Правила записи текста программ в Паскале
С помощью приведенных выше простых программ вы изучили не только операторы ввода-вывода, но и освоили некоторые правила написания программного кода в Паскале. Перечислим их.
После каждого оператора (кроме begin и end) ставятся точка с запятой. После слова begin ничего не ставится, а после слова end, означающего конец программы, нужно ставить точку.
Текстовая (строковая) переменная в Паскале заключается в апострофы '... ' (для сравнения: в Бэйсике она заключается в двойные кавычки "...").
Служебные слова (program, begin, end, integer, real и т.д.) обычно
• пишутся строчными буквами, а имена констант, переменных, процедур,
• функций начинаются с прописных букв. Операторы записываются только X строчными буквами.
В одной строке программы содержится один оператор. Логически подчиненные структуры записываются на одну позицию правее той структуры, которой они подчинены.
Эти правила написания программ не являются обязательными, то есть вы можете, например, набирать операторы прописными буквами или каждую строку программы начинать с крайней левой позиции. Кроме того, в одной строке может быть несколько операторов, разделенных точками с запятой. Однако читать и проверять такую программу будет не удобно. Поэтому рекомендуется пользоваться приведенными правилами, которые общеприняты среди программистов.
Вопросы для самоконтроля.
1. Как записывается процедура вывода текста?
2. Как будет выглядеть процедура вывода значений нескольких переменных?
3. Запишите оператор ввода константы, текста, нескольких переменных.
4. Что произойдет, если для переменной будут введены данные, которые не соответствуют определенному для нее типу?
5. Какими правилами обычно руководствуются при записи программ на языке Паскаль?
6. Зачем вводятся различные отступы начала строки в тексте программы?
Типы переменных
Целый | integer |
Вещественный | real |
Логический | Boolean |
Символьный | Char |
Пример:
Var a: real;
d, c: integer;
Это означает, что у нас описано три переменных.
В программе операторы могут быть:
А:=3,4;
А:=5/с;
D:=8;
C:=8 div 3;
Примеры программ
Ваша первая программа
Пример №1
Program MyFirstProgram;
const
text=’Я программирую на Турбо Паскале’;
Begin
Writeln (text);
End.
Пример №2
ProgramPrimer;
Var k, l, m: integer; (вводимые числа)
Begin
Writeln (‘введите целые числа k, l, m:’);
Read (k, l, m:’);
End.
Пример №3
Ввести с клавиатуры два целых числа, найти отношение первого числа ко второму и вывести полученный результат на экран.
Program Primer;
Var n1, n2: integer; (вводимые числа)
x: real;
Begin
Write (‘n1=’); (сообщить о вводе n1)
Readln (n1); (ввести n1)
Write (‘n2=’); (сообщить о вводе n2)
Readln (n2); (ввести n2)
x:=n1/n2; (найти результат)
Writeln (‘n1/n2=’,x); (вывести результат)
End.
Программа №1 Program First; Var t: integer; y: real; begin t:=2; y:= exp(2*t); write (‘y=’,y); end. | Программа №2 Program Second; Var i: integer; y: real; begin For i:=1 to 10 do y:=i/2; end. |
Самостоятельно составить программу функции:
Y=sin(x)+(t*2)/2