Проблема информационной безопасности общества

Понятие «Защита информации»

Защита информации является одним из важнейших факторов государственной деятельности и предпринимательства, связана с предотвращением несанкционированного доступа посторонних лиц либо программ к защищаемой информации и программам.

Защита информации - совокупность методов и средств, направленных на обеспечение важнейших аспектов информационной безопасности (целостности, конфиденциальности, достоверности и доступности информации и ресурсов, используемых для ввода, хранения, обработки и передачи данных).

Несанкционированным доступомк информации ПК будем называть незапланированное ознакомление, обработку, копирование, применение различных вирусов, в том числе разрушающих программные продукты, а также модификацию или уничтожение информации в нарушение установленных правил разграничения доступа.

Основные цели защиты информации:

1. Обеспечение физической целостности. Физическая целостность зависит от целостности самого ПК, целостности дисков и дискет, целостности информации на дисках и дискетах, в полях оперативной памяти.

Угрозы целостности информации в ПК, как и в любой другой автоматизированной системе, могут быть случайными и преднамеренными. Основными разновидностями случайных угроз являются отказы, сбои, ошибки, стихийные бедствия.

С учетом современного состояния технических и программных средств ПК, а также способов и средств их использования к наиболее реальным угрозам целостности информации случайного характера следует отнести ошибки пользователей.

Гораздо большую опасность целостности информации в ПК представляют преднамеренные угрозы, создаваемые людьми в злоумышленных целях.

2. Предупреждение несанкционированного получения информации, находящейся в ПК. Данная цель защиты приобретает особую актуальность в тех случаях, когда хранимая или обрабатываемая информация содержит тайну того или иного характера (государственную, коммерческую и т.д.)

3. Предупреждение несанкционированной модификации информации. Опасной разновидностью несанкционированной модификации информации в ПК является действие вредоносных программ (компьютерных вирусов), которые могут разрушать или уничтожать программы или массивы данных.

4. Предупреждение несанкционированного копирования информации. Защита от копирования заключается в предупреждении возможностей несанкционированного снятия копии с информации, находящейся в ОЗУ ЭВМ или на гибком или жестком магнитном носителе, в целях злоумышленного ее использования.

Выводы по теме

· Проблема информационной безопасности обусловлена возрастающей ролью информации в общественной жизни. Современное общество все более приобретает черты информационного общества. Информационная безопасность является одной из проблем, с которой столкнулось современное общество в процессе массового использования автоматизированных средств ее обработки.

· Информационная безопасность – это защищенность информации и поддерживающей ее инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, которые могут нанести ущерб владельцам или пользователям информации.

· Информационная безопасность не сводится исключительно к защите от несанкционированного доступа к информации – это принципиально более широкое понятие.

· Задачи по обеспечению информационной безопасности для разных категорий субъектов могут существенно различаться.

· Под защитой информации понимается комплекс мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности.

· Защита информации (ГОСТ 350922-96) – это деятельность, направленная на предотвращение утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию.

Лекция 2. Составляющие информационной безопасности. Международные стандарты информационного обмена.

Доступность информации

Как уже отмечено в предыдущей теме, информационная безопасность – многогранная область деятельности, в которой успех может принести только систематический, комплексный подход.

Обеспечение информационной безопасности в большинстве случаев связано с комплексным решением трех задач:

· Обеспечением доступности информации.

· Обеспечением целостности информации.

· Обеспечением конфиденциальности информации.

Именно доступность, целостность и конфиденциальность являются равнозначными составляющими информационной безопасности.

Информационные системы создаются для получения определенных информационных услуг. Если по тем или иным причинам предоставить эти услуги пользователям становится невозможно, то это, очевидно, наносит ущерб всем пользователям.

Роль доступности информации особенно проявляется в разного рода системах управления – производством, транспортом и т. п. Менее драматичные, но также весьма неприятные последствия – и материальные, и моральные – может иметь длительная недоступность информационных услуг, которыми пользуется большое количество людей, например, продажа железнодорожных и авиабилетов, банковские услуги, доступ в информационную сеть Интернет и т. п.

Доступность – это гарантия получения требуемой информации или информационной услуги пользователем за определенное время.

Фактор времени в определении доступности информации в ряде случаев является очень важным, поскольку некоторые виды информации и информационных услуг имеют смысл только в определенный промежуток времени. Например, получение заранее заказанного билета на самолет после его вылета теряет всякий смысл. Точно так же получение прогноза погоды на вчерашний день не имеет никакого смысла, поскольку это событие уже наступило. В этом контексте весьма уместной является поговорка: "Дорога ложка к обеду".

Целостность информации

Целостность информации условно подразделяется на:

· статическую и

· динамическую.

Статическая целостность информации предполагает неизменность информационных объектов от их исходного состояния, определяемого автором или источником информации. Динамическая целостность информации включает вопросы корректного выполнения сложных действий с информационными потоками, например, анализ потока сообщений для выявления некорректных, контроль правильности передачи сообщений, подтверждение отдельных сообщений и др.

Целостность является важнейшим аспектом информационной безопасности в тех случаях, когда информация используется для управления различными процессами, например техническими, социальными и т. д.

Так, ошибка в управляющей программе приведет к остановке управляемой системы, неправильная трактовка закона может привести к его нарушениям, точно также неточный перевод инструкции по применению лекарственного препарата может нанести вред здоровью. Все эти примеры иллюстрируют нарушение целостности информации, что может привести к катастрофическим последствиям. Именно поэтому целостность информации выделяется в качестве одной из базовых составляющих информационной безопасности.

Целостность – гарантия того, что информация сейчас существует в ее исходном виде, то есть при ее хранении или передаче не было произведено несанкционированных изменений.

Рисунок 1. Составляющие информационной безопасности

Как уже отмечалось, выделение этих категорий в качестве базовых составляющих информационной безопасности обусловлено необходимостью реализации комплексного подхода при обеспечении режима информационной безопасности. Кроме этого, нарушение одной из этих категорий может привести к нарушению или полной бесполезности двух других. Например, хищение пароля для доступа к компьютеру (нарушение конфиденциальности) может привести к его блокировке, уничтожению данных (нарушение доступности информации) или фальсификации информации, содержащейся в памяти компьютера (нарушение целостности информации).

Выводы по теме

· Обеспечение информационной безопасности в большинстве случаев связано с комплексным решением трех задач:

a) обеспечением доступности информации;

b) обеспечением целостности информации;

c) обеспечением конфиденциальности информации.

· Доступность – это гарантия получения требуемой информации или информационной услуги пользователем за определенное время.

· Целостность – гарантия того, что информация сейчас существует в ее исходном виде, то есть при ее хранении или передаче не было произведено несанкционированных изменений.

· Конфиденциальность – гарантия доступности конкретной информации только тому кругу лиц, для которого она предназначена.

Задачи защиты информации

Анализ основ информационной безопасности показал, что защита информации является задачей комплексной. С одной стороны, защита информации предполагает, как минимум, обеспечение трех ее составляющих - доступности, целостности и конфиденциальности данных. И уже с учетом этого проблему информационной безопасности следует рассматривать комплексно. С другой стороны, информацией и информационными системами в буквальном смысле "пронизаны" все сферы общественной деятельности и влияние информации на общество все нарастает, поэтому обеспечение информационной безопасности также требует комплексного подхода.

В этой связи вполне закономерным является рассмотрение проблемы обеспечения информационной безопасности на нескольких уровнях, которые в совокупности обеспечивали бы защиту информации и информационных систем от вредных воздействий, наносящих ущерб субъектам информационных отношений.

В этой связи основными задачами информационной безопасности в широком смысле являются:

· защита государственной тайны, т. е. секретной и другой конфиденциальной информации, являющейся собственностью государства, от всех видов несанкционированного доступа, манипулирования и уничтожения;

· защита прав граждан на владение, распоряжение и управление принадлежащей им информацией;

· защита прав предпринимателей при осуществлении ими коммерческой деятельности;

· защита конституционных прав граждан на тайну переписки, переговоров, личную тайну.

Рассматривая проблему информационной безопасности в узком смысле, отметим, что в этом случае речь идет о совокупности методов и средств защиты информации и ее материальных носителей, направленных на обеспечение целостности, конфиденциальности и доступности информации.

Исходя из этого, выделим следующие задачи информационной безопасности:

· защита технических и программных средств информатизации от ошибочных действий персонала и техногенных воздействий, а также стихийных бедствий;

· защита технических и программных средств информатизации от преднамеренных воздействий.

Выводы по теме

· Основные задачи информационной безопасности:

· защита государственной тайны, т. е. секретной и другой конфиденциальной информации, являющейся собственностью государства, от всех видов несанкционированного доступа, манипулирования и уничтожения;

· защита прав граждан на владение, распоряжение и управление принадлежащей им информации;

· защита конституционных прав граждан на тайну переписки, переговоров, личную тайну;

· защита технических и программных средств информатизации от ошибочных действий персонала и техногенных воздействий, а также стихийных бедствий;

· защита технических и программных средств информатизации от преднамеренных воздействий.

· Режим информационной безопасности включает три уровня:

· законодательно-правовой;

· административный (организационный);

· программно-технический.

· Законодательно-правовой уровень включает комплекс законодательных и иных правовых актов, устанавливающих правовой статус субъектов информационных отношений, субъектов и объектов защиты, методы, формы и способы защиты, их правовой статус.

· Административный уровень включает комплекс взаимокоординируемых мероприятий и технических мер, реализующих практические механизмы защиты в процессе создания и эксплуатации систем защиты информации.

· Программно-технический уровень включает три подуровня: физический, технический (аппаратный) и программный.

Требования безопасности к информационным системам

Стандарт ISO/IEC 15408 "Критерии оценки безопасности информационных технологий" (издан 1 декабря 1999 года) относится к оценочным стандартам. Этот международный стандарт стал итогом почти десятилетней работы специалистов нескольких стран. Он вобрал в себя опыт существовавших к тому времени документов национального и межнационального масштаба. Именно поэтому этот стандарт очень часто называют "Общими критериями".

"Общие критерии" являются метастандартом, определяющим инструменты оценки безопасности информационных систем и порядок их использования.

Как и "Оранжевая книга", "Общие критерии" содержат два основных вида требований безопасности:

· функциональные – соответствуют активному аспекту защиты – предъявляемые к функциям безопасности и реализующим их механизмам;

· требования доверия – соответствуют пассивному аспекту – предъявляемые к технологии и процессу разработки и эксплуатации.

В отличие от "Оранжевой книги", "Общие критерии" не содержат предопределенных "классов безопасности". Такие классы можно строить, исходя из требований безопасности, существующих для конкретной организации и/или конкретной информационной системы.

Очень важно, что безопасность в "Общих критериях" рассматривается не статично, а в привязке к жизненному циклу объекта оценки.

Угрозы безопасности в стандарте характеризуются следующими параметрами:

· источник угрозы;

· метод воздействия;

· уязвимые места, которые могут быть использованы;

· ресурсы (активы), которые могут пострадать

Выводы по теме

· Основополагающими документами по информационной безопасности в РФ являются Конституция РФ и Концепция национальной безопасности.

· Законодательные меры в сфере информационной безопасности направлены на создание в стране законодательной базы, упорядочивающей и регламентирующей поведение субъектов и объектов информационных отношений, а также определяющей ответственность за нарушение установленных норм.

· Закон РФ "Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ является одним из основных базовых законов в области защиты информации, который регламентирует отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов Российской Федерации на основе сбора, накопления, хранения, распространения и предоставления потребителям документированной информации, а также при создании и использовании информационных технологий, при защите информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.

· Государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

· Система защиты государственной тайны – совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях.

· Немаловажная роль в системе правового регулирования информационных отношении отводится ответственности субъектов за нарушения в сфере информационной безопасности. Основными документами в этом направлении являются:

o Уголовный кодекс Российской Федерации;

o Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

· Стандарт ISO/IEC 15408 "Критерии оценки безопасности информационных технологий" (издан 1 декабря 1999 года) относится к оценочным стандартам.

· "Общие критерии" являются стандартом, определяющим инструменты оценки безопасности информационных систем и порядок их использования.

· "Общие критерии" содержат два основных вида требований безопасности:

o функциональные – соответствуют активному аспекту защиты – предъявляемые к функциям безопасности и реализующим их механизмам;

o требования доверия – соответствуют пассивному аспекту – предъявляемые к технологии и процессу разработки и эксплуатации.

· Угрозы безопасности в стандарте характеризуются следующими параметрами:

o источник угрозы;

o метод воздействия;

o уязвимые места, которые могут быть использованы;

o ресурсы (активы), которые могут пострадать.

· Для структуризации пространства требований в "Общих критериях" введена иерархия класс – семейство – компонент – элемент.

o Классы определяют наиболее общую, "предметную" группировку требований (например, функциональные требования подотчетности).

o Семейства в пределах класса различаются по строгости и другим тонкостям требований.

o Компонент – минимальный набор требований, фигурирующий как целое.

o Элемент – неделимое требование.

Законодательный уровень.

Можно, в свою очередь, выделить два направления развития мер обеспечения информационной безопасности на законодательном уровне. Это меры, направленные на создание и поддержание в обществе негативного (в том числе карательного) отношения к нарушениям и нарушителям информационной безопасности, а также меры, способствующие повышению образованности общества в области информационной безопасности, помогающие в разработке и распространении средств обеспечения информационной безопасности.

Административный уровень.

Основой мер административного уровня (предпринимаемых руководством организации) является политика безопасности - совокупность документированных управленческих решений, направленных на защиту информации и ассоциированных с ней ресурсов.

Политика безопасности определяет стратегию организации в области информационной безопасности, а также меру внимания и количество ресурсов, которое руководство считает целесообразным выделить.

Процедурный уровень.

К процедурному уровню защиты информации относятся меры безопасности, реализуемые людьми. Среди данных мер выделяются несколько групп, направленных на обеспечение информационной безопасности: управление персоналом; физическая защита; планирование восстановительных работ.

Рисунок 2. - Классы угроз

Знание возможных угроз информационной безопасности, а также уязвимых мест системы защиты, необходимо для того, чтобы выбрать наиболее экономичные и эффективные средства обеспечения безопасности.

Угрозы информационной безопасности классифицируются по нескольким признакам:

· по составляющим информационной безопасности (доступность, целостность, конфиденциальность), против которых, в первую очередь, направлены угрозы;

· по компонентам информационных систем, на которые угрозы нацелены (данные, программы, аппаратура, персонал);

· по характеру воздействия (случайные или преднамеренные, действия природного или техногенного характера);

· по расположению источника угроз (внутри или вне рассматриваемой информационной системы).

Отправной точкой при анализе угроз информационной безопасности является определение составляющей информационной безопасности, которая может быть нарушена той или иной угрозой: конфиденциальность, целостность или доступность.

На рис. 3 показано, что все виды угроз, классифицируемые по другим признакам, могут воздействовать на все составляющие информационной безопасности.

Проблема информационной безопасности общества - student2.ru

Рисунок 3. - Составляющие угроз информационной безопасности

Рассмотрим угрозы по характеру воздействия.

Опыт проектирования, изготовления и эксплуатации информационных систем показывает, что информация подвергается различным случайным воздействиям на всех этапах цикла жизни системы.

Причинами случайных воздействий при эксплуатации могут быть:

· аварийные ситуации из-за стихийных бедствий и отключений электропитания (природные и техногенные воздействия);

· отказы и сбои аппаратуры;

· ошибки в программном обеспечении;

· ошибки в работе персонала;

· помехи в линиях связи из-за воздействий внешней среды.

Преднамеренные воздействия – это целенаправленные действия злоумышленника. В качестве злоумышленника могут выступать служащий, посетитель, конкурент, наемник. Действия нарушителя могут быть обусловлены разными мотивами, например:

· недовольством служащего служебным положением;

· любопытством;

· конкурентной борьбой;

· уязвленным самолюбием и т. д.

Угрозы, классифицируемые по расположению источника угроз, бывают внутренние и внешние.

Внешние угрозы обусловлены применением вычислительных сетей и создание на их основе информационных систем.

Основная особенность любой вычислительной сети состоит в том, что ее компоненты распределены в пространстве. Связь между узлами сети осуществляется физически с помощью сетевых линий и программно с помощью механизма сообщений. При этом управляющие сообщения и данные, пересылаемые между узлами сети, передаются в виде пакетов обмена. Особенность данного вида угроз заключается в том, что местоположение злоумышленника изначально неизвестно.

Виды нарушителей

Попытка получить несанкционированный доступ к информационной системе или вычислительной сети с целью ознакомиться с ними, оставить записку, выполнить, уничтожить, изменить или похитить данную информацию квалифицируется как компьютерное пиратство.

Для предотвращения возможных угроз фирмы должны не только обеспечить защиту операционных систем, программного обеспечения и контроля доступа, но и попытаться выявить категории нарушителей и те методы, которые они используют.

В зависимости от мотивов, целей и методов действия всех хакеров можно разбить на несколько групп, начиная с дилетантов и кончая профессионалами. Их можно представить четырьмя группами:

· начинающий хакер;

· освоивший основы работы на ПЭВМ и в составе сети;

· классный специалист;

· специалист высшего класса.


Нарушитель является специалистом высшей квалификации, знает все про информационные системы и, в частности, о составе и средствах ее защиты. Модель нарушителя определяет:

· категории лиц, в числе которых может оказаться нарушитель;

· возможные цели нарушителя и их градации по степени важности и
опасности;

· предположения о его квалификации;

· оценка его технической вооруженности;

• ограничения и предположения о характере его действий.

Диапазон побудительных мотивов получения доступа к системе довольно
широк: от желания испытать эмоциональный подъем при игре с компьютером до ощущения власти над ненавистным менеджером. Занимаются этим не только новички, желающие позабавиться, но и профессиональные программисты.

Часть из них, однако, начинает не только просматривать, но и проявлять интерес к содержимому файлов, а это уже представляет серьезную угрозу, поскольку в данном случае трудно отличить безобидное баловство от умышленных действий.

До недавнего времени вызывали беспокойство случаи, когда недовольные руководителем служащие, злоупотребляя своим положением, портили системы, допуская к ним посторонних или оставляя их в рабочем состоянии без присмотра. Недовольный руководителем служащий создает одну из самых больших угроз вычислительным системам коллективного пользования.

Профессиональные хакеры - это компьютерные фанаты, прекрасно знающие вычислительную технику и системы связи. Они затратили массу времени на обдумывание способов проникновения в системы и еще больше, экспериментируя с самими системами. Для вхождения в систему профессионалы чаще всего используют некоторую систематику и эксперименты, а не рассчитывают на удачу или догадку. Их цель - выявить и преодолеть систему защиты, изучить возможности вычислительной установки и затем удалиться, самоутвердившись в возможности достижения цели.

Выводы по теме

· Угроза информационной безопасности – это потенциальная возможность нарушения режима информационной безопасности.

· Преднамеренная реализация угрозы называется атакой на информационную систему.

· Лица, преднамеренно реализующие угрозы, являются злоумышленниками.

· Угрозы информационной безопасности классифицируются по нескольким признакам:

· по составляющим информационной безопасности;

· по компонентам информационных систем;

· по характеру воздействия;

· по расположению источника угроз.

· Несанкционированный доступ является одним из наиболее распространенных и многообразных способов воздействия на информационную систему, позволяющим нанести ущерб любой из составляющих информационной безопасности.

· Каналы НСД классифицируются по компонентам автоматизированных информационных систем: пользователь, программа, аппаратные средства.

Выводы по теме

· Субъект атаки (или источник атаки) – это атакующая программа или злоумышленник, непосредственно осуществляющие воздействие.

· Маршрутизатор – устройство, обеспечивающее маршрутизацию пакетов обмена в глобальной сети.

· Подсеть – совокупность узлов, являющихся частью глобальной сети, для которых маршрутизатором выделен одинаковый номер подсети.

· Сегмент сети – физическое объединение хостов. Например, сегмент сети образуют совокупность хостов, подключенных к серверу по схеме "общая шина".

· Удаленные угрозы классифицируются по следующим признакам:

o по характеру воздействия (пассивные, активные);

o по цели воздействия (нарушение конфиденциальности, нарушение целостности и нарушение доступности информации);

o по условию начала осуществления воздействия (атака по запросу от атакуемого объекта, атака по наступлению ожидаемого события на атакуемом объекте и безусловная атака);

o по наличию обратной связи с атакуемым объектом (с обратной и без обратной связи);

o по расположению субъекта атаки относительно атакуемого объекта (внутрисегментное и межсегментное);

o по уровню модели ISO/OSI, на котором осуществляется воздействие.

Выводы по теме

· Типовая удаленная атака – это удаленное информационное разрушающее воздействие, программно осуществляемое по каналам связи и характерное для любой распределенной вычислительной сети.

· Анализ сетевого трафика заключается в прослушивании канала связи.

· По характеру воздействия анализ сетевого трафика является пассивным воздействием (класс 1.1). Осуществление данной атаки без обратной связи (класс 4.2) ведет к нарушению конфиденциальности информации (класс 2.1) внутри одного сегмента сети (класс 5.1) на канальном уровне OSI (класс 6.2). При этом начало осуществления атаки безусловно по отношению к цели атаки (класс 3.3).

· Одной из проблем безопасности распределенной ВС является недостаточная идентификация и аутентификация (определение подлинности) удаленных друг от друга объектов.

· В том случае, когда в вычислительной сети используют нестойкие алгоритмы идентификации удаленных объектов, оказывается возможной типовая удаленная атака, заключающаяся в передаче по каналам связи сообщений от имени произвольного объекта или субъекта сети (т. е. подмена объекта или субъекта сети).

· Подмена доверенного объекта распределенной вычислительной сети является активным воздействием (класс 1.2), совершаемым с целью нарушения конфиденциальности (класс 2.1) и целостности (класс 2.2) информации, по наступлению на атакуемом объекте определенного события (класс 3.2). Данная удаленная атака может являться как внутрисегментной (класс 5.1), так и межсегментной (класс 5.2), как с обратной связью (класс 4.1), так и без обратной связи (класс 4.2) с атакуемым объектом и осуществляется на сетевом (класс 6.3) и транспортном (класс 6.4) уровнях модели OSI.

· Целью удаленной атаки "ложный объект" является внедрение в сеть ложного объекта путем изменения маршрутизации пакетов, передаваемых в сети. Внедрение ложного объекта в распределенную сеть может быть реализовано навязыванием ложного маршрута, проходящего через ложный объект.

· Навязывание ложного маршрута – активное воздействие (класс 1.2), совершаемое с любой из целей из класса 2, безусловно по отношению к цели атаки (класс 3.3). Данная типовая удаленная атака может осуществляться как внутри одного сегмента (класс 5.1), так и межсегментно (класс 5.2), как с обратной связью (класс 4.1), так и без обратной связи с атакуемым объектом (класс 4.2) на транспортном (класс 6.3) и прикладном (класс 6.7) уровне модели OSI.

· Целью удаленной атаки "отказ в обслуживании" является нарушение работоспособности соответствующего узла сети или сервиса, предоставляемого им другим пользователям.

· Типовая удаленная атака "отказ в обслуживании" является активным (класс 1.2) однонаправленным воздействием (класс 4.2), осуществляемым с целью нарушения работоспособности системы (класс 2.3) на транспортном (класс 6.4) и прикладном (класс 6.7) уровнях модели OSI.

Выводы по теме

· Идентификация и аутентификации применяются для ограничения доступа случайных и незаконных субъектов (пользователи, процессы) информационных систем к ее объектам (аппаратные, программные и информационные ресурсы).

· Общий алгоритм работы таких систем заключается в том, чтобы получить от субъекта (например, пользователя) информацию, удостоверяющую его личность, проверить ее подлинность и затем предоставить (или не предоставить) этому пользователю возможность работы с системой.

· Идентификация – присвоение субъектам и объектам доступа личного идентификатора и сравнение его с заданным.

· Аутентификация (установление подлинности) – проверка принадлежности субъекту доступа предъявленного им идентификатора и подтверждение его подлинности.

· В качестве идентификаторов в системах аутентификации обычно используют набор символов (пароль, секретный ключ, персональный идентификатор и т. п.), который пользователь запоминает или для их запоминания использует специальные средства хранения (электронные ключи). В системах идентификации такими идентификаторами являются физиологические параметры человека (отпечатки пальцев, рисунок радужной оболочки глаза и т. п.) или особенности поведения (особенности работы на клавиатуре и т. п.).

· В последнее время получили распространение комбинированные методы идентификации и аутентификации, требующие, помимо знания пароля, наличие карточки (token) – специального устройства, подтверждающего подлинность субъекта.

· Если в процессе аутентификации подлинность субъекта установлена, то система защиты информации должна определить его полномочия (совокупность прав). Это необходимо для последующего контроля и разграничения доступа к ресурсам.

· В целом аутентификация по уровню информационной безопасности делится на три категории: статическая аутентификация, устойчивая аутентификация и постоянная аутентификация.

· Постоянная аутентификация является наиболее надежной, поскольку обеспечивает идентификацию каждого блока передаваемых данных, что предохраняет их от несанкционированной модификации или вставки.

Рисунок 4 - Разграничение доступа по спискам в ОС MS Windows 2000

Данный метод предоставляет более унифицированный и удобный подход, т. к. вся информация о полномочиях хранится в виде единой таблицы, а не в виде разнотипных списков. Недостатками матрицы являются ее возможная громоздкость и неоптимальность (большинство клеток – пустые).

Фрагмент матрицы установления полномочий показан в таб. 9.1.

Таблица 9.1.

Субъект Диск с:\ Файл d:\prog. exe Принтер
Пользователь 1 Чтение Запись Удаление Выполнение Удаление Печать Настройка параметров
Пользователь 2 Чтение Выполнение Печать с 9:00 до 17:00
Пользователь 3 Чтение Запись Выполнение Печать с 17:00 до 9:00

Разграничение доступа по уровням секретности и категориям заключается в разделении ресурсов информационной системы по уровням секретности и категориям.

При разграничении по степени секретности выделяют несколько уровней, например: общий доступ, конфиденциально, секретно, совершенно секретно. Полномочия каждого пользователя задаются в соответствии с максимальным уровнем секретности, к которому он допущен. Пользователь имеет доступ ко всем данным, имеющим уровень (гриф) секретности не выше, чем ему определен, например, пользователь имеющий доступ к данным "секретно", также имеет доступ к данным "конфиденциально" и "общий доступ".

При разграничении по категориям задается и контролируется ранг категории пользователей. Соответственно, все ресурсы информационной системы разделяются по уровням важности, причем определенному уровню соответствует категория пользователей. В качестве примера, где используются категории пользователей, приведем операционную систему Windows 2000, подсистема безопасности которой по умолчанию поддерживает следующие категории (группы) пользователей: "администратор", "опытный пользователь", "пользователь" и "гость". Каждая из категорий имеет определенный набор прав. Применение категорий пользователей позволяет упростить процедуры назначения прав пользователей за счет применения групповых политик безопасности.

Парольное разграничение, очевидно, представляет использование методов доступа субъектов к объектам по паролю. При этом используются все методы парольной защиты. Очевидно, что постоянное использование паролей создает неудобства пользователям и временные задержки. Поэтому указанные методы используют в исключительных ситуациях.

На практике обычно сочетают различные методы разграничения доступа. Например, первые три метода усиливают парольной защитой.

Разграничение прав доступа является обязательным элементом защищенной информационной системы. Напомним, что еще в "Оранжевой книге США" были введены понятия:

· произвольное управление доступом;

· принудительное управление доступом.

Выводы по теме

· Определение полномочий (совокупность прав) субъекта для последующего контроля санкционированного использования им объектов информационной системы осуществляется после выполнения идентификации и аутентификации подсистема защиты.

· Существуют следующие методы разграничения доступа:

o разграничение доступа по спискам;

o использование матрицы установления полномочий;

o разграничение доступа по уровням секретности и категориям;

o парольное разграничение доступа.

· При разграничении доступа по спискам задаются соответствия: каждому пользователю – список ресурсов и прав доступа к ним или каждому ресурсу – список пользователей и их прав доступа к данному ресурсу.

· Использование матрицы установле

Наши рекомендации