Кратко рассмотрим некоторые из них
Снятие информации с технических каналов связи - это ОРМ, направленное на конспиративное получение с последующим документированием субъектами оперативно-розыскной деятельности фактической или оперативно-значимой информации, путём съёма (перехвата) с помощью специальных технических средств текстовой, графической и иной информации, передаваемой проверяемыми лицами по телексным, факсимильным, селекторным, радиорелейным каналам передачи данных, системам персонального радиовызова (пейджинговая связь), а также линиям абонентского телеграфирования, IP-телефонии, электронной почте и иным каналам связи.
Для технического обеспечения проведения данного мероприятия на сетях электросвязи, используемых для услуг передачи данных телематических служб, включая Интернет, создана Система технических средств по обеспечению ОРМ (СОРМ) «технические требования», которая регламентирована приказом Министерства информационных технологий и связи РФ от 16 января 2008 г. № 6 «Об утверждении требований к сетям электросвязи для проведения оперативно-розыскных мероприятий». Данное ОРМ осуществляется только на основании соответствующего судебного решения с использованием оперативно-технических сил и средств подразделений МВД России и ФСБ России.
Наблюдение - состоит в тайном, целенаправленном, систематическом, непосредственном (визуальном) или опосредованном (с помощью использования специальных технических средств) восприятии и фиксации фактической или оперативно-значимой информации для решения конкретных задач оперативно-розыскной деятельности.
В зависимости от метода получения информации (непосредственно или с помощью удаленного доступа) выделяют три основных вида наблюдения: физическое, электронное и смешанное. Физическое - основано на визуальном методе получения информации и заключается в негласном, непосредственном восприятии наблюдателем деятельности изучаемого лица или объекта. Наблюдателем является, как правило, сотрудник оперативно-поискового подразделения субъекта оперативно-розыскной деятельности или агент.
Электронное - проводится с помощью специальных технических средств с удаленного контрольного пункта и заключается в негласном, направленном восприятии деятельности изучаемого лица или материального объекта посредством аудио - и видео - средств, с целью слухового или визуального контроля, а также документирования преступных действий.
Электронное наблюдение, как оперативно-техническое мероприятие, проводится сотрудниками оперативно-технических подразделений субъектов оперативно-розыскной деятельности. Его не стоит смешивать с электронным наблюдением, осуществляемым в публичных местах (вокзалы, метро, магазины, автомобильные стоянки и т. п.). В данном случае преследуются совершенно другие цели, не ограничиваются конституционные права граждан и не привлекаются субъекты оперативно-розыскной деятельности. Но относиться наблюдение с использованием сетей связи при помощи специальных компьютерных программ и компьютерных устройств. Разновидностями такого наблюдения являются:
электронное наблюдение на сетях связи общего пользования;
электронное наблюдение на выделенных сетях связи;
электронное наблюдение на технологических сетях связи, присоединенных к сети связи общего пользования.
Сеть связи общего пользования предназначена для возмездного оказания услуг электросвязи любому пользователю услугами связи на территории Российской Федерации и включает в себя сети электросвязи, определяемые географически в пределах обслуживаемой территории и ресурса нумерации, и не определяемые географически в пределах территории Российской Федерации и ресурса нумерации, а также сети связи, определяемые по технологии реализации оказания услуг связи. Сеть связи общего пользования представляет собой комплекс взаимодействующих сетей электросвязи, в том числе сети связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания. Сеть связи общего пользования имеет присоединение к сетям связи общего пользования иностранных государств (ст. 13 Федерального закона «О связи»)
Выделенными сетями связи являются сети электросвязи, предназначенные для возмездного оказания услуг электросвязи ограниченному кругу пользователей или группам таких пользователей. Выделенные сети связи могут взаимодействовать между собой. Выделенные сети связи не имеют присоединения к сети связи общего пользования, а также к сетям связи общего пользования иностранных государств. Технологии и средства связи, применяемые для организации выделенных сетей связи, а также принципы их построения устанавливаются собственниками или иными владельцами этих сетей. Выделенная сеть связи может быть присоединена к сети связи общего пользования с переводом в категорию сети связи общего пользования, если выделенная сеть связи соответствует требованиям, установленным для сети связи общего пользования. При этом выделенный ресурс нумерации изымается и предоставляется ресурс нумерации из ресурса нумерации сети связи общего пользования. Оказание услуг связи операторами выделенных сетей связи осуществляется на основании соответствующих лицензий в пределах указанных в них территорий и с использованием нумерации, присвоенной каждой выделенной сети связи в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области связи (ст. 14 Федерального закона «О связи»)
Технологические сети связи предназначены для обеспечения производственной деятельности организаций, управления технологическими процессами в производстве. Технологии и средства связи, применяемые для создания технологических сетей связи, а также принципы их построения устанавливаются собственниками или иными владельцами этих сетей. При наличии свободных ресурсов технологической сети связи часть этой сети может быть присоединена к сети связи общего пользования с переводе м в категорию сети связи общего пользования для возмездного оказания услуг связи любому пользователю на основании соответствующей лицензии. Такое присоединение допускается, если: часть технологической сети связи, предназначаемая для присоединения к сети связи общего пользования, может быть технически,^ или программно, или физически отделена собственником от технологической сети связи; присоединяемая к сети связи общего пользования часть технологической сети связи соответствует требованиям функционирования сети связи общего пользования. Части технологической сети связи, присоединенной к сети связи общего пользования, выделяется ресурс нумерации из ресурса нумерации сети связи общего пользования в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области связи (ст. 15 Федерального закона «О связи»),
В зависимости от способа передачи сигнала и используемых при этом средств связи (могут использоваться на любой из категорий сетей электросвязи):
1) электронное наблюдение на электронных (цифровых) автоматических телефонных станциях. Проводится на всех отечественных и импортных электронных автоматических телефонных станциях, устанавливаемых на территории России и входящих в состав единой сети электросвязи Российской Федерации («проводная» электросвязь). Включают в себя сельские, городские, управленческие, междугородние, международные и комбинированные электронные автоматические телефонные станции независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности. Предназначено для получения информации в различных режимах времени, как следственными органами, а в случае необходимости и судом, так и правоприменительными органами на основании действующего законодательства.
2) электронное наблюдение на сетях подвижной радиотелефонной связи;
3) электронное наблюдение в транкинговых системах подвижной радиотелефонной связи. Позволяет осуществлять контроль абонентских соединений и местоположение пользователей транкинговой подвижной радиосвязи в соответствии с действующим законодательством (название данного вида связи происходит от английского слова «trunk» ствол). Проводится на всех отечественных и импортных коммутаторах рассматриваемого вида связи стандарта SmartTrank, МРТ-1327, SmartNet, LTR, ESAS, ED ACS, TETRA и др.
4) электронное наблюдение на сетях персонального радиовызова общего пользования. Пейджинговая связь происходит от английского слова «page» - страница. Позволяет осуществлять мониторинг сообщений абонентов передаваемых операторами связи в стандарте FLEX, POGSAC и др.
5) электронное наблюдение на сетях документальной электросвязи. Сети документальной электросвязи включают себя такие трансграничные информационно-телекоммуникационные сети, как Интернет (World Wide Web -«всемирная информационная паутина»), электронную почту, факсимильную связь, системы передачи данных различной направленности, IP- телефонию (весь комплекс информации в электронном виде передаваемой по единой сети электросвязи России).
6) электронное наблюдение на системе глобальной подвижной персональной спутниковой связи. Позволяет осуществлять контроль информации, передаваемой по каналам спутниковой связи.
В качестве отдельного вида электронного наблюдения необходимо выделить видеозапись с использованием мультимедиа-технологий. Во всех больших городах постепенно увеличивается число видеокамер, объективы которых направлены не только на транспортные узлы, но и на пешеходные зоны, магазины, офисы, автостоянки, жилые помещения и т. д. На одной только Трафальгарской площади вокруг Колонны Нельсона установлено более 40 видеокамер наружного наблюдения. Как правило, управление видеонаблюдением является удаленным. Технологии позволяют пользователю контролировать события через Интернет с помощью веббраузера с любого компьютера и из любой точки мира.
Смешанное (комплексное) - основано на применении двух вышеназванных видов наблюдения одновременно.
Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений -заключается в действиях по конспиративной перлюстрации (перлюстрация (от лат. perlustrare) - вскрытие и просмотр без ведома адресата) письменной или иной зафиксированной на материальном носителе корреспонденции с целью обнаружения сведений о преступной деятельности изучаемого лица, проводимой специальными подразделениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, посредством личного участия в организации и проведении непосредственно в учреждениях связи по месту отправления или поступления объектов контроля, используя при этом помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.
Субъектом рассматриваемого оперативно-технического мероприятия в соответствии с ч. 4 ст. 6 Закона об ОРД является ФСБ. Детализацию этой нормы см.: п. 1 Указа Президента РФ от 01.09.1995 г. № 891 «Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 24. Ст. 2954.
Прослушивание телефонных переговоров - комплексное оперативно-техническое мероприятие по конспиративному слуховому контролю с обязательным использованием специальных технических средств переговоров, ведущихся лицами оперативной заинтересованности субъектов оперативно-розыскной деятельности, с использованием названными лицами линий единой сети электросвязи России и услуг операторов связи России, их документированием с целью получения фактической или оперативнозначимой информации о преступной деятельности изучаемого лица.
Прослушивание телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи проводится с использованием оперативно-технических сил и средств, в том числе органов ФСБ России, МВД России в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Отметим, что проведение ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения.
В связи с тем, что хищения могут носить международный (трансграничный) характер, в ходе документирования должно осуществляться взаимодействие с правоохранительными органами иностранных государств по каналам Интерпола и др.
В соответствии с Инструкцией по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола, утвержденной приказом МВД РФ № 786, Минюста РФ № 310, ФСБ РФ № 470, ФСО РФ № 454, ФСКИ РФ № 333, ФТС РФ № 971 от 6 октября 2006 г.129 (далее - Инструкция по линии Интерпола), оперативные подразделения посредством Национального центрального бюро Интерпола при МВД России могут обратиться с запросом к правоохранительным органами иностранных государств - членов Интерпола, Генеральному секретариату с целью получения следующей информации по фактам трансграничных хищений:
о сетевых адресах, именах доменов и серверов организаций и пользователей;
о содержании протоколов, трейсингов, логических файлов; об электронной информации, заблокированной в порядке оперативного взаимодействия правоохранительных органов при пресечении трансграничных правонарушений;
о провайдерах и дистрибьюторах сетевых и телекоммуникационных услуг;
о физических и юридических лицах, имеющих отношение к хищению и др.
Также НЦБ Интерпола МВД России осуществляет международный обмен информацией о преступлениях, связанных с хищением денежных средств с банковских платежных карт. С этой целью в телекоммуникационной сети Интерпола 1-24/7 функционирует директория прямого доступа к базам данных по «BIN» платежных систем «MasterCard» и «Visa» (удаленно - «American Express»).
При проверке 6-значного «BIN» платежной карты база данных выдает информацию о банке-эмитенте и государстве его нахождения.
Кроме того, оперативные подразделения могут воспользоваться возможностями Национального контактного пункта и каналами связи «горячей линии», предназначенных для оперативного взаимодействия с правоохранительными органами государств - участников СНГ управления «К» БСТМ МВД России в целях выявления и раскрытия трансграничных хищений. Каналы связи «горячей линии», предназначенные для оперативного взаимодействия с правоохранительными органами стран Содружества, определены в соответствии с решением Совета министров внутренних дел (полиции) государств - участников СНГ от 7 сентября 2007 г. «О повышении эффективности сотрудничества в борьбе с преступностью в сфере информационных технологий».
Как правило, продуманное и грамотное документирование в рамках исполнения поручений следователей (дознавателей) позволяет выявить данные, указывающие на признаки хищения рассматриваемого вида, всех лиц, причастных к его совершению, формальные и неформальные связи между ними, их характеризующие данные, в том числе клички (сетевые псевдонимы) и посещаемые сайты в сети Интернет, в том числе «хакерской» направленности, средства хищений (компьютеры, программное обеспечение, банковские карты, телефоны, с которых устанавливается связь, автотранспорт и т. п.), и т. п., что предопределяет успех не только первоначальных следственных действий по закреплению доказательств и задержанию преступников, но и результативность всего предварительного следствия. В частности, документирование позволяет создать предпосылки последующему доказыванию обстоятельств создания, распространения и использования вредоносных программ, предназначенных для блокировки, уничтожения, модификации компьютерной информации и нейтрализации средств защиты при неправомерном доступе к банковским счетам.
Результаты проверки сообщений о хищениях, представляемые должностным лицом ОПС для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать не только достаточные данные, указывающие на признаки преступления, но и сведения о том, где, когда данные признаки обнаружены, при каких обстоятельствах имело место их обнаружение и очевидцах преступления (если они известны), о местонахождении объектов (компьютеры, банковские карты, документы и т. п.), которые могут быть признаны вещественными доказательствами по уголовному делу.
По информации ОПС, количество рассмотренных следователями проверочных материалов о хищениях, поступивших из органов дознания, за 2014 - 2015 гг. составило 8177. При этом в 2015 г. таких материалов было рассмотрено в 2,8 раза больше, чем в 2014 г. (2014 г. - 2128, 2015 г. - 6049). Основным недостатком качественной составляющей таких материалов является неполнота проверки, что явилось основанием для возвращения в орган дознания всего за два года 2029 материалов, что составило 24,8 % от общего количества рассмотренных. Следует заметить, что в 2015 г. доля материалов, возвращенных в орган дознания по обозначенным основаниям, возросла по сравнению с 2014 г. на 23,9 % и составила 31 % (2014 г. -153, 2015 г. - 1876). Другими основаниями возвращения материалов в орган дознания явились: отсутствие признаков хищения - 31 (2014г.-8,2015г,-13), недостатки в материалах ОРМ - 31 (2014 г. - 15, 2015 г. - 16) и иные основания - 38 (2014 г. - 13, 2015 г. - 25).
Говоря о качестве материалов проверки сообщений о хищениях, которые поступают от органов дознания в ОПС, следует отметить, что по результатам опосредованного анкетирования большинство следователей оценивают его удовлетворительно - 69 %, а согласно мнению 21 % опрошенных качество таких материалов является неудовлетворительным, и всего 6 % респондентов полагают его хорошим.
Выделяя недостатки, имеющиеся в материалах проверки сообщений о хищениях, поступающих от органов дознания в органы предварительного следствия, большинство респондентов отметили следующие:
отсутствие в материалах сведений о движении похищенных средств (данных из коммерческих организаций, процессинговых центров и др.) -36 %;
отсутствие в материалах сведений о средствах совершения и сокрытия преступления (не установлена информация о нахождении «хостинг-сервиса», Интернет-сайта, о мерах защиты компьютерной информации и др.) - 27 %; в частности - отсутствие возможности установления серверов, в т. ч. за пределами РФ - 2 %;
отсутствие в материалах объяснений лиц, имеющих сведения о проверяемом событии (сотрудников Интернет-провайдера, отдела безопасности кредитной или иной коммерческой организации и др.) - 24 %.
Среди иных недостатков, присущих материалам проверки, респонденты также отметили:
недостатки в организации проведения ОРМ - 19 %, среди которых: непроведение ОРМ в полном объеме, в том числе по детализации телефонных звонков - 3 %, неполнота материалов ОРМ - 4 %, непроведение до возбуждения уголовного дела контроля и записи телефонных переговоров и отсутствие оперативности - 1 %;
отсутствие сведений, указывающих на признаки хищения - 9 %; отсутствие ответов из банков и сотовых компаний - 2 %, отсутствие выписок по счетам - 3 %, несвоевременное направление запросов и предоставление документов из кредитных организаций - 1 %;
неправильное определение территориальности и подследственности - 9 %;
нарушения законодательства при проведении ОРМ - 4 %, в том числе не в полном объеме предоставление документов и электронных носителей информации - 2 %;
недостатки в тактике проведения ОРМ - 4 %.
Результаты анкетирования в большей своей части подтверждаются анализом поступившей из ОПС информации. Так, по информации ГСУ ГУ МВД России по Кемеровской области, ГСУ ГУ МВД России по Новосибирской области и некоторых других ОПС характерными (типичными) ошибками (недостатками, проблемами), совершаемыми на стадии возбуждения уголовного дела и (или) документирования, являются невыяснение всех необходимых обстоятельств совершенного преступления, утрата вещественных доказательств, технические ошибки. По информации ГСУ ГУ МВД России по Нижегородской области - возбуждение нескольких уголовных дел по одному факту хищения, в связи с тем, что гражданин может подать несколько заявлений в разные инстанции. По информации СУ УМВД России по Омской области - направление запросов в коммерческие банки о предоставлении документов о наличии у потерпевшего банковского счета, платежной карты и движении денежных средств по ней, а также об адресате получателя похищенных денежных средств, без судебного решения. По информации СУ МВД Республики Хакасия - несвоевременное изъятие сотового телефона у потерпевшего с целью осмотра и проведения судебной технической экспертизы. По информации СУ МВД по Чувашской Республике - неправильное определение места и способов совершения преступного деяния. По информации СУ МВД России по Чукотскому автономному округу - нарушение законодательства при проведении ОРМ, а также непроведение ОРМ, направленных на установление лиц, совершивших хищения, использующих в преступных целях одни и те же абонентские номера и счета на протяжении до двух месяцев. По информации СУ МВД России по Владимирской области - направление запросов в сотовые компании только с целью установления лиц, на которые зарегистрированы абонентские номера, без установления соответствующего IMEI - кода устройств.
Некоторые ОПС обращают внимание на неверную квалификацию преступного деяния по ст. 159.6 УК РФ на стадии возбуждения уголовного дела. Одним из условий неверной квалификации, согласно информации СУ УМВД по Владимирской области, является то, что по результатам рассмотрения претензий потерпевших Владимирским отделением ПАО «Сбербанк России» высказывается предположение, что мобильные устройства заявителей, с помощью которых происходит дистанционное обслуживание их банковских счетов, поражены вредоносным программным обеспечением (вредоносной программой), позволяющим тайно для владельца счета похищать денежные средства, то есть фактически дистанционно управлять его счетом и мобильным устройством, а именно: направлять и получать SMS-команды от сервисного номера ОАО «Сбербанк России» 900, оставаясь при этом невидимым для владельца счета и мобильного устройства. Далее заявителю разъясняется, что согласно правил пользования банковскими картами, антивирусная безопасность его мобильного устройства полностью возлагается на владельца этого устройства. Ни в одном ответе не было предложено провести исследование мобильного устройства на предмет наличия в нем вредоносной программы.
В связи с отмеченным, представляется необходимым обратить внимание на следующие обстоятельства.
Во-первых, вопрос о квалификации преступного деяния, если о ней вообще уместно говорить в стадии возбуждения уголовного дела, находится в компетенции должностных лиц, осуществляющих проверку сообщений о хищениях денежных средств, совершаемых с использованием компьютерных технологий.
Во-вторых, установление признаков способа хищений находится в компетенции указанных должностных лиц, а не работников ОАО «Сбербанк России».
В-третьих, при наличии данных о совершенном хищении с использованием вредоносной программы следует, на основании ч.1 ст. 144 УПК РФ, провести исследование компьютерного (мобильного) устройства.
Между тем, как справедливо отмечается в информационных письмах ОПС, во многих регионах отсутствуют в системе ОВД необходимое программное обеспечение и специалисты, способные проводить исследование (судебные экспертизы) на предмет выявления в компьютерных устройствах вредоносных программ.
Перечисленные недостатки и ошибки в конечном итоге влияют на объективность, полноту и качество предварительного следствия. Устранение их в большинстве своем связано с надлежащей организацией деятельности ОВД в целом, разработкой методических рекомендаций и обучением, как следователей, так и иных должностных лиц, осуществляющих проверки по сообщениям о хищениях.
Как представляется, для принятия обоснованного решения о возбуждении уголовного дела о любой разновидности рассматриваемых хищений, в распоряжении следователя должны находиться следующие сведения и документы:
письменное заявление потерпевшего - гражданина или представителя юридического лица либо протокол принятия устного заявления о преступлении, составленный в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством;
рапорт об обнаружении признаков преступления и приложенные к нему материалы, полученные в ходе производства оперативно-розыскных мероприятий, и других проверочных действий;
письменное объяснение заявителя, в котором содержатся данные о времени и месте совершения и обнаружения преступления, предмете преступного посягательства и его индивидуальных признаках;
документы либо их копии, подтверждающие право собственности на похищенные денежные средства или их владением, право использования компьютерных технологий (ДБО, платежной карты и т. п.), например: письменный договор на получение услуг сети Интернет, электросвязи по конкретному абонентскому номеру или обслуживание по платежной карте; пластиковая карта; документ о праве обладания (пользования) программным обеспечением ДБО; базой данных, электронным ресурсом сети Интернет, электронной цифровой подписью и т. п;
письменное заключение специалиста и (или) заключение экспертов, проводивших исследование средств компьютерных технологий, в том числе компьютерных программ;
идентификационные данные о владельце (собственнике, пользователе) компьютерного устройства и его программного обеспечения, возможно, осуществившем несанкционированный доступ к информатизационной автоматизированной банковской системе, например: IP-адрес, IMEI или иной идентификатор компьютерного устройства или в информационно-телекоммуникационной сети либо сети электросвязи, а также логин, пароль и номер абонента в сети электросвязи (номер телефона), с помощью которых был осуществлен такой доступ;
протокол осмотра места происшествия, предметов и документов, в т.ч. электронных носителей информации, электронных документов, электронных сообщений, сайта или страницы в сети Интернет;
документы, подтверждающие факт использования орудий хищений (напр., вредоносных компьютерных программ), в том числе протоколы проведения соответствующих оперативно-розыскных мероприятий и приложенных к нему документов.
Представление результатов оперативно-розыскной деятельности должностным лицом ОПС осуществляется в соответствии с положениями Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд, утвержденной приказом МВД России № 776, Минобороны России № 703, ФСБ России № 509, ФСО России № 507, ФТС России № 1820, СВР России № 42, ФСИН России № 535, ФСКН России № 398, СК России № 68 от 27 сентября 2013 г.132 (далее - Инструкция о результатах ОРД), с учетом положений которой и методических рекомендаций133, а также специфики рассматриваемых хищений в направляемых для возбуждения уголовного дела материалах должны содержаться следующие сведения и документы:
сопроводительное письмо руководителя органа дознания (оперативной службы);
рапорт сотрудника, проводившего оперативно-розыскные и иные мероприятия;
документы, фиксирующие этапы проведения оперативно-розыскных мероприятий (за исключением сведений, составляющих государственную тайну);
протоколы наблюдений, оперативного эксперимента и контрольных закупок (при продаже, распространении электронных носителей информации с вредоносными компьютерными программами);
протоколы и стенограммы прослушивания телефонных переговоров и иных сообщений (радиообмена, пейджинговых, модемных, иных), перехвата информации с иных каналов связи, свидетельствующие о неправомерной деятельности конкретных лиц (необходимо иметь в виду, что согласно действующему законодательству указанные оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться только на основании судебного решения и только в отношении преступлений особо тяжких, тяжких и средней тяжести);
протоколы перехвата и регистрации информации электронной почты лиц, причастных к хищению;
протоколы оперативного наблюдения с приобщенными фото- и видеокадрами;
материалы оперативных экспериментов;
протоколы изъятия образцов для сравнительного исследования с участием специалистов;
протоколы (акты) изъятия компьютерных устройств либо отражение такого изъятия непосредственно в протоколах оперативно-розыскных мероприятий (следует обратить внимание на тот факт, что доказательства, изъятые в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, в соответствии со ст. 89 УПК РФ должны отвечать требованиям, предъявляемым к доказательствам, указанным Кодексом (разъяснение соответствующих прав лицам, присутствующим при изъятии, присутствие общественных наблюдателей и т. п.);
бумажные распечатки информации с изъятых электронных носителей информации, в том числе информации, находившейся на жестком диске переносного компьютера;
материалы лабораторных исследований носителей информации и находящихся на них компьютерных программ; объяснения должностных и иных лиц; инструкции, справки, другие документы и материалы. При передаче должностным лицом ОПС материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ, должны быть приняты необходимые меры по их сохранности и целостности (защита от деформации, размагничивания, обесцвечивания, стирания и другие). Фонограммы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров, представляются должностным лицом ОПС в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания и тиражирования посторонними лицами с приложением бумажных носителей записи переговоров.
Допускается представление материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ, в копиях (выписках), в том числе с переносом наиболее важных частей (разговоров) на единый носитель, о чем обязательно указывается в рапорте и на бумажном носителе записи переговоров. При этом оригиналы данных объектов, если они не были в дальнейшем истребованы должностным лицом ОПС, хранятся в органе, осуществившем ОРМ, до завершения судебного разбирательства и вступления приговора в законную силу, либо до прекращения уголовного дела (уголовного преследования). Так, например, результатом ОРМ - прослушивание телефонных переговоров является соответствующая аудиозапись телефонных переговоров, общий объем которой в оцифрованном виде может превышать десятки гигабайт компьютерной памяти. Как правило, аудиозапись телефонных переговоров содержит, наряду с уголовно-релевантной информацией, в большом количестве нейтральные сведения. В связи с этим в полном объеме представлять запись телефонных переговоров и ее распечатку нецелесообразно. В таком случае должностным лицом ОПС представляются аудиозаписи телефонных переговоров и их распечатки, содержащие наиболее значимые разговоры между членами преступной группы, касающиеся процессов ее формирования и функционирования, распределения ролей между членами группы и вознаграждения каждого, используемых вредоносных программ и их усовершенствования, совершения отдельных преступных действий, вывода и обналичивания похищенных денежных средств, а также осознания членами группы преступного характера совершаемых ими действий, в том числе заливщиками, администраторами, дроппами и т.п.
Также большой объем информации может содержаться по результатам ОРМ - снятия информации с технических каналов связи по электронным почтовым ящикам (копии входящих и исходящих писем). В связи с этим должностным лицом ОПС предоставляется справка, включающая распечатку наиболее значимых писем (текстовое содержание письма, приложения и технические заголовки). В частности, такие письма могут содержать электронные сообщения одной кредитной организации другой по факту перечисления денежных средств, которые явились предметом хищения, подложные платежные поручения, копии документов членов преступной группы и (или) подставных лиц и т. п.
Все вышеуказанные документы и содержащиеся в них сведения необходимо оценить с позиций законности получения, достоверности и достаточности для принятия того или иного процессуального решения. В этих целях, как подчеркивается в литературе, исключительно важное значение имеют консультации следователей со специалистами. Между тем, по мнению авторов настоящей работы, специалисты должны привлекаться не только для оценки собранных материалов в ходе проверки сообщения о хищении, но и во время ее проведения. В частности, специалисты могут консультировать сотрудников ОВД по вопросам обнаружения, идентификации и изъятия электронных носителей информации в конкретной ситуации, участвовать в проверочных действиях (напр., в осмотре места происшествия и т.п.), в том числе в ОРМ, с целью оказания содействия в обнаружении, идентификации и изъятии электронных носителей информации и документов, поиске компьютерной информации в соответствии с указанными характеристиками, копировании криминалистически значимой компьютерной информации с их носителей, которые по каким-либо причинам не могут быть изъяты, в идентификации и опросе лиц, которые могут располагать сведениями, имеющими отношение к проверяемому событию, в составлении протокола (по вопросам, требующим специальных знаний), а также в проведении компьютерных исследований.
При необходимости начальники ОПС и начальники органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок проверки сообщения о хищениях, а для проведения судебных экспертиз, исследований документов, предметов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий начальник ОПС по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления (ч. 3 ст. 144 УПК РФ).
Отметим, что по поступившей от ОПС информации, в порядке ст. 144 УПК РФ следователями в течение 2014 - 2015 гг. рассмотрено 19421 сообщение о хищениях. При этом в 2015 г. нагрузка на ОПС в данной части возросла практически в 3,3 раза (2014 г. - 4517, 2015 г. - 14904).
Наибольшее количество материалов было рассмотрено в срок до трех суток - 8625, что составило 44,4 % от общего количества рассмотренных (2014 г. - 1678, 2015 г. - 6947), до десяти суток рассмотрено 6345 материалов или 32,6 % (2014 г. - 1662, 2015 г. - 4683), до тридцати суток - 4344 или 22,3 % (2014 г. - 1051, 2015 г. - 3293). С положительной стороны следует отметить, что доля материалов, рассмотренных в срок, не превышающий трех суток, ежегодно увеличивается и в 2015 г. составила 46,6 % в сравнении с 37,1 % в 2014 г.
С учетом данных, полученных в результате предварительной проверки сообщения о хищении, принимается решение о возбуждении уголовного дела, об отказе в его возбуждении или передаче сообщения о преступлении по подследственности в соответствии с положениями ст. 151 УПК РФ. Так, если при проверке поступившего и зарегистрированного сообщения о хищении будет установлено, что с учетом территориальности оно подлежит передаче в другой орган по подследственности, орган дознания, дознаватель, следователь, а также иное должностное лицо, уполномоченное осуществлять прием и проверку сообщений о преступлениях, обязано вынести постановление о передаче сообщения по подследственности.
Иным должностным лицом, уполномоченным осуществлять прием и проверку сообщений о преступлениях, является лицо, на которое начальником органа дознания или его заместителем посредством издания организационно-распорядительного документа возложены полномочия органа дознания.
При этом по сообщениям о преступлениях, требующим неотложного реагирования, информация, содержащаяся в сообщении, либо постановление с этим сообщением должны быть предварительно переданы в соо<