По признаку виды инструментария технологии
1. до 2-й половины 19 века – ручная инф-я технология, инструментарий кот-й сост-ли перо, чернильница и книга.
2. с конца 19в. – механическая техн-я, инстр-ем кот-го сост-ли: пишущея машинка,телефон, почта.
3. 40-60-е 20век – эл-я техн-я. Инструментарии: большие ЭВМ, соотв-е ПО, эл-е пишущие машинки, ксерокс и диктофон.
3. С нач. 70-х – эл-я техн-я, осн-м инст-ем ст-ся большие ЭВМ, и созданные на их базе автоматизированные сист-ы упр-я и инф-о поисковые сист-ы.
4. С сер. 80-х – комп-я техн-я. Инстр-ем явл-ся ПК с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения.
13. Понятие растровой и векторной графики.
Компьютерное растровое изображение представляется в виде прямоугольной матрицы, каждая ячейка которой - цветная точка. Т.е. основным элементом растрового изображения является точка. Если изображение экранное, то эта точка называется пикселем.
При создании растровых изображений необходимо задавать разрешение и размеры изображения. В зависимости от того, какое графическое разрешение экрана используется операционной системой, на экране могут размещаться изображения, имеющие 640х480, 800х600, 1024х768 и более пикселей. Разрешение изображения измеряется в точках на дюйм (dots per inch - dpi) (1 дюйм = 25,4 мм). Полиграфическая печать полноцветного изображения требует разрешения не менее 200-300 dpi.
С помощью растровой графики можно отразить и передать всю гамму оттенков и тонких эффектов, присущих реальному изображению. Растровое изображение ближе к фотографии, оно позволяет более точно воспроизводить основные характеристики фотографии: освещенность, прозрачность и глубину резкости. Чаще всего растровые изображения получают с помощью сканирования фотографий и других изображений, с помощью цифровой фотокамеры или путем "захвата" кадра видеосъемки.
Основным недостатком растровых изображений является невозможность их увеличения для рассмотрения деталей. При увеличении изображения точки становятся крупнее, но дополнительная информация не появляется. Этот эффект называется пикселизацией
Основным логическим элементом векторной графики является геометрический объект. В качестве объекта принимаются простые геометрические фигуры (так называемые примитивы - прямоугольник, окружность, эллипс, линия). Благодаря этому форму, цвет и пространственное положение составляющих изображение объектов можно описывать с помощью математических формул.
Преимущества векторной графики:
1.экономность в плане дискового пространства, для хранения изображенй: сохраняется не само изображение, а только некоторые основные данные, используя которые, программа всякий раз воссоздает изображение заново. 2.Объекты векторной графики легко трансформируются и масштабируются, что не оказывает практически никакого влияния на качество изображения. Масштабирование, поворот, искривление сводятся к элементарным преобразованиям над векторами. 3.Программы векторной графики имеют развитые средства интеграции изображений и текста, единый подход к ним. Поэтому программы векторной графики незаменимы в области дизайна, технического рисования, для чертежно-графических и оформительских работ.
Недостатки векторной графики:
1.Ограниченность в живописных средствах: в программах векторной графики практически невозможно создавать фотореалистичные изображения.
Векторный принцип описания изображения не позволяет автоматизировать ввод графической информации, как это делает сканер для растровой графики
14. Компьютерные информационные технологии.
Компьютерные информационные технологии – это комплекс областей деятельности, которые относятся к технологиям создания, хранения и обработки информационных данных с применением компьютерной техники. Техническими средствами компьютерных информационных технологий является инструментарий, в который входят компьютеры, программное обеспечение, Интернет и сеть. Они позволяют создавать, хранить, обрабатывать, передавать и распространять, а, также, устанавливать ограничения к передаче и получению информационных ресурсов. Работников с сфере компьютерных информационных технологий называют ИТ-специалистами.
Компьютерные информационные технологии – это тесно взаимосвязанные научные, технологические, инженерные дисциплины, которые дают возможность изучить:
1. Методы эффективной организации трудового процесса, непосредственно связанного с обработкой и хранением информационных ресурсов.
2. Специальную технику, которая призвана осуществлять вычислительные процессы..
3. Различные методы взаимодействия техники с людьми и их практическое применение.
4. Проблемы социального, экономического и культурного характера.
Компьютерные информационные технологии нуждаются в сложной профессиональной подготовке, весомых первоначальных затратах и компьютерной наукоемкой техники. Процесс их внедрения берет свое начало с проектирования, разработок и создания специального математического обеспечения, моделирования, создания информационного хранилища для данных и решений.
Основными чертами компьютерных информационных технологий являются:
1. Структурированность правил обмена данными алгоритмов.
2. Массовое использование компьютерного сохранения и предоставления информационных ресурсов.
3. Возможность передачи информации с помощью цифровых компьютерных технологий на большие расстояния
15. материнская плата, назначение характеристика.
Материнская плата — сложная многослойная печатная плата, на которой устанавливаются основные компоненты персонального компьютера либосервера начального уровня
(центральный процессор, контроллер оперативной памяти и собственно ОЗУ, загрузочное ПЗУ, контроллеры базовых интерфейсов ввода-вывода). Именно материнская плата объединяет и координирует работу таких различных по своей сути и функциональности комплектующих, как процессор, оперативная память, платы расширения и всевозможные накопители.Основными характеристиками материнских плат являются:
Поддерживаемые процессоры: разъем, внешняя и внутренняя тактовые частоты, напряжение питания.
Чипсет – микросхема встроенная в материнскую плату.
Системные шины и частотные параметры.С помощью существующих перемычек на плате или средствами BIOSможно установить необходимые тактовые частоты процессора: внешнюю и внутреннюю – для процессора и его шины (FSB), внутреннюю – для процессора и кэш-памяти L1 и L2.
Оперативная память: объем, количество и тип разъемов.
Контроллеры и адаптеры: контроллеры гибких и жестких дисков, видеоадаптеры, контроллер клавиатуры; в случае интегрированных плат, количество адаптеров и контроллеров увеличивается.
Количество и типы разъемов шин расширения для плат контроллеров (4´PCI, AGP).
Форм-фактор плат: размеры материнских плат, ее крепление, расположение элементов, слотов и внешних разъемов. (AT, BabyAT, ATX, mini-, micro-, flex-ATX, NLX).
16. История развития вычислительной техники.
1642г – появление первого механического цифрового вычислительного устр-ва, изобретенного Паскалем. Представляла собой 6-ти разрядное устр-во на зубчатых колесах, расчитанное на суммирование и вычитание 10-х чисел.
1830г – англичанином Ч.Бебиджом был разработан проэкт аналитической машины, состоящей из 5-ти устр-в: 1- арифметическое уст., запоминаюее устр-во, УУ, устр-во ввода и вывода.
Первые ЭВМ появились только спустя 100 лет. АЛУ строились на основе зубчатых колес, ЗУ так же, для ввода данных и программ исп-сь перфокарты. Для создания функц-й машины необходимо было 50тыс. зубчатых колес. Осуществил идею Бебиджа Говард Айкин 1944г , создавший релейно-механический компьютер.
1946г –в США была создана ЭВМ с применением эл-х ламп(машина была 10-я, а память ее составляла 20 слов, программы хранились не в оперативной памяти).
Выделяют следующие поколения ЭВМ:
1. 1945-1954 – хар-ся появлением техники на эл лампах. (большинство машин – экспериментальные, вес и размеры машин требовали отдельных зданий.)
2. 1955-1964 – вместо эл ламп исп-ли тр-ры, а в качестве устр-в памяти стали применяться магнитные сердечники и магнитные барабаны. В это время были разработаны языки высокого уровня – fortran, algol, kabol.
3. 1905-1974 – впервые стали исп-ся интегральные схемы, так же появилась полу-проводниковая память(опервативная). Фирма IBM выпустила серию совместимых компьютеров(размером со шкаф, серия SYSTEM 360 на основе этой серии основана ЕС ЭВМ).
1969 – появилась операционная система Unix, разработан С.
1971 – фирма INTELL выпустила 1й микропроцессор/Зародилась первая глобальная компьютерная сеть.
4. 1975-1985 –появление в начале 80х ПК. Появление графического интерфейса/новых перефирийных утр-в.
5. 1986- до наших дней.
1981 – Японский комитет по научным исследованиям выдвинул требования, кот-м должны удовлетворять ЭВМ 5-го поколения:
a) Обеспечить простоту применения ЭВМ путем реализации ввода/вывода информации голосом, а так же диалоговой обработки инф-ии с исп-ем естественных языков.
b) Обеспечить возм-ть обучаемости ассоциативных построений и логических выводов.
c) Упростить процесс создания программных средств.
d) Улучшить основные характеристики и эксплуатационные качества вычислительной техники для удовлетворения различных социальных задач.
Обеспечить разнообразие вычислительной техники, высокую адаптируемость к приложениям и надежность в эксплуатации.
17. Процессор: функции, компоненты. Параметры.
Центра́льный проце́ссор -- электронный блок либо интегральная схема (микропроцессор), исполняющая машинные инструкции (код программ), главная часть аппаратного обеспечения компьютера или программируемого логического контроллера.
Назначение процессора:
1) управлять работой ЭВМ по заданной программе;
2) выполнять операции обработки информации.
основные функции любого процессора следующие:
ü выборка (чтение) выполняемых команд;
ü ввод (чтение) данных, вывод (запись) данных в память или в устройства ввода/вывода
ü обработка данных (операндов), в том числе арифметические операции над ними;
ü адресация памяти, то есть задание адреса памяти, с которым будет производиться обмен;
ü обработка прерываний и режима прямого доступа.
Устройство процессора.
В состав процессора входят следующие устройства: устройство управления (УУ), арифметико-логическое устройство (АЛУ), регистры процессорной памяти. УУ управляет работой всех устройств компьютера по заданной программе. УУ извлекает очередную команду из регистра команд, определяет, что надо делать с данными, а затем задает последовательность действий выполнения поставленной задачи. (Функцию устройства управления можно сравнить с работой дирижера, управляющего оркестром.Своеобразной "партитурой" для УУ является программа.)
АЛУ - вычислительный инструмент процессора; это устройство выполняет арифметические и логические операции по командам программы.
Регистры - это внутренняя память процессора. Каждый из регистров служит своего рода черновиком, используя который процессор выполняет расчеты и сохраняет промежуточные результаты. У каждого регистра есть определенное назначение.
Классификация ЭВМ.
Карманные ПК(портативное вычислительное устройство, обладающее широкими функциональными возможностями. КПК часто называют наладонником (англ. palmtop) из-за небольших размеров. Изначально КПК предназначались для использования в качестве электронных органайзеров. С «классического» КПК невозможно совершать звонки, и КПК не является мобильным телефоном, поэтому к настоящему времени классические КПК практически полностью вытеснены коммуникаторами — КПК с модулем сотовой связи.)
-Ноутбуки
-ПК для сферы автоматизации домашнего хозяйства.
-Базовые настольные ПК(компьютер, предназначенный для эксплуатации одним пользователем, то есть для личного использования. К ПК условно можно отнести также и любой другой компьютер, используемый конкретным человеком в качестве своего личного компьютера.)
-Сетевые ПК (не имеют жесткого диска и зависят от памяти сервера. компьютер, являющийся компонентом архитектуры компьютер-сеть и имеющий упрощённую структуру (небольшой объём памяти, возможно отсутствие дисковода и т. п.)
-Высокопроизводительные настольные ПК
-Многопроцессорные рабочие станции и серверы высокого уровня (имеют от 2х -до 8 процессоров)
-Суперкомпьютеры(мощные многопроцессорные вычислительные машины с быстродействием сотни миллионов - десятки миллиардов операций в секунду. Супер-компьютеры используются для решения сложных и больших научных задач (метеорология, гидродинамика и т. п.), в управлении, разведке, в качестве централизованных хранилищ информации и т.д)
Дать понятия программы и по
Программное обеспе́чение — наряду с аппаратными средствами, важнейшая составляющая информационных технологий, включающая компьютерные программы и данные, предназначенные для решения определённого круга задач и хранящиеся на машинных носителях.
Программа- запись алгоритма решения задачи в виде последовательности команд или операторов языком, который понимает компьютер.
20 виды памяти
- 1. Оперативная память
Оперативная память (ОЗУ, англ. RAM, Random Access Memory — память с произвольным доступом) — это быстрое запоминающее устройство не очень большого объёма, непосредственно связанное с процессором и предназначенное для записи, считывания и хранения выполняемых программ и данных, обрабатываемых этими программами. |
Оперативная память используется только для временного хранения данных и программ, так как, когда машина выключается, все, что находилось в ОЗУ, пропадает.
- 2. Кэш-память
Кэш (англ. cache), или сверхоперативная память — очень быстрое ЗУ небольшого объёма, которое используется при обмене данными между микропроцессором и оперативной памятью для компенсации разницы в скорости обработки информации процессором и несколько менее быстродействующей оперативной памятью. |
- 3. Специальная память
К устройствам специальной памяти относятся постоянная память (ROM), перепрограммируемая постоянная память (Flash Memory), память CMOS RAM, питаемая от батарейки, видеопамять и некоторые другие виды памяти.
Постоянная память (ПЗУ, англ. ROM, Read Only Memory — память только для чтения) — энергонезависимая память, используется для хранения данных, которые никогда не потребуют изменения. Содержание памяти специальным образом "зашивается" в устройстве при его изготовлении для постоянного хранения. Из ПЗУ можно только читать. |
Перепрограммируемая постоянная память (Flash Memory) — энергонезависимая память, допускающая многократную перезапись своего содержимого с дискеты. |
Прежде всего в постоянную память записывают программу управления работой самого процессора. В ПЗУ находятся программы управления дисплеем, клавиатурой, принтером.
Важнейшая микросхема постоянной или Flash-памяти — модуль BIOS. Роль BIOS двоякая: с одной стороны это неотъемлемый элемент аппаратуры, а с другой строны — важный модуль любой операционной системы.
Для хранения графической информации используется видеопамять.
Видеопамять (VRAM) — разновидность оперативного ЗУ, в котором хранятся закодированные изображения. Это ЗУ организовано так, что его содержимое доступно сразу двум устройствам — процессору и дисплею. |
Программы архиваторы
Архиватор — программа, осуществляющая упаковку одного и более файлов в архив или серию архивов, для удобства переноса или хранения, а также распаковку архивов. Многие архиваторы используют сжатие без потерь для уменьшения размера архива.
Простейшие архиваторы просто последовательно объединяют содержимое файлов в архив. Архив должен также содержать информацию об именах и длине оригинальных файлов для их восстановления. Большинство архиваторов также сохраняют метаданные файлов, предоставляемые операционной системой, такие, как время создания и права доступа.
Программа, создавая архив, обрабатывает как текстовые файлы, так и бинарные файлы. Первые всегда сжимаются в несколько раз (в зависимости от архиватора), тогда как сжатие бинарных файлов зависит от их характера. Одни бинарные файлы могут быть сжаты в десятки раз, сжатие же других может и вовсе не уменьшить занимаемый ими объем.
Сжатие данных обычно происходит значительно медленнее, чем обратная операция.
Характеристики архиваторов:
По степени сжатия.По скорости сжатия.
Характеристики архиваторов — обратно зависимые величины. То есть, чем больше скорость сжатия, тем меньше степень сжатия, и наоборот.
Нахождение для любого входного файла программы наименьшего возможного размера, печатающей этот файл, является алгоритмически неразрешимой задачей, поэтому «идеальный» архиватор невозможен.