Правила записи текста программ в Паскале

С помощью приведенных выше простых программ вы изучили не только опе­раторы ввода-вывода, но и освоили некоторые правила написания программного кода в Паскале. Перечислим их.

После каждого оператора (кроме begin и end) ставятся точка с запятой. После слова begin ничего не ставится, а после слова end, означающего конец программы, нужно ставить точку.

Текстовая (строковая) переменная в Паскале заключается в апострофы '... ' (для сравнения: в Бэйсике она заключается в двойные кавычки "...").

Служебные слова (program, begin, end, integer, real и т.д.) обычно

• пишутся строчными буквами, а имена констант, переменных, процедур,

• функций начинаются с прописных букв. Операторы записываются только X строчными буквами.

В одной строке программы содержится один оператор. Логически подчиненные структуры записываются на одну позицию правее той структуры, которой они подчинены.

Эти правила написания программ не являются обязательными, то есть вы мо­жете, например, набирать операторы прописными буквами или каждую строку программы начинать с крайней левой позиции. Кроме того, в одной строке может быть несколько операторов, разделенных точками с запятой. Однако читать и проверять такую программу будет не удобно. Поэтому рекомендуется пользо­ваться приведенными правилами, которые общеприняты среди программистов.

Вопросы для самоконтроля.

1. Как записывается процедура вывода текста?

2. Как будет выглядеть процедура вывода значений нескольких переменных?

3. Запишите оператор ввода константы, текста, нескольких переменных.

4. Что произойдет, если для переменной будут введены данные, которые не соответствуют определенному для нее типу?

5. Какими правилами обычно руководствуются при записи программ на языке Паскаль?

6. Зачем вводятся различные отступы начала строки в тексте программы?

Типы переменных

Целый integer
Вещественный real
Логический Boolean
Символьный Char

Пример:

Var a: real;

d, c: integer;

Это означает, что у нас описано три переменных.

В программе операторы могут быть:

А:=3,4;

А:=5/с;

D:=8;

C:=8 div 3;

Примеры программ

Ваша первая программа

Пример №1

Program MyFirstProgram;

const

text=’Я программирую на Турбо Паскале’;

Begin

Writeln (text);

End.

Пример №2

ProgramPrimer;

Var k, l, m: integer; (вводимые числа)

Begin

Writeln (‘введите целые числа k, l, m:’);

Read (k, l, m:’);

End.

Пример №3

Ввести с клавиатуры два целых числа, найти отношение первого числа ко второму и вывести полученный результат на экран. Правила записи текста программ в Паскале - student2.ru

Program Primer;

Var n1, n2: integer; (вводимые числа)

x: real;

Begin

Write (‘n1=’); (сообщить о вводе n1)

Readln (n1); (ввести n1)

Write (‘n2=’); (сообщить о вводе n2)

Readln (n2); (ввести n2)

x:=n1/n2; (найти результат)

Writeln (‘n1/n2=’,x); (вывести результат)

End.

Программа №1 Правила записи текста программ в Паскале - student2.ru Program First; Var t: integer; y: real; begin t:=2; y:= exp(2*t); write (‘y=’,y); end.   Программа №2 Правила записи текста программ в Паскале - student2.ru Program Second; Var i: integer; y: real; begin For i:=1 to 10 do y:=i/2; end.  

Самостоятельно составить программу функции:

Y=sin(x)+(t*2)/2

Наши рекомендации