Упражнение «Волшебные звуки»
Воспитатель. В словах есть один звук, который произносится громче и дольше всех других. Давайте находить в словах такие звуки. Послушайте, как я назову этот предмет (указывает на санки): сааанки. Какой звук я произносила долго? («А».) Послушайте и назовите тот звук, который я дольше буду произносить в слове «грибы» — грибыыы («ы») и в слове «Лууук» («у»).
Теперь вы будете называть предметы и находить такие звуки (мячик — «а», кошка — «о», лебедь — «э», лист — «и», лягушка — «у», кукла — «у», мышка — «ы», слива — «и», рыба — «ы», ведро — «о», лента — «э»).
Ребенок называет предмет, затем — с помощью воспитателя и самостоятельно— называет ударный гласный звук
Занятие 27
Программное содержание. Развивать фонематический слух детей и речевой аппарат.
Материал. Мяч; фланелеграф и картинки: ромашка, мак, тюльпан, роза, нарцисс, сирень, колокольчик, василек, георгин.
Ход занятия
Упражнение «Уколем пальчик»
Порядок выполнения упражнения изложен в конспекте занятия 16 (для младшей группы). Упражнение повторить 6-7 раз.
Упражнение «Индюк дразнится»
Порядок выполнения упражнения изложен в конспекте занятия 10 (для средней группы).
Игра «Назови первый звук слова» (в кругу с мячом)
Воспитатель называет любые слова, которые начинаются с согласных звуков, дети называют эти звуки. В игре должны принять участие все дети (не менее 2 раз).
Игра «Цветочный магазин»
Воспитатель выставляет на фланелеграфе картинки с изображением цветов, вместе с детьми называет их. Воспитатель. Эти цветы продаются, но купить их сможет только тот, кто правильно назовет цветок и первый звук слова.
В игре должны принять участие все дети, поэтому можно использовать парные картинки: красная и желтая роза, красный и сиреневый тюльпан и др.
Воспитатель. Какие еще цветы мы попросим привезти на следующее занятие? (Дети называют знакомые цветы.)
Занятие 28
Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание и дикцию детей. Материал. Мяч; большой лист бумаги и фломастер.
Ход занятия
Чтение скороговорки
Дети разучивают и читают скороговорку (на один выдох): У мухи нет уха, нет уха у мухи.
Чтение скороговорки можно провести как соревнование: кто быстрее и правильнее ее скажет.
Игра «Назови братца» (в кругу с мячом)
Воспитатель в произвольном порядке называет твердые и мягкие согласные звуки, а дети —их пары. Вигре должны принять участие все дети.
Игра«Нарисуем дом для Незнайки»
Воспитатель. Дети построили новый дом для игрушек. У Незнайки тоже есть комната (показывает на лист бумаги). Но в ней ничего нет. Давайте поможем ему обставить комнату мебелью, купить то, что нужно ему в хозяйстве и что он будет есть. Но в названии всех предметов должен быть звук «р».
Дети называют слова, воспитатель схематично их рисует на бумаге.
Примерный перечень: кровать, люстра, торшер, телевизор, радио, ковер, картина, кружка, простыня, ручка, гитара, сыр, мороженое, торт, груша, рыба...
Воспитатель. Сегодня мы купили Незнайке много вещей и продуктов, а в следующий раз мы купим другие предметы. Этот рисунок мы оставим до следующего занятия.
Занятие 29
Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевое дыхание детей.
Материал. Мяч; картина с комнатой Незнайки.
Ход занятия
Чтение скороговорки
Дети разучивают и читают скороговорку на один выдох:
У Зины в корзине бузина.
Чтение скороговорки можно провести как соревнование.
Игра «Назови товарища» (в кругу с мячом)
Воспитатель называет глухой согласный звук, ребенок — его пару. Когда в игре примут участие все дети, задание меняется: воспитатель называет звонкие согласные, дети — их пару.
Игра «Нарисуем дом для Незнайки»
Воспитатель. Сегодня для Незнайки мы будем покупать предметы, в названии которых есть звук «к».
Дети называют слова, воспитатель схематично рисует предметы.
Примерный перечень: столик, стульчик, табуретка, кастрюля, сковорода, ложка, ножик, вилка, скатерть, шкаф, подушка, чашка, тарелка...
Воспитатель. Теперь у Незнайки в комнате много вещей. Ему будет удобно жить.
Занятие 30
Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевое дыхание детей.
Материал. Мяч, фишки (или счетные палочки).
Ход занятия
Чтение скороговорки
Дети разучивают и читают скороговорку на один выдох:
От топота копыт пыль по полю летит. Чтение скороговорки можно провести как соревнование.
Игра «Эрудиты»
Воспитатель делит детей на две группы. Они садятся друг против друга. Воспитатель задает им по очереди вопросы. За правильный ответ откладывается фишка или счетная палочка.
Вопросы и задания
Какой первый звук в слове «ёлка»?
Какой последний звук в слове «дождь»?
Назови братца звука «р».
Назови товарища звука «ф».
Какой звук в слове «машина» произносится дольше всех?
Скажи слово «самолет» и выдели в нем звук «ль».
Назови слово, которое начинается с последнего звука слова «стол».
Назови транспорт, в названии которого есть звук «ль».
Назови музыкальный инструмент, в названии которого есть звук «рь».
Назови цветок, в названии которого есть звук «ш».
Назови слово, которое начинается со звука «зь».
Назови слово, которое начинается со звука «сь».
Назови слово, которое кончается звуком «т».
В конце игры определяется команда-победитель, которая выполнила больше заданий.
Подготовительная группа
Занятие 1
Программное содержание. Развивать фонематический слух и речевое внимание детей.
Материал. Фланелеграф и картинки: бабочка, вилка, дом, земляника, корова, лягушка, пирамидка, зонт, волк, лодка, белка, кит, пушка, дятел; мяч.
Ход занятия
Чтение скороговорки
Дети разучивают и читают скороговорку на один выдох: Хочешь есть калачи, не лежи на печи.
Скороговорка читается сначала медленно, затем в достаточно быстром темпе.
Игра«Назови звук» (в кругу с мячом)
Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, интонационно выделяя какой-либо (любой) согласный звук. Ребенок называет выделенный звук и перебрасывает мяч обратно воспитателю.
Выделяемые звуки должны стоять в разных местах — в начале, середине и конце слова. В игре принимают участие все дети.
Упражнение «Найди братца»
Воспитатель выставляет на фланелеграфе в ряд предметные картинки: бабочка, вилка, дом, земляника, корова, лягушка, пирамидка; под ними картинки: зонт, волк, лодка, белка, кит, пушка, дятел.
Воспитатель. Перед вами два ряда картинок. Нужно во втором ряду положить картинки так, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда. Например, «бабочка», первый звук — «б». Я положу белку, первый звук в этом слове — «бь». «Б» и «бь» — братцы.
Дети по очереди подходят, называют предметы, первые звуки слов и, если правильно подобрали пару, подставляют картинку под верхний ряд.
Занятие 2
Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевое дыхание.
Материал. Фланелеграф и картинки: машина, малина, лодка, ложка; мяч.
Ход занятия