Измерение количества информации
В качестве единицы информации Клод Шеннон предложил принять один бит (англ. bit — binary digit — двоичная цифра). Связано это с логической организацией и физическим устройством ПК, как программно управляемого автомата.
Битв теории информации—количество информации, необходимое для различения двух равновероятных сообщений (типа "орел"—"решка", "чет"—"нечет" и т.п.).
В вычислительной технике битом называют наименьшую "порцию" памяти компьютера, необходимую для хранения одного из двух знаков "0" и "1", используемых для внутримашинного представления данных и команд.
В основе работы такой системы представления информации лежит двоичная система счисления.
Бит — слишком мелкая единица измерения. На практике чаще применяется более крупная единица — байт, равная восьми битам.
Широко используются также ещё более крупные производные единицы информации:
· 1 Килобайт (Кбайт) = 1024 байт = 210 байт,
· 1 Мегабайт (Мбайт) = 1024 Кбайт = 220 байт,
· 1 Гигабайт (Гбайт) = 1024 Мбайт = 230 байт.
· 1 Терабайт (Тбайт) = 1024 Гбайт = 240 байт,
· 1 Петабайт (Пбайт) = 1024 Тбайт = 250 байт.
Кодировка – способ компьютерного представления символов.
Присвоение символу определенного числового кода – это вопрос соглашения. В качестве международного стандарта принята кодовая таблица ACII (American Standard Code for Information Interchange), кодирующая первую половину символов с числовыми кодами от 0 до 127 (коды от 0 до 32 отведены не символам, а функциональным клавишам). В системе ASCII закреплены две таблицы кодирования: базовая и расширенная. Базовая таблица закрепляет значения кодов от 0 до 127, а расширенная относится к символам с номерами от 128 до 255.
Именно восемь битов требуется для того, чтобы закодировать любой из 256 символов алфавита клавиатуры компьютера (256=28).
1 байт кодирует 1 символ.
Пример: Проверка присутствия на занятиях 24 студентов даст 24 бита=3 байта информации.
Слово сентябрь составляет 8 байт или 64 бита.
В конце 90-х годов появился новый международный стандарт Unicode, который отводит под один символ не один байт, а два, и поэтому с его помощью можно закодировать не 256, а 65536 (216)различных символов.
Информационные процессы, технологии и системы.
Информационные процессы
Информацию можно:
· создавать; · передавать; · воспринимать; · использовать; · запоминать; · принимать; · копировать; | · формализовать; · распространять; · преобразовывать; · комбинировать; · обрабатывать; · делить на части; · упрощать; | · собирать; · хранить; · искать; · измерять; · разрушать; · и др. · |
Все эти процессы, связанные с определенными операциями над информацией, называются информационными процессами. Информатика как наука возникла в результате целенаправленного изучения информационных процессов.
В законе РБ «Об информатизации» от 06.09.1995 дается определение:
Информационные процессы - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, актуализации и предоставления документированной информации пользователю;
Информационные ресурсы
Информационный ресурс (ИР) - организованная совокупность документированной информации, включающая базы данных и знаний, другие массивы информации в информационных системах (з-н «Об информатизации»).
Это книги, статьи, патенты, диссертации, научно-исследовательская и опытно-конструкторская документация, технические переводы, данные о передовом производственном опыте и др.
Информационные ресурсы (в отличие от всех других видов ресурсов — трудовых, энергетических, минеральных и т.д.) тем быстрее растут, чем больше их расходуют.
II. Техническое обеспечение
Техническое обеспечение И – совокупность технических средств, предназначенных для функционирования любой корпоративной информационной системы.
Выбирается, исходя из объема и сложности решаемых на предприятии (в организации) задач, уровня развития информационных технологий в данной сфере человеческой деятельности (при наличии соответствующих денежных средств).
Можно предложить следующий подход к классификации технических средств, используемых в современном офисе:
1. компьютеры,
2. сетевое оборудование,
3. средства коммуникации и устройства ввода-вывода информации,
4. устройства хранения информации,
5. устройства мультимедиа и виртуальной реальности,
6. другая оргтехника.
Под интерфейсом в общем случае понимается совокупность средств, связывающих два (или более) устройства, и алгоритмов, определяющих порядок передачи информации между ними.
Пользовательский интерфейс– совокупность средств взаимодействия между компьютером и пользователем.
Компьютер и его архитектура
Компьютер (англ. computer — вычислитель)представляет собойпрограммируемое электронное устройство, способное обрабатывать данные и производить вычисления, а также выполнять другие задачи манипулирования символами.
По своим функциональным возможностям компьютеры подразделяют на следующие классы:
§ карманные компьютеры (pocket PC),
§ переносные компьютеры (notebook),
§ настольные персональные компьютеры,
§ рабочие станции, графические станции,
§ большие компьютеры (мэйнфреймы),
§ суперкомпьютеры.
Первые ЭВМ были созданы в США в 40-е гг. ХХ в.
Основу компьютеров образуетаппаратура (HardWare),построенная, в основном, с использованием электронных и электромеханических элементов и устройств. Принцип действия компьютеров состоит в выполнениипрограмм (SoftWare)— заранее заданных, четко определённых последовательностей арифметических, логических и других операций.