструментов; акустические системы с наушниками или динамиками и др.
Программные средства мультимедиа
Мультимедийные приложения — энциклопедии, интерактивные курсы обучения по всевозможным предметам, игры и развлечения, работа с Интернет, тренажёры, средства торговой рекламы, электронные презентации, информационные киоски, установленные в общественных местах и предоставляющие различную информацию, и др.
Cредства создания мультимедийных приложений — редакторы видеоизображений; профессиональные графические редакторы; средства для записи, создания и редактирования зву-ковой информации, позволяющие подготавливать звуковые файлы для включения в программы, изменять амплитуду сигнала, наложить или убрать фон, вырезать или вставить блоки данных на каком-то временном отрезке; программы для манипуляции с сегментами изображений, изменения цвета, палитры; программы для реализации гипертекстов и др.
Технологии мультимедиа
Телевизионный приём — вывод телевизионных сигналов на монитор компьютера на фоне работы других программ.
Видеозахват — “захват” и “заморозка” в цифровом виде отдельных видеокадров.
Анимация — воспроизведение последовательности картинок, создающее впечатление движущегося изображения.
Звуковые эффекты — сохранение в цифровом виде звучания музыкальных инструментов, звуков природы или музыкальных фрагментов, созданных на компьютере, либо записаных и оцифрованых.
Трёхмерная (3D) графика — графика, создаваемая с помощью изображений, имеющих не только длину и ширину, но и глубину.
Музыка MIDI (Musical Instrument Digital Interface, цифровой интерфейс музыкальных инструментов) — стандарт, позволяющий подсоединять к компьютеру цифровые музыкальные инструменты, используемые при сочинении и записи музыки.
Виртуальная реальность (Virtual Reality, VR). Слово “виртуальный” означает “действующий и проявляющий себя как настоящий”. Виртуальная реальность — это высокоразвитая форма компьютерного моделирования, которая позволяет пользователю погрузиться в модельный мир и непосредственно действовать в нём. Зрительные, слуховые, осязательные и моторные ощущения пользователя при этом заменяются их имитацией, генерируемой компьютером.
Признаки устройств виртуальной реальности: моделирование в реальном масштабе времени; имитация окружающей обстановки с высокой степенью реализма; возможность воздействовать на окружающую обстановку и иметь при этом обратную связь.
Пример использования виртуальной реальности: архитектурно-строительная компания использует программное обеспечение, позволяющее заказчикам “посетить” виртуальный образ будущего архитектурного сооружения задолго до того, как будет начато строительство.
Вопросы для самоконтроля
2.1. Какова роль аппаратуры (HardWare) и программного обеспечения (SoftWare) компьютера?
2.2. Какие основные классы компьютеров Вам известны?
2.3. В чём состоит принцип действия компьютеров?
2.4. Из каких простейших элементов состоит программа?
2.5. Что такое система команд компьютера?
2.6. Перечислите главные устройства компьютера.
2.7. Опишите функции памяти и функции процессора.
2.8. Назовите две основные части процессора. Каково их назначение?
2.9. Что такое регистры? Назовите некоторые важные регистры и опишите их функции.
2.10. Сформулируйте общие принципы построения компьютеров.
2.11. В чём заключается принцип программного управления? Как выполняются команды условных и безусловных переходов?
2.12. В чём суть принципа однородности памяти? Какие возможности он открывает?
2.13. В чём заключается принцип адресности?
2.14. Какие архитектуры называются "фон-неймановскими"?
2.15. Что такое команда? Что описывает команда?
2.16. Какого рода информацию может содержать адресная часть команды?
2.17. Приведите примеры команд одноадресных, двухадресных, трёхадресных.
2.18. Каким образом процессор при выполнении программы осуществляет выбор очередной команды?
2.19. Опишите основной цикл процесса обработки команд.
2.20. Что понимается под архитектурой компьютера? Какие характеристики компьютера определяются этим понятием? Верно ли, что общность архитектуры разных компьютеров обеспечивает их совместимость в плане реализации функциональных элементов?
2.21. Что понимается под структурой компьютера? Какой уровень детализации описания компьютера может она обеспечить?
2.22. Перечислите распространённые компьютерные архитектуры.
2.23. Каковы отличительные особенности классической архитектуры?
2.24. Что собой представляет шина компьютера? Каковы функции общей шины (магистрали)?
2.25. Какую функцию выполняют контроллеры?
2.26. Как характер решаемых задач связан с архитектурой компьютера?
2.27. Какие отличительные особенности присущи многопроцессорной архитектуре? Многомашинной архитектуре? Архитектуре с параллельным процессором?
2.28. Что такое центральный процессор?
2.29. Какие основные компоненты содержат в себе современные микропроцессоры?
2.30. Как конструктивно выполнены современные микропроцессоры?
2.31. Перечислите основные и производные единицы измерения количества памяти.
2.32. Назовите две основные разновидности памяти компьютера.
2.33. Перечислите основные компоненты внутренней памяти.
2.34. Что представляет собой ОЗУ? Каково её назначение?
2.35. В чём разница между памятью статической и динамической?
2.36. Что собой представляет модуль памяти типа SIMM? Какие другие типы модулей памяти Вы знаете?
2.37. Каково назначение кэш-памяти? Каким образом она реализуется?
2.38. Что такое специальная память? Характеризуйте её основные виды.
2.39. Что такое BIOS и какова её роль?
2.40. Каково назначение внешней памяти? Перечислите разновидности устройств внешней памяти.
2.41. Что собой представляет гибкий диск?
2.42. В чём суть магнитного кодирования двоичной информации?
2.43. Как работают накопители на гибких магнитных дисках и накопители на жёстких магнитных дисках?
2.44. Каковы достоинства и недостатки накопителей на компакт-дисках?
2.45. Опишите работу стримера.
2.46. Как работает аудиоадаптер? Видеоадаптер?
2.47. Какие типы видеоплат используются в современных компьютерах?
2.48. Назовите главные компоненты и основные управляющие клавиши клавиатуры.
2.49. Перечислите основные компоненты видеосистемы компьютера.
2.50. Как формируется изображение на экране цветного монитора?
2.51. Как устроены жидкокристаллические мониторы? Проведите сравнение таких мониторов с мониторами, построенными на основе ЭЛТ.
2.52. Опишите работу матричных, лазерных и струйных принтеров.
2.53. Чем работа плоттера отличается от работы принтера?
2.54. Опишите способ передачи информации посредством модема.
2.55. Перечислите основные виды манипуляторов и опишите принципы из работы.
2.56. Что понимают под персональным компьютером?
2.57. Какие характеристики компьютера стандартизируются для реализации принципа открытой архитектуры?
2.58. Что такое аппаратный интерфейс?
2.59. Каково назначение контроллеров и адаптеров? В чём заключается разница между контроллером и адаптером?
2.60. Что такое порты устройств? Охарактеризуйте основные виды портов.
2.61. Перечислите основные блоки современного компьютера.
2.62. Каково назначение межкомпьютерной связи?
2.63. Опишите технологию "клиент–сервер".
2.64. Каким образом преодолевается проблема несовместимости интерфейсов в компьютерных сетях?
2.65. Что такое протокол коммуникации?
2.66. Почему данные передаются при помощи пакетов?
2.67. Охарактеризуйте основные виды сетевых топологий.
2.68. Назовите характеристики распространённых сетевых архитектур.
2.69. Дайте краткую характеристику специального сетевого оборудования.
2.70. В каких областях и с какой целью применяются локальные сети?
2.71. Перечислите основные сервисы сети Интернет.
2.72. Что такое IP-адрес?
2.73. Какие основные услуги предоставляет пользователям система WWW?
2.74. Как организованы системы информационного поиска сети Интернет?
2.75. Дайте сравнительную характеристику систем информационного поиска Yahoo! и Alta Vista.
2.76. Охарактеризуйте основные виды технологий мультимедиа.
2.77. Приведите примеры устройств "виртуальной реальности" и опишите принципы их работы.
2.78. Каким вам представляется мультимедийный компьютер?
2.79. Какой носитель информации используется для распространения мультимедиа-программ?
2.80. Охарактеризуйте средства создания мультимедиа-приложений.