Передача указателя как параметра функции

Указатель можно передавать в функцию в качестве аргумента и возвращать из функции.

#include<string.h>

char* strcopy(char*, char*);

void main(void){

char target [24];

char* cptr;

cptr=strcopy (target, "Персональная"); //возврвщает адрес target+12

cptr=strcopy (cptr, "IBM"); // возврвщает адрес target+16

}

char* strcopy (char*tptr, char*cptr){

while (*tptr++=*cptr++); //while (*cptr!='\0')

// *tptr++=*cptr++;

return (tptr);

}

Функции, работающие со строками

Функции, определеные в заголовочном файле stdio.h

1. Функция gets(char *) - вводит строку в массив с клавиатуры

char name[81];

gets(name); // Берёт все символы до конца строки символ '\n'

// отбрасывает и записывает '\0' и передаёт в вызов программы.

2. Функция puts(char *) - выводит строку на экран

puts ("Я функция puts()");

char str1[]="Только одна строка";

puts(str1); //Читает строку до встречи '\0'. Все строки

//выводятся с новой строки.

3. Функция int getc(stdin) – вводит символ в переменную с клавиатуры.

4. Функция int putc(int c, stdout) – выводит символ на экран.

Стандартные библиотечные функции

Функции, определеные в заголовочном файле string.h

1. int strlen(char *) - опредляет длинну строки без'\0';

int k = strlen(str1);

2. char * strcat(char *, char *) - объединяет две строки в одну.

strcat(str1, str2); //результат в первом массиве.

void main (void){

char str1[80]="Мой любимый цветок";

char str2[10]="ромашка";

if (strlen(str1)+strlen(str2)< 80-1)

strcat(str1, str2); //Чтобы копировать - необходимо проверить,

//чтобы длины массива было достаточно на

//две строки + ноль-байт.

}

3. char * strncat(char *, char *,int) - объединяет 1-ю строку и n-байтов второй строки в одну.

4. int strcmp(char *, char *) - сравнение строк.

# define ANSWER "YES"

void main(void){

char try[10];

gets(try);

puts ("Вы студенты 203 группы?");

while (strcmp(try, ANSWER)!=0){

puts ("Попытайтесь ещё раз")

gets (try);

}

puts("Верно");

}

Функция возвращает 0, если строки одинаковы. Сравнение идёт до признака конца строки - '\0', а не до конца массива, или до первого несравнения:

В-А возвращает 1, А-В возвращает -1.

5. int strncmp(char *, char *,int) - сравнение n байт у 2-х строк .

6. char * strcpy(char *, char *) - копирование строк

#define WORD "Таблица результатов"

void main (void){

char str1[30]; //Длина массива не проверяется

strcpy(str1, WORD)

puts(str1);

}

7. char * strтcpy(char *, char *,int) - копирование n байт строки

8. char *strdup(char *) – выделяет память и копирует строку.

9. char *strupr(char *) – преобразует строчные буквы в прописные.

10. char *strlwr(char *) – преобразует прописные буквы в строчные.

11. char *strrev(char *) – реверсирует строку.

12. char *strchr(char *, int ) – устанавливает позицию первого вхождения символа

14. char *strrchr(char *, int c) – устанавливает позицию последнего вхождения символа с.

15. char *strstr(char *, char *) - устанавливает позицию первого вхождения подстроки str2 в строку str1.

16. int stricmp(char *, char *) – сравнивает не различая строчные и прописные буквы.

14.6 Преобразование символьных строк

Функции, определеные в заголовочном файле stdlib.h.

1. int atoi() - строку в целое.

double atof() - строку в число с плавающей точкой.

void main(void){

char num[10];

int val;

puts("Введите число");

gets(num);

val=atoi(num); // обрабатывает до 1-го символа не являющегося

} // цифрой

2. Существуют функции обратного преобразования числа в строку.

itoa(int val, char *str, int radix) - целое в строку, где

val – число;

str – строка результата;

radix – система счисления.

gcvt(double val, int sig, char *str) - с плавающей точкой в строку, где

val – число;

sig – кол-во цифр;

str – строка результата.

Функции, определеные в заголовочном файле ctype.h.

Выполняют преобразования только с буквами английского алфавита.

1. Преобразование строчной буквы в прописную - int toupper(int c)

2. Проверка буква прописная или нет - int isupper(int c)

3. Преобразование прописной буквы в строчную - int tolower(int c)

4. Проверка буква строчная или нет - int islower(int c)

#include <ctype.h>

void main(void){

int ch; crit=0; //Признак прописные или строчные буквы

while ((ch=getche())!='\n'){

if(crit==0){

ch=isupper(ch) ? tolower(ch): ch;

putchar(ch);

}

else{

ch=islower(ch)? toupper(ch):ch;

putchar (ch);

}

}

ССЫЛКИ

Ссылка - это псевдоним для другой переменной. Они объявляются при помощи символа &. Ссылки должны быть проинициализированы при объявлении, причем только один раз.

Тип "ссылка на type" определяется следующим образом:

type& имя_перем = иниц.

Ссылка при определении сразу же инициализируется. Инициализация ссылки производится следующим образом:

int i = 0;

int& iref = i;

Физически iref представляет собой постоянный указатель на int - переменную типа int* const. Ее значение не может быть изменено после ее инициализации. Ссылка отличается от указателя тем, что используется не как указатель, а как переменная, адресом которой она была инициализирована:

iref++; //то же самое, что i++

int *ip = &iref; //то же самое, что ip = &i;

Таким образом, iref становится синонимом переменной i.

При передаче больших объектов в функции с помощью ссылки он не копируется в стек и, следовательно, повышается производительность.

#include <iostream.h>

void incr (int&);

void main(void){

int i = 5;

incr(i);

cout<< "i= " << i << "\n";

}

void incr (int& k){

k++;

}

Поскольку ссылка это псевдоним, то при передаче объекта в функцию по ссылке внутри нее объект можно изменять. Ссылки не могут ссылаться на другие ссылки или на поле битов. Не может быть массивов ссылок.

Ссылка может использоваться для возврата результата из функции. Возвратить результат по ссылке - значит возвратить не указатель на объект и не его значение, а сам этот объект.

Параметры КОМАНДНОЙ СТРОКИ

У функции main() могут быть свои формальные аргументы. В них возникает необходимость, если нужно передать какие-либо значения в программу из командной строки.

int main(int argc, char *argv[]) {}

argc – определяет кол-во передаваемых параметров в командной строке, включая имя самой программ.

*argv[] – это массив указателей на строки.

argv[0] – имя самой программы;

argv[1] – первый параметр и т.д.

Функция main() может возвращать значение, если необходимо. Любая программа должна возвращать в DOS код возврата. При нормальном завершении он равен 0. В командных файлах можно анализировать этот код командой IF ERRORLEVEL 0 echo «Ok!». Если нет необходимости возвращать значение, то оператор return не нужен.

#include <iostream.h>

int main(int argc, char* argv[]) {

if(argc<2) {

puts(“Нет аргументов в строке”);

exit(1);

}

else {

cout<<”Имя выполняемой программы”<<argv[0]<<endl;

cout<<”Аргумент командной строки”<<argv[1]<<endl;

}

return 0;

}

Если программа завершилась с ошибкой, то можно передать код ошибки в DOS функцией exit(1).

ПРОИЗВОДНЫЕ ТИПЫ ДАННЫХ

Структуры

Рассмотрим новый тип данных - структуру. Он не только гибок для представления разнообразных данных, но и позволяет создавать новые типы данных.

Пример использования - создание каталога книг. Каждая книга имеет следующие атрибуты: шифр, название, автора, издательство, год издания, число страниц, тираж, цену. Это несколько массивов. Очень сложно организовать одновременную работу с каталогом, если нужно их упорядочить по названиям, авторам, цене и так далее. Лучше иметь один массив, в котором каждый элемент содержит всю информацию о книге.

Структура – это объект, состоящий из последовательностей поименнованных элементов. Каждый элемент имеет свой тип.

Для определения нового типа данных нужно его описать:

struct book {

char title [81];

char author[30];

float value;

};

book – это имя нового типа данных.

Сруктурный шаблон является основной схемой, описывающей, как образуется новый тип. struct- ключевое слово, имя типа структуры book - необязателен, если сразу определить имя переменной, то его можно не вводить.

struct {

char title [81];

char author[30];

float value;

}libry;

Каждый элемент структуры определяется своим собственным описанием. Это переменные и массивы стандартных типов данных.

Шаблон является схемой без содержания. Он сообщает компилятору, как сделать что-то, но ничего не делает в программе, а вот создание структурной переменной, это и есть смысл слова «структура». Согласно шаблону под эту переменную выделяется память, равная сумме всех элементов (81).

struct book играет ту же роль, что и int, float перед именем переменной.

struct book doyle, panshin;

Для доступа к элементам структурной переменной используется операция точка. Имя переменной, точка, имя элемента структуры.

void main(void) {

struct book libry; //описание перем-й типа book

puts("Введите название книги");

gets(libry.title);

puts("Введите фамилию автора");

gets(libry.author);

puts("Введите цену книги");

scanf("%f",&libry.value);

printf("%s, %s, %p.2f",libry.title,libry.author,libry.value);

}

Структурную переменную можно инициализировать:

struct book libry={"Руслан и Людмила", "А.С.Пушкин", 1.50};

Массивы структур

Если переменных типа структура много, то определяется массив структур.

void main(void){

struct book libry[100];

int i;

for(i=0; i<100; i++){

puts("Введите название книги");

gets(libry[i].title);

puts("Введите автора книги");

gets(libry[i], author);

puts("Введите цену книги");

scanf("%f",&libry[i].value);

}

}

Индекс применяется к имени массива структур libry[i].

Если libry[2].title[3] – это 4-й элемент в title в 3-й структуре типа book.

Вложенные структуры

Если одна структура содержится или "вложена" в другую, то говорят, что это вложенные структуры.

struct names{ char name[20];

char fio[20];};

struct worker{ struct names people;

char job[20];

float money;};

void main(void){

struct worker driver = {{"Иван", "Иванов"},

"водитель", 1234.1};

Для обращения к элементу вложенной структуры применяется две операции «точка».

puts(driver .people.name);

Указатели на структуры

Указателями на структуры легче пользоваться, чем самими структурами. Структура не может передаваться в качестве аргумента функции, а указатель на структуру может.

struct worker *pdrv;

pdrv = &driver;

struct worker driver[2]; //массив структур

а) pdrv = driver; // pdrv <=> &driver[0];

pdrv+1 <=> &driver[1].

Доступ к элементу структуры осуществляется через операцию ->.

pdrv->job -> driver[0].job ->(*prdv).job

б) pdrv->people.name

Операции над структурами

1) Операция получения элемента.

driver.money=1234;

2) Операция косвенного получения элемента.

pdrv->money=3456;

Наши рекомендации