Якорение ресурсных состояний
(техника)
1. Идентифицируйте ситуацию, в которой вам нужны ресурсы.
2. Идентифицируйте ресурс, который вам особенно необходим, например, спокойствие.
3. Убедитесь в том, что этот ресурс является подходящим. Для этого можно задать такой вопрос: «Если бы у меня сейчас был этот ресурс, использовал бы я его или нет?» Если да – переходите к следующему шагу. Если нет – вернитесь к шагу 2.
4. Вспомните случай в своей жизни, когда этот ресурс был у вас.
5. Выберите якоря по ВАК (трем репрезентативным системам) – что я вижу, слышу, чувствую.
6.Перейдите на другое место и в своем воображениивернитесь в переживание ресурсного состояния.
7. Переживите ресурсное состояние снова. Когда оно дойдет до пика интенсивности, присоедините три якоря.
8. Испытайте ассоциацию, включив якоря.Убедитесь, что вы действительно входите в нужное состояние. Если входа не произошло, повторите шаг 7.
9. Идентифицируйте сигнал, который показывает, что вы попали в сложную ситуацию, в которой вы захотите использовать якорь.
________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
Цепочка якорей
Якоря могут быть связаны в цепочку так, чтобы один приводил к другому. Каждый якорь обеспечивает связь в цепи и запускает следующий точно так же, как импульс пробегает по нервам в нашем теле. Выстраивание цепочки якорей позволяет нам проходить последовательность различных состояний легко и автоматически. Цепочки особенно полезны в том случае, если проблемное состояние является сильным, а ресурсное состояние слишком далеко, чтобы достичь его в один прием.
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
Когда вы получаете внутренний сигнал, например, что «мир устроил заговор против меня», но вы хотите контролировать свою реакцию на «заговор», решите, к какому состоянию вы бы хотели перейти? Может быть, к состоянию любопытства? А от него, возможно, к творческому состоянию? Чтобы выстроить эту цепочку, вспомните случай, когда вы испытывали любопытство, и закрепите его якорем.
Выйдите из него, и теперь верните себя в то время, когда вы были в творческом состоянии, и заякорите это состояние (другим якорем). Затем вернитесь к переживанию расстройства, и, как только вы получите сигнал расстройства, включите якорь любопытства, и, когда ощущение любопытства достигнет максимума, запустите якорь креативности.
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
Коллапс якорей
(техника)
1. Выбор проблемной (нересурсной) ситуации (ситуация №1) __________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________
2. Выбор ресурсной ситуации (ситуация №2) ________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________
3. Установка якоря на ресурсную ситуацию (ситуация №2) ____________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________
Проверка позитивного якоря. Смена состояния.
___________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________
Идентификация проблемного состояния. Установка якоря на ситуацию №1.
___________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________
Проведение клиента через каждое состояние по очереди.
___________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________
Одновременная активация якорей для ресурсного и нересурсного состояния.
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
Проверка нового состояния с помощью состояния №1 или негативного якоря.
___________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________
Экологическая проверка
___________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________
Подстройка к будущему
___________________________________________________________________________________________________________________________
МЕТА-МОДЕЛЬ и все, что с этим связано.
Мета-модель – это лингвистический инструмент, помогающий понять модель мира (глубокую структуру, созданную при помощи удаления, искажения, обобщения) на основе различных частей разговорного и письменного языка человека.
Каждый раз, когда вы читаете текст или слушаете кого-либо, вы чувствуете необходимость «идти внутрь», чтобы понять, что он говорит. В этот момент вы испытываете то, что называется «нарушениями мета-модели». Речь человека указывает на то, как он воспринимает мир и как он его себе представляет.
Метамодель - это тот инструмент, который позволяет нам очень быстро определить, как думают люди. Метамодель состоит из 9 паттернов. Она разработана для того, чтобы вернуть вас к тем трансформациям, которыми пользуются люди при построении речи.
Вопрос "Почему?" заставляет вас придумывать причины ваших переживаний, что уводит вас к совершенно другим переживаниям, чем первоначальное. А ваша задача - отследить путь назад, к тому переживанию, которое создало данную поверхностную структуру.
Сбор информации:
Простое удаление
- Это было ужасно.
- Что это?
Любой пропуск ответа на вопрос: кто, что, когда, где.
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
Неспецифичные глаголы
Все глаголы - неспецифические. Вопрос только в степени. Задайте вопрос: как? Вам нужна конкретная поведенческая информация.
Вы должны понять, что НЕ знаете той карты. Вы должны представить себя в качестве белого листа.
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
Референтный индекс
Перевернутая ссылка.
Это наиболее сильная трансформация, наносящая очень сильный вред.
- Мир против меня.
Ее можно перевернуть обратно:
- Против кого в мире ТЫ выступаешь?
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
Обобщенная ссылка.
- Все знают это.
- Никто так не поступает.
Вы можете:
1) попросить привести конкретный пример.
2) усилить генерализацию: все-все? никто-никто, ни один человек?
- Я предпочитаю играть. И считаю, что таким образом люди учатся особенно хорошо.
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
Номинализация
- Моя депрессия меня убивает.
Депрессия - это не ОНА, это не существительное. Существительное - это человек, место или вещь. А глагол - это действие. Если вы берете свои переживания и превращаете их в существительные - их уже невозможно изменить, это уже вещь. Если вы ваш процесс превращаете в вещь, вы отдаете этой штуке власть над собой.
Депрессия, беспокойство, прострация - такой вещи не существует. Поэтому вы просите человека превратить существительное обратно в глагол.
Но осторожно: человеческие существа - профессионалы, в особенности, если они номинализаторы. Если человек определил одну номинализацию через другую, нужно уметь оставаться с первоначальным вопросом.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Например:
- Моя депрессия меня убивает.
- Расскажи мне, как ты переживаешь свою депрессию.
- О, как хорошо, что вы об этом спросили. Моя депрессия... мне кажется, она происходит из-за моего беспокойства...
- А, беспокойства... Расскажи мне, как ты переживаешь свое беспокойство...
- О, мое беспокойство... мне кажется, оно исходит из моего глубокого страха...
Здесь - стоп! Клиент ловит рыбу. Раз - и вы на крючке. Не отходите от темы! До тех пор, пока вы не получите описание поведения:
- Моя депрессия меня убивает.
- Расскажи мне, как ты переживаешь свою депрессию.
- Моя депрессия... мне кажется, она происходит из-за моего беспокойства...
- Нет! Расскажи мне, как ты переживаешь свою депрессию, что ты ДЕЛАЕШЬ в это время.
Цель номинализации - изменять наши комплексные процессы. Вы их останавливаете. Как только вы понимаете, как это работает, вы снова запускаете процесс. Окончательный результат номинализации - ДЕноминализация.
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
Ограничения:
Модальные операторы возможности;
- «Не могу» - человек говорит о границах. «Я бы хотел быть счастливым, но не могу».
- Что тебе мешает? Что тебя останавливает?
Как только люди отвечают на этот вопрос, они выясняют, что находится вне их границ.
"Не хочу" - это выбор.
"Не могу" - это претендует на то, что этот выбор выходит ЗА рамки возможностей.
Иногда клиент отвечает: "Я не знаю". Здесь поможет любимый вопрос НЛПера: "А если бы ты знал..." Придумай, скажи что угодно. Потом можно спросить: "Правда ли это?"
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________