Актуальность и проблемы борьбы с киберпреступностью
Рост объёмов информации, компьютерных сетей и числа пользователей, упрощение их доступа к циркулирующей по сетям информации существенно повышает вероятность хищения или разрушения этой информации[7].
В настоящее время значимость проблемы защиты информационных ресурсов, в том числе личных, определяется следующими факторами:
· развитием мировых и национальных компьютерных сетей и новых технологий, обеспечивающих доступ к информационным ресурсам;
· переводом информационных ресурсов на электронные носители и концентрацией их в информационных системах;
· повышением "цены" создаваемой и накопленной информации, служащей реальным ресурсом социально-культурного и личностного развития;
· разработкой и совершенствованием информационных технологий, которые могут эффективно использоваться криминальными структурами.
Компьютерная преступность стала настоящим бичом экономики развитых государств[8]. Так, например, 90% фирм и организаций в Великобритании в разное время становились объектами электронного пиратства или находились под его угрозой, в Нидерландах жертвами компьютерной преступности стали 20% различного рода предприятий. В ФРГ с использованием компьютеров ежегодно похищается информация на сумму 4 млрд. евро, а во Франции – 1 млрд. евро.
Наибольшую общественную опасность представляют преступления, связанные с неправомерным доступом к компьютерной информации. Известно, рассматриваемое правонарушение имеет очень высокую латентность, которая по различным данным составляет 85-90% . Более того, факты обнаружения незаконного доступа к информационным ресурсам на 90% носят случайный характер.
Преступление данного вида, как показывает мировая практика, наносит огромный материальный и моральный вред. Так, например, ежегодные потери только делового сектора США от несанкционированного проникновения в информационные базы данных составляют от 150 до 300 млрд. долларов.
В современных условиях социально-экономического развития Российской Федерации компьютерная преступность стала реальностью общественной жизни.
Подтверждением роста компьютерных преступлений в России являются статистические данные Совета безопасности Российской Федерации, согласно которым выявлено более 800 000 попыток осуществления компьютерных атак на официальные информационные ресурсы органов государственной власти, при этом более 69 000 из них – на официальное Internet-представительство Президента России.
О динамике и масштабах компьютерных преступлений наглядно свидетельствуют следующие данные. За последние десять лет их число возросло в 22,3 раза и продолжает расти в среднем в 3,5 раза ежегодно. Ежегодный размер материального ущерба от этих преступных посягательств составляет 613,7 млн. руб. Средний ущерб, причиняемый потерпевшему от одного компьютерного преступления, равен 1,7 млн. руб. С определенной долей успеха расследуется лишь около 49% преступлений, обвинительные приговоры выносятся лишь в 25,5% случаев от общего числа возбужденных уголовных дел.
Средний показатель – число уголовных дел, по которым производство приостановлено, составляет 43,5% и ярко отражает низкую степень профессионализма сотрудников правоохранительных органов в деятельности по раскрытию, расследованию и предупреждению этих преступных посягательств.
Для более точного сравнения можно привести следующие данные. По материалам подразделений “К” возбуждено 1673 уголовных дела, что на 45% больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Число выявленных преступлений возросло почти на 6% и составило 4295 против 4057 в предыдущем году.
По сообщению Управления “К” МВД России удалось раскрыть свыше 7000 преступлений в сфере высоких технологий, более 4000 из них подпадают под ст. 272 Уголовного Кодекса (УК) “Неправомерный доступ к компьютерной информации”. Основная часть преступлений – это компьютерные преступления, связанные с незаконным доступом к информации и с использованием вредоносных программ. Анализ сложившейся ситуации показывает, что около 16% злоумышленников – молодые люди в возрасте до 18 лет, 58% - лица от 18 лет до 25 лет, около 70% из них имеют высшее либо незаконченное высшее образование.
Выделяются следующие основные тенденции развития компьютерной преступности в России:
а) высочайшие темпы роста;
б) корыстная мотивация большинства совершенных компьютерных преступлений;
в) усложнение способов совершения компьютерных преступлений и появление новых видов противоправной деятельности в сфере компьютерной информации;
г) рост криминального профессионализма компьютерных преступников;
д) омолаживание компьютерных преступников и увеличение доли лиц, ранее не привлекавшихся к уголовной ответственности;
е) рост материального ущерба от компьютерных преступлений в общей доле ущерба от прочих видов преступлений;
ж) перенос центра тяжести на совершение компьютерных преступлений с использованием компьютерных сетей;
з) перерастание компьютерной преступности в разряд транснациональной преступности; и) высокий уровень латентности компьютерных преступлений.
Борьба с киберпреступностью должна стать приоритетной функцией всех правоохранительных органов и силовых ведомств.
Поскольку Интернет в целом никому конкретно не принадлежит, никем конкретно не регулируется, то нет и отвечающей за Интернет административной инстанции, которая могла бы запретить практику размещения на Web-сайтах порнографических картинок. Положение осложняется тем, что информация может храниться на Web-сайтах в другой стране или на другом континенте, где законодательство не готово устанавливать ответственность за хранение и распространение непристойной информации. Проблема должна решаться на международном уровне, возможно в рамках Юнеско.
Результаты анализа характеристики компьютерной преступности позволяют прогнозировать усложнение борьбы с нею ввиду того, что способы совершения компьютерных преступлений с каждым годом приобретают все более изощренный и трудноопределимый характер. К решению этой проблемы необходимо подходить комплексно.
Специалисты выделяют следующие элементы организации деятельности правоохранительных органов в глобальных информационных сетях:
· изучение и оценка обстановки в сетях;
· осуществление оптимальной расстановки сил и средств, обеспечение взаимодействия;
· управление, планирование и контроль; координация действий субъектов правоохранительных органов.
Важным элементом системы мер борьбы с компьютерной преступностью являются меры превентивного характера, или меры предупреждения. Большинство зарубежных специалистов указывают на то, что предупредить компьютерное преступление намного легче и проще, чем раскрыть и расследовать его.
Обычно выделяют три основные группы мер предупреждения компьютерных преступлений: правовые; организационно-технические и криминалистические, составляющие в совокупности целостную систему борьбы с этим социально опасным явлением.
Стратегия международного сотрудничества в сфере противодействия компьютерной преступности и приоритетные направления ее реализации, в том числе: межгосударственные соглашения, организация межгосударственной оперативно-розыскной деятельности, принятие межгосударственного регламента и совершенствование интеграционных процессов в рамках межгосударственных организаций, обоснование необходимости разработки и принятия соответствующей комплексной межгосударственной программы.