Рассмотрим решение другой задачи.
Этап 1. Постановка задачи 5.2.Вычислить произведение первых n членов ряда.
Этап 2. Анализ. Произведение также определяется методом накопления. Перед началом цикла необходимо переменную произведения P назначить равной единице.
Этап 3. Проектирование и определение спецификаций. На рис. 16 приведена схема алгоритма.
Рисунок 16 - Блок – схема алгоритма для решения задачи 5.2
Спецификация к алгоритму выполнена в табл. 3. В физико-математической программной среде MATHCAD выполним расчет тестового примера (рис. 12). Результаты расчетов занесены в табл. 4.
Таблица 16 - Спецификация к алгоритму на рис. 16
№ | Наименование | Обозначение в алгоритме | Обозначение в SMath Studio | Статус переменной | Тип |
Количество членов ряда | n | N | Входная | Целый | |
Параметр цикла | j | J | Расчетная | Целый | |
Значение произведения | Р | Р | Выходная | Не целый |
Рисунок 17 - Расчет тестовых примеров в SMath Studio
Таблица - Тестовые примеры для задачи 5.2
Номер теста | n | Результат Р |
0,127 | ||
0,0042 |
Результаты работы: Разработан алгоритм для решения поставленной задачи, к алгоритму выполнена спецификация и рассчитаны тестовые примеры.
Задания для самостоятельной работы представлены в ПРИЛОЖЕНИИ III.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
«Разработка алгоритма цикла-пока для структурного программирования и их реализация»
Этап 1. Постановка задачи 5.3.Вычислить значения функции , от х=0 до первого отрицательного y (a>b>c), т.е. все первые значения y должны удовлетворять условию y³0.
Этап 2. Анализ. В задаче ничего не сказано про интервал изменения х, поэтому назначаем его сами: D.
Этап 3. Проектирование и определение спецификаций.
Алгоритм решения задачи 5.3 программы представлен на рис. ___.
Спецификация к алгоритму оформлена в табл. ___.
В физико-математической программной среде SMath Studio выполним расчет тестового примера (рис. ___). На панели «Программирование» для организации цикла с условием используется структура while.
Рисунок – Расчет тестового примера для проверки алгоритма 5.3
Рисунок - Алгоритм решения задачи 5.3
Таблица - Спецификация к алгоритму на рис.
№ | Наименование | Обозначение в алгоритме | Обозначение в SMath Studio | Статус переменной | Тип переменной |
Аргумент функции | х | x | Выходная | Не целый | |
Коэффициент | а | a | Входная | Не целый | |
Коэффициент | в | b | Входная | Не целый | |
Коэффициент | с | c | Входная | Не целый | |
Шаг аргумента | D | D | Входная | Не целый | |
Значение функции | у | y(x) | Выходная | Не целый |
Таблица - Тестовые примеры для задачи 5.3
Номер теста | D | a | b | c | Результат у | Результат х |
0,001 | 0,0004 | 3,14 |
Результат работы: Разработан алгоритм для решения поставленной задачи, к алгоритму выполнена спецификация и рассчитаны тестовые примеры.
Задания для самостоятельной работы представлены в ПРИЛОЖЕНИИ III. Отчет по работе должен содержать: Постановку задачи. Необходимые математические формулы и прочие изыскания. Алгоритм. Спецификацию. Расчет тестового (контрольного) примера в SMath Studio. Вывод по работе. Список использованной литературы.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ - ИСТОЧНИКИ
1. Иванова Г.С. Основы программирования.- Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана.- 2004.
2. Иванова Г.С. Технология программирования.- Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана.- 2003.
3. Студопедия. Алгоритм и его свойства. Электронный ресурс: http://studopedia.su/9_90056_algoritm-i-ego-svoystva.html
4. ГОСТ 19.701-90. Графические знаки для изображения блок – схем.
5. ГОСТ 19.210-78. Техническое задание.
6. MathCAD. MatLab и другие программы этой серии. Работа с SMathStudio. Электронный ресурс: http://reactivmen.narod.ru/appx/appx4.htm
7. StudFiles. Основы работы с SMath Studio. Электронный ресурс: http://www.studfiles.ru/preview/1790755/
8. mikkhalichlab. Руководство к SMathStudio. Электронный ресурс: https://sites.google.com/site/mikkhalichlab/rukovodstvo/s-cego-nacat/funkcii-programmirovania
ПРИЛОЖЕНИЕ I, Задачи А
Варианты заданий на разработку линейного алгоритма
31 вариант выполняет 1 вариант; 32 вариант – 2 и т.д.
ПРИЛОЖЕНИЕ I, Задачи Б
Варианты заданий на разработку линейного алгоритма
Номер варианта | Постановка задачи |
Вычислить и . | |
Вычислить и . | |
Вычислить . Рассчитать . | |
Дано число А – радиус круга. Определить площадь круга. | |
Вычислить и . | |
Вычислить . | |
Даны три не целых числа. Найти их среднее арифметическое. | |
Имеется полый параллелепипед с размерами: А х В х С. Толщина его стенок а. Найти объем внутренней полости параллелепипеда. | |
Вычислить . | |
Даны длины отрезков для построения треугольника. Определить площадь треугольника. | |
Даны длины отрезков для построения прямоугольного треугольника. Определить значения двух острых углов треугольника. | |
Дано уравнение прямой линии . Определить угол ее наклона к оси х. | |
Дано уравнение прямой линии . Определить угол ее наклона к оси х. | |
Даны два числа а и в. Вычислить . | |
Вычислить | |
Вычислить | |
Вычислить | |
Вычислить | |
Вычислить | |
Вычислить | |
Вычислить | |
Вычислить | |
Вычислить и | |
Вычислить и | |
Даны координаты точек А(х1; у1) и В(х2,у2). Вычислить длину вектора АВ. |
ПРИЛОЖЕНИЕ II (варианты заданий для разработки алгоритма ветвления или альтернативного выбора)
№ | Постановка задачи |
Дано уравнение =0. Имеет ли уравнение на отрезке от А до В решение? | |
Дано уравнение . Проверить, имеет ли данное уравнение вещественные корни. | |
Дан год. Определить, является ли год високосным. | |
Дано целое число. Определить, является ли оно четным. | |
Вычислить . | |
Температура плавления металла , град. Степенная функция температуры в зоне обработки , где - коэффициенты от –1 до +1. Определить выполняется ли условие . | |
Дано не целое число. Проверить, находится ли значение этого числа в интервале от А до В. | |
Требуемое значение шероховатости после обработки Ra (мкм). Степенная функция значения шероховатости после обработки, полученная экспериментальным путем . Определить, выполняется ли условие Ra≤ Ra . | |
Пересекаются ли графики функций и на интервале . | |
Требуемая стойкость инструмента Т . Функция стойкости инструмента . Определить, выполняется ли условие Т³ Т . | |
Вычислить коэффициенты: k = , k = , и k= ; определить, который из них больше. | |
Вычислить | |
Вычислить функцию , где - должны удовлетворять неравенству . | |
Дано целое число в диапазоне 0…9. Преобразовать это число в словесную форму, например, 0 – «ноль»; 1 – «единица» и т.д. | |
Дано целое число от 1 до 7. Какой день недели означает значение введенного числа? | |
Дано целое число от 1600 до 2004. Какой век означает значение введенного числа? | |
Дано целое число от 1 до 9. По значению числа (которое означает возраст ребенка) добавить в предложение одно из слов: "год", "года", "лет" | |
Дано целое число от 1 до 12. По значению числа определить месяц года. | |
Вычислить | |
Вычислить | |
Вычислить | |
Вычислить | |
Вычислить | |
Вычислить | |
Вычислить |
ПРИЛОЖЕНИЕ III (варианты заданий для разработки циклических алгоритмов)
Вариант 1. Вычислить . | Вариант 2. Вычислить . |
Вариант 3. Вычислить . | Вариант 4. Вычислить . |
Вариант 5. Вычислить . | Вариант 6. Вычислить . |
Вариант 7. Вычислить . | Вариант 8. Вычислить . |
Вариант 9. Вычислить | Вариант 10. Вычислить |
Вариант 11. Вычислить . | Вариант 12. Вычислить . |
Вариант 13. Вычислить . | Вариант 14. Вычислить . |
Вариант 15. Вычислить . | Вариант 16. Вычислить . |
Вариант 17.Вычислить . | Вариант 18.Вычислить . |
Вариант 19.Вычислить . | Вариант 20.Вычислить . |
Вариант 21. Вычислить . | Вариант 22. Вычислить . |
Вариант 23. Вычислить . | Вариант 24. Вычислить . |
Вариант 25. Вычислить . | |
Вариант 1. Вычислить значения функции , от х=0 до первого y£ -5. | Вариант 2. Вычислить значения функции , от х=0 до первого y>100. |
Вариант 3. Вычислить значения функции , от х=m до первого y>10. | Вариант 4. Вычислить значения функции , от х=m до первого y<50. |
Вариант 5. Вычислить значения функции , от х=m до первого y>0. | Вариант 6. Вычислить значения функции , от х=m до первого y>10. |
Вариант 7. Вычислить значения функции , от х=m до первого y>100. | Вариант 8. Вычислить значения функции , от х=m до первого y>10. |
Вариант 9. Вычислить значения функции , от х=m до первого y<-10. | Вариант 10. Вычислить значения функции , от х=m до первого y<-50. |
Вариант 11. Вычислить значения функции , от х=-5 до первого y£ 15. | Вариант 12. Вычислить значения функции , от х=-10 до первого y>12. |
Вариант 13. Вычислить значения функции , от х=m до первого y>13. | Вариант 14. Вычислить значения функции , от х=14 до первого y<500. |
Вариант 15. Вычислить значения функции , от х=-m до первого y>16. | Вариант 16. Вычислить значения функции , от х=(m+2) до первого y>15. |
Вариант 17. Вычислить значения функции , от х=2m до первого y>170. | Вариант 18. Вычислить значения функции , от х=(m-3) до первого y>180. |
Вариант 19. Вычислить значения функции , от х=3,2m до первого y<-190. | Вариант 20. Вычислить значения функции , от х=-2m до первого y<20. |
Вариант 21. Вычислить значения функции , от х=n до первого y£ m. | Вариант 22. Вычислить значения функции , от х=n до первого y>m. |
Вариант 23. Вычислить значения функции , от х=m до первого y>n. | Вариант 24. Вычислить значения функции , от х=m до первого y<10n. |
Вариант 25. Вычислить значения функции , от х=m до первого y>25n. |
ПРИЛОЖЕНИЕ IV
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ (очная и очно-заочная форма обучения) И НАПИСАНИЯ РЕФЕРАТОВ (заочная форма обучения)
№ варианта
(по списку Тема реферата
в журнале)
1. Информационные технологии.
2. Технические средства информатики.
3. Прикладная информатика.
4. Технологии программирования.
5. Алгоритм. Свойства алгоритма.
6. Правила при построении алгоритмов.
7. Виды алгоритмов.
8. Формы записи алгоритмов. Графические знаки, применяемые для записи алгоритмов.
9. Программное обеспечение.
10. Алгоритмические языки.
11. Виды ошибок на этапе реализации ПО.
12. Этапы отладки и тестирования ПО.
13. Правила «хорошего программирования».
14. Данные и переменные. Интерфейс.
15. Синтаксис и семантика. Формальные языки.
16. Формы Бэкуса-Наура (БНФ).
17. Объектно-ориентированное программирование.
18. Пакет SMathStudio.
19. Техническое задание на разработку программного обеспечения
20. Поисковые алгоритмы
21. Итерационные циклы
22. Вычислительный практикум. Нахождение корня уравнения с заданной точностью.
23. Нахождение значения определенного интеграла с заданной точностью.
24. Структурное программирование.
25. Объектно-ориентированное программирование.