Оператор присваивания и простейшие вычисления

С помощью меню «Арифметика» набираются математические выражения (рис. 2), где символ «:=» означает – «присвоить переменной значение», «=» означает – «вычислить». Обратите внимание на обособленность Булева «=».

Оператор присваивания и простейшие вычисления - student2.ru

Рисунок 2 − Простейшие вычисления в SMath Studio

Основы алгоритмического языка Pascal

Оператор присваивания и простейшие вычисления - student2.ru

Оператор присваивания и простейшие вычисления - student2.ru

Оператор присваивания и простейшие вычисления - student2.ru

[1]

Оператор присваивания и простейшие вычисления - student2.ru

[1]

Оператор присваивания и простейшие вычисления - student2.ru

[1]

Оператор присваивания и простейшие вычисления - student2.ru

[1]

Рассмотрим эти правила.

Оператор присваивания и простейшие вычисления - student2.ru

Оператор присваивания и простейшие вычисления - student2.ru

Рисунок 2.1 – Правила записи функций и арифметических действий в Pascal

Таблица 3.1 – Соответствие знаковдля изображения схем алгоритмов, операторов Pascalи SMathStudio

Обозначение (графическое изображение) Pascal Примечание к Pascal SMathStudio
Оператор присваивания и простейшие вычисления - student2.ru Program ИМЯ_программы;   VAR B, i: INTEGER; A, C: REAL;   BEGIN В начале программы должны быть перечислены все переменные из спецификации к алгоритму с указанием их формата: INTEGER – это целые числа; REAL- вещественные числа; BOOLEAN – логические переменные; ARRAY – массив и т.д. -
Оператор присваивания и простейшие вычисления - student2.ru С:=4.6; B:=2; A:=B+C; A:=COS(A*PI/180); Вещественные числа пишутся через точку. Смотри рис. 2.1 Оператор присваивания и простейшие вычисления - student2.ru
Оператор присваивания и простейшие вычисления - student2.ru IF B > C THEN BEGIN A:=A/2; END ELSE BEGIN A:=A*2; END;   BEGIN … END называются операторными скобками, они выделяют операторы, которые выполняются при одном условии. Перед ELSE точка с запятой не ставится. ELSE BEGIN … END могут отсутствовать, если в алгоритме нет операторов при не выполнении условия Оператор присваивания и простейшие вычисления - student2.ru
Оператор присваивания и простейшие вычисления - student2.ru Оператор присваивания и простейшие вычисления - student2.ru Оператор присваивания и простейшие вычисления - student2.ru READLN(C, B); Данные можно вводить через присваивание С:=4.6; B:=2; или с помощью оператора READLN(C, B); Числа 4.6 и 2 вводятся уже после запуска программы на выполнение -
Оператор присваивания и простейшие вычисления - student2.ru S:=0; FOR i:=1 TO 10 DO BEGIN … END;   Между операторов BEGIN … END; перечисляются повторяющиеся действия   Оператор присваивания и простейшие вычисления - student2.ru
Оператор присваивания и простейшие вычисления - student2.ru WRITELN(A,B,C); или c комментариями WRITELN(‘Результат А=’,A:5:1,’ Входные данные были B=’,В:2,’ C=’,C:4:1); A:5:1 и C:4:1 означает, что А и С числа вещественные, и округлить их до 1 цифры после запятой; В:2 – число целое, состоящее максимум из 2х цифр А=13,2
Оператор присваивания и простейшие вычисления - student2.ru WRITELN(‘ОШИБКА!!!’); Нет различия между операторами вывода на экран или на печать А=13,2
Оператор присваивания и простейшие вычисления - student2.ru {Комментарий} или (* Комментарий *)    
Оператор присваивания и простейшие вычисления - student2.ru END. Конец выполнения программы -

Более сложные операторы будут рассматриваться позже.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

«Разработка алгоритмов для структурного программирования и их реализация. Линейные алгоритмы»

Этап 1. Постановка задачи.Данрадиус окружности R. Вычислить длину окружности.

Этап 2. Анализ. Из математики известно, что длина окружности Оператор присваивания и простейшие вычисления - student2.ru .

Этап 3. Проектирование и определение спецификаций. Составим линейный алгоритм для вычисления значения Оператор присваивания и простейшие вычисления - student2.ru (рис. 3). На этом же этапе рассчитаем тестовый пример (рис. 4). SMath Studio позволяет выполнять математические вычисления над данными имеющими размерность (в нашей задаче данные и результаты вычислений представлены в метрах).

Оператор присваивания и простейшие вычисления - student2.ru

Рисунок 3 − Графический линейный алгоритм – следование - для расчета длины окружности.

Оператор присваивания и простейшие вычисления - student2.ru

Рисунок 4 − Расчет тестового примера в SMath Studio с использованием единиц измерения

Примечание: важно следить за тем, чтобы все переменные и функции были определены левее или выше тех выражений, где они используются.

Таблица 4 − Спецификация к алгоритму и тестовый пример

Наименование Обозначение в алгоритме Обозначение в программе Ед. изм. Значение Статус
Радиус окружности R R м Входной параметр
Длина окружности l l м 6,283 Выходной параметр

Этап 4. Расчет тестового примера в SMathStudio (рисунок 5), результат заносится в таблицу 4.

Оператор присваивания и простейшие вычисления - student2.ru

Рисунок 5 – Увеличение шрифта в SMath Studio

Список единиц измерения можно узнать с помощью кнопки главного меню (рис. 6).

Оператор присваивания и простейшие вычисления - student2.ru

Рисунок 6 – Кнопка «Единица измерения»

Этап 5. Кодирование. Создаем и тестируем программу на PascalABC.

Примечание: PascalABC является свободно распространяемым программным продуктом.

Можно не устанавливать программу на ПК, а тестировать программы онлайн на сайте http://www.pascalabc.net/WDE/

PROGRAM Primer1;

VAR R: INTEGER; l: REAL;

BEGIN

R:=1; l:=2*PI*R; WRITELN(‘ДЛИНА ОКРУЖНОСТИ l=’, l:4:2);

END.

Оператор присваивания и простейшие вычисления - student2.ru

Рисунок 6.1 – Результат онлайн тестирования программы

Результат работы: разработан алгоритм и программа для решения поставленной задачи; рассчитан тестовый пример для проверки алгоритма и программы.

Задания для самостоятельного выполнения находятся в ПРИЛОЖЕНИИ 1.

Отчет по работе должен содержать: Формулировку задачи. Необходимые математические формулы и прочие изыскания. Алгоритм. Спецификацию. Листинг результата работы программы. Расчет тестового (контрольного) примера (примеров) в SMath Studio. Результаты работы.



Наши рекомендации