Вопрос 15. Процессор: назначение, основные операции обработки и их влияние на качество изображения.

Процессор цифрового фотоаппарата
управляет системой стабилизации изображения, работой затвора и диафрагмы, выбирает наилучший режим экспозиции и фокусировки (наводки на резкость) объектива, обрабатывает большой поток информации, поступающий с матрицы. Программное обеспечение цифрового фотоаппарата позволяет использовать различные режимы замера экспозиции и фокусировки, такие, как матричный, точечный, и др., использовать записанные программные установки, уменьшать уровень шума в изображении, записывать фото- и видеофайлы на карту памяти и передавать их через имеющийся интерфейс на внешние устройства. Характеристики процессора согласуются с остальными элементами системы и соответствуют классу камеры, поэтому беспокоиться об этом не стоит.

Процессоры в цифровых фотоаппаратах выполняют следующие функции:

· управление работой затвора;

· управление объективом в автоматическом и ручном режимах съёмки;

· выбор баланса белого, измерение освещённости объекта, определение экспопары, выбор цветовойтемпературы и т. п.;

· управление работой вспышки;

· управление брекетингом — возможностью серийной съёмки (обычно сериями по 3 или 10 кадров) с разныминастройками фотоаппарата;

· управление специальными эффектами из имеющегося набора (сепия, чёрно-белая съёмка, устранениеэффекта красных глаз и др.);

· формирование и выдачи на дисплей информации о выбранных режимах съёмки, настройках, самогоизображения и т. п.

16. Система фокусировки: назначение, режимы, выбор режима фокусировки в зависимости от целей съемки и характеристик объекта.

В создании качественных снимков одну из важнейших функций выполняет система фокусировки фотоаппарата, то есть процесс наводки на резкость. В зеркальных фотоаппаратах на матовом стекле получается изображение, которое можно наблюдать через видоискатель, что позволяет одновременно с определением границ кадра выполнять и наводку объектива на резкость.

При ручном режиме фокусировки фотограф вращением специального кольца на объективе добивается наиболее резкого изображения желаемого объекта на матовом стекле, которое видно через видоискатель. В автофокусном режиме резкость изображения достигается за счет специальных датчиков и механизма перемещающего линзы объектива

Существует два режима работы автофокуса: пассивный и активный. Смысл в том, что системе требуется определить расстояние от фокальной плоскости до объекта съемки, и активный автофокус добивается этого за счет элементов, взаимодействующих с объектом съемки (ультразвуковой или инфракрасный локаторы), а пассивный не взаимодействует с самим объектом и ничего не излучает — он лишь анализирует световые пучки, попадающие в камеру

One Shot или AF-single.Первый режим называется One Shot (Canon) или AF-single (Nikon). В этом режиме, как только вы начинаете нажимать клавишу спуска затвора, камера фокусируется на объекте съемки, высвечивает его в видоискателе и фиксируется в таком положении. Таким образом, фокус установлен. После этого можно либо сделать снимок, нажав клавишу спуска до конца, либо изменить композицию, переместив камеру. Такой режим хорошо подходит для съемки неподвижных объектов и используется в пейзажной, портретной и макро-съемке (в ясную погоду).

AI Servo или AF-continuous

Второй режим известен под названиями AI Servo (Canon) или AF-continuous (Nikon). В этом режиме при кнопке спуска затвора нажатой наполовину камера постоянно перефокусируется, в зависимости от того, где находится объект съемки. Поэтому, режим подойдет, если вы хотите снять объект, приближающийся к вам или отдаляющийся от вас. Неудивительно, что этот режим применяется и в спортивной фотосъемке.

AI Focus или AF-auto.На некоторых камерах предлагается третий режим, предназначенный для съемки в изменяющихся условиях, когда вам приходится снимать то быстродвижущиеся, то неподвижные объекты. Он называется AI Focus(Canon) или AF-auto (Nikon). В данном случае камера быстро переключается между режимами One Shot и AI Servo в зависимости от ситуации. Например, если вы снимаете неподвижный объект, камера сфокусируется на нем, но если вдруг он начал движение, аппарат быстро переключится и подстроится под движение. Это удобно, например, для съемки футбольного матча. Вы фокусируетесь на вратаре, который стоит неподвижно, но в этот момент в ворота летит мяч и начинается движение. Камера немедленно отреагирует, и вратарь останется в фокусе.

Вопрос 17. Система экспонометрии: назначение, методы и способы измерения светового потока. Коррекция автоматически определенных экспонометрических параметров в зависимости от целей съемки, вида освещения и характеристик объекта.

Экспонометрия – раздел фотографии, изучающий вопросы определения условий экспонирования светочувствительного материала при съемке или копировании, обеспечивающих наилучшее качество получаемого изображения.

Экспонометры. Для выбора экспозиции по величине освещенности в настоящее время применяют фотоэлектрические приборы, называемые экспонометрами. Важнейшая часть такого прибора - электрический фотометр- измеритель освещенности. Вторая часть - электрический калькулятор, с помощью которого учитывают светочувствительность фотографической пленки и выбирают выдержку по заданной диафрагме объектива.

Спектральная чувствительность фотоэлементов, устанавливаемых в фотометрах, соответствует эффективной спектральной чувствительности глаза - кривой видности. Благодаря этому обеспечивается правильность выбора экспозиции сразу для всех трех светочувствительных слоев пленки даже при значительных колебаниях цветности освещения.

Обычные экспонометры относятся к яркомерам интегрального типа, они обладают широким углом зрения, примерно таким же, как универсальные объективы. Эти приборы, если их направлять на объект съемки непосредственно от фотоаппарата, позволяют производить измерения средней интегральной яркости для всех попадающих в поле зрения предметов В результате такого измерения определяют световой поток, который будет воздействовать на фотопленку по всему полю изображения. Для ограничения поля зрения интегрального экспонометра предназначена светособирающая линза. Чтобы на фотоэлемент не попадал свет, излучающийся небосводом, над линзой устанавливают светозащитную крышку.

Интегральные экспонометры можно использовать для измерения яркости отдельных участков объектов съемки. Для этого экспонометр во время измерения приближают к заданному участку, например к лицу фотографируемого человека. Если экспозицию выбирают предварительно, то экспонометр направляют на ладонь руки или на лист бумаги, расположенный на месте предполагаемого размещения фотографируемого лица .Таким образом измеряют ключевую яркость. Если же экспонометр, расположенный около наиболее ярко освещенной детали, направить на источник света, то можно определить ключевую освещенность . Однако такие приборы поэлементного измерения яркости и освещенности используют в специальных случаях.

Следует заметить, что существуют также специальные яркомеры дистанционного типа, которые благодаря длиннофокусной оптике позволяют измерить яркости совсем небольших участков и притом с большого расстояния.

Технические характеристики широко распространенных экспонометров, так же как и правила обращения с ними, подробно изложены в заводских описаниях. Здесь же обратим внимание лишь на то, что для цветной съемки очень важно практически отработать методику измерения яркостей. Для этого надо ознакомиться с твердо установившимися способами определения экспозиции.

Методы экспонометрии. В практике фотографической съемки применяют все три перечисленных способа экспонометрии, основанные на измерении интегральной яркости, ключевой яркости и ключевой освещенности объекта.

В первом из этих способов не требуется перемещать экспонометр от фотоаппарата к объекту съемки, в двух других - требуется разместить прибор непосредственно около сюжетно важной детали.

Наши рекомендации