Упражнение «Кто придумает конец, тот и будет молодей»

Не будильник, а разбудит,

Запоет, проснутся люди.

На голове гребешок,

Это Петя-... (петушок).

Я сегодня утром рано

Умывался из-под... (крана).

Солнце светит очень ярко,

Бегемоту стало... (жарко).

Вдруг небо тучей затянуло,

Из тучи молния... (сверкнула).

Упражнение «Назови первый звук слова»

На фланелеграфе картинки.

Дети называют предмет, выделяя в слове первый звук, и звук изолированно.

Игра «Назови первый звук своего имени» (в кругу с мячом)

Воспитатель предлагает ребенку, которому бросит мяч, назвать свое имя с выделением первого звука и этот же звук произнести изолированно.

В игре принимают участие все дети.

Занятие 15

Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал. По одной картинке на ребенка: картинки, названия которых начинаются с твердого согласного звука; столько же картинок, названия которых начинаются с мягкого согласного.

Ход занятия

Упражнение «Понюхай цветок»

Воспитатель предлагает детям «понюхать» цветок — вдох через нос, выдох через рот; на выдохе без напряжения голоса сказать: «Ах-х-х-х».

Упражнение повторить 5—6 раз. Потом сначала тихо, затем громче и громче дети вместе с воспитателем говорят: «Как хорошо пахнет цветок — ах!»

Чтение чистоговорки

Чистоговорка разучивается и затем читается на два выдоха (по две строки на выдох).

Чок, чок, каблучок

Наступил на сучок,

Оторвался, поломался,

Чок, чок, каблучок.

Чистоговорку читают хором 2 раза, затем 4-5 детей индивидуально.

Игра «Найди братца»

Воспитатель раздает детям картинки, названия которых начинаются с твердого согласного звука; на ковре или столе выкладывает картинки, названия которых начинаются с парного — мягкого согласного.

Воспитатель. Посмотрите, что у вас нарисовано. Подумайте, с какого звука начинается ваше слово. Ваши маленькие братцы гуляют на поляне (показывает на ковер). Найдите их.

Игра продолжается до тех пор, пока все дети самостоятельно или с помощью воспитателя не найдут нужную картинку. Ребенок, который первым подберет пару, выигрывает.

Занятие 16

Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал. Мяч.

Ход занятия

Чтение чистоговорки

Предложите детям прочитать чистоговорку, выученную на предыдущем занятии, на одном выдохе.

Если детям будет трудно ее читать на одном выдохе, предложите читать на два выдоха.

Игра «Назови первый звук слова» (в кругу с мячом)

Воспитатель бросает мяч ребенку и произносит слово, выделяя первый звук, ребенок перебрасывает мяч воспитателю и называет первый звук слова.

В игре должны принять участие все дети.

Игра«Изменилась песенка» (звуки-товарищи «Ж» и «Ш»)

Воспитатель. Вспомните, как жужжит жук («ж-ж-ж»).

Вот что однажды произошло с жуком: он летел и так громко жужжал, что потерял голос и стал петь незвонко. У него получалась песенка: «Жж-ж-ж-ж-шш-ш-ш» (дети повторяют). Чью песенку пел жук? (Ветра.) Когда я покажу на мальчиков, они будут петь звонкую песенку жука: «Ж-ж-ж-ж»; когда покажу на девочек, они будут петь незвонкую песенку жука: «Ш-ш-ш-ш». (Дети делятся на две группы — мальчики и девочки. Упражнения повторяются 2 раза, затем дети меняются ролями, и игра повторяется.) Когда жук пел звонко, с голосом, то его песенка была похожа на звук «ж»; когда пел без голоса, песенка была похожа на звук «ш». Звуки «ж» и «ш» — товарищи. «Ж» произносится с голосом. А «ш» — без голоса (дети повторяют).

Я научу вас проверять, с голосом или без голоса произносится звук. Подставьте ладошку к горлу и произносите долго «Ж-ж-ж-ж» — горлышко «играет» (кто не ощущает, целесообразно предложить приложить руку к горлу воспитателя). Значит, звук «ж» — звонкий и произносится с голосом. Теперь скажите: «Ш-ш-ш-ш» — горлышко «не играет», этот звук произносится без голоса, он незвонкий.

Занятие 17

Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание и дикцию детей.

Материал. Мяч.

Ход занятия

Чтение чистоговорки

Дети выучивают скороговорки и затем читают их на два выдоха.

Ручеек, ручеек, дай водички на чаек.

Мы чаек горячий будем пить на даче.

Игра«Назови братца» (в кругу с мячом)

Воспитатель бросает мяч ребенку и называет согласный звук (твердый или мягкий), ребенок называет его пару и перебрасывает мяч воспитателю. В игре должны принять участие все дети.



Наши рекомендации