Классификация информационных систем

ИСЭ

Классификация информационных систем

Понятие информационной системы.

Под системой понимают любой объект, который одновременно рас­сматривается и как единое целое, и как объединенная в интересах дос­тижения поставленных целей совокупность разнородных элементов. Системы значительно отличаются между собой как по составу, так и по главным целям.

Добавление к понятию "система" слова "информационная" отража­ет цель ее создания и функционирования. Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации» необходимой в процессе принятия решений задач из любой области. Они помогают анализировать проблемы и создавать новые продукты.

Информационная система - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

Современное понимание информационной системы предполагает использование в качестве основного технического средства переработки информации персонального компьютера. В крупных организациях наря­ду с персональным компьютером в состав технической базы информа­ционной системы может входить мэйнфрейм или супер ЭВМ. Кроме то­го, техническое воплощение информационной системы само по себе ни­чего не будет значить, если не учтена роль человека, для которого пред­назначена производимая информация и без которого невозможно ее по­лучение и представление.

Этапы развития информационных систем.

История развития информационных систем и цели их использова­ния на разных периодах представлены в табл.1.

Таблица 1. Изменение подхода к использованию информационных систем.

Период времени

Концепция исполь­зования информации

Вид информацион­ных систем

Цель использования

1950-1960 гг.

Бумажный поток расчетных докумен­тов

1960-1970 гг.

Основная помощь в подготовке отчетов

Информационные системы обработки расчетных докумен­тов на электромеха­нических бухгалтер­ских машинах

Управленческие ин­формационные сис­темы для производ­ственной информа­ции

Повышение скорости обработки докумен­тов

Упрощение проце­дуры обработки сче­тов и расчета зарпла­ты

Ускорение процесса подготовки отчетно­сти

1970-1980 гг.

1980-2000 гг.

1. Управленческий контроль реализации (продаж)

2. Информация - стра­тегический ресурс, обеспечивающий конкурентное пре­имущество

3. Системы поддержки принятия решений Системы для высше­го звена управления Стратегические ин­формационные сис­темы

4. Автоматизированные системы

5. Выработка наиболее рационального ре­шения

Ожидания от внедрения информационных систем.

Внедрение информационных систем может способствовать:

получению более рациональных вариантов решения управленче­ских задач за счет внедрения математических методов и интеллектуаль­ных систем и т.д.;

освобождению работников от рутинной работы за счет ее автомати­зации;

обеспечению достоверности информации;

замене бумажных носителей данных на магнитные диски или лен­ты, что приводит к более рациональной организации переработки ин­формации на компьютере и снижению объемов документов на бумаге;

совершенствованию структуры потоков информации и системы до­кументооборота в фирме;

уменьшению затрат на производство продуктов и услуг;

предоставлению потребителям уникальных услуг; отысканию но­вых рыночных ниш;

привязке к фирме покупателей и поставщиков за счет предоставле­ния им разных скидок и услуг.

Информационное обеспечение.

Назначение подсистемы информационного обеспечения состоит в своевременном формировании и выдаче достоверной информации для принятия управленческих решений.

Информационное обеспечение - совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в орга­низации, а также методология построения баз данных.

Унифицированные системы документации создаются на государст­венном, республиканском, отраслевом и региональном уровнях. Главная цель - это обеспечение сопоставимости показателей различных сфер общественного производства. Разработаны стандарты, где устанавлива­ются требования:

• к унифицированным системам документации;

• к унифицированным формам документов различных уровней управления;

• к составу и структуре реквизитов и показателей;

• к порядку внедрения, ведения и регистрации унифицированных форм документов.

Однако, несмотря на существование унифицированной системы до­кументации, при обследовании большинства организаций постоянно вы­является целый комплекс типичных недостатков:

• чрезвычайно большой объем документов для ручной обработки;

• одни и те же показатели часто дублируются в разных документах;

• работа с большим количеством документов отвлекает специали­стов от решения непосредственных задач;

• имеются показатели, которые создаются, но не используются, и ДР.

Поэтому устранение указанных недостатков является одной из за­дач, стоящих при создании информационного обеспечения.

Схемы информационных потоков отражают маршруты движении информации и ее объемы, места возникновения первичной информации и использования результатной информации. За счет анализа структуры подобных схем можно выработать меры по совершенствованию всей системы управления.

Построение схем информационных потоков, позволяющих выявить объемы информации и провести ее детальный анализ, обеспечивает:

• исключение дублирующей и неиспользуемой информации;

• классификацию и рациональное представление информации.

При этом подробно должны рассматриваться вопросы взаимосвязи движения информации по уровням управления. Следует выявить, какие показатели необходимы для принятия управленческих решений, а какие нет. К каждому исполнителю должна поступать только та информация, которая используется.

Методология построения баз данных базируется на теоретических основах их проектирования.

Для создания информационного обеспечения необходимо:

ясное понимание целей, задач, функций всей системы управления организацией;

выявление движения информации от момента возникновения и до ее использования на различных уровнях управления, представленной для анализа в виде схем информационных потоков;

совершенствование системы документооборота;

наличие и использование системы классификации и кодирования;

владение методологией создания концептуальных информационно-логических моделей, отражающих взаимосвязь информации;

создание массивов информации на машинных носителях, что тре­бует наличия современного технического обеспечения.

Техническое обеспечение.

Правовое обеспечение.

Правовое обеспечение - совокупность правовых норм, опреде­ляющих создание, юридический статус и функционирование информа­ционных систем, регламентирующих порядок получения, преобразо­вания и использования информации.

Типы информационных систем.

Тип информационной системы зависит от того, чьи интересы она обслуживает и на каком уровне управления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Информационные системы - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемая для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

Для того чтобы информационные системы нормально функциони­ровали необходимо их всестороннее обеспечение.

1. Информационное обеспечение - совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркули­рующих в организации, а также методологии построения баз данных.

2. Техническое обеспечение - комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологиче­ские процессы.

3. Существуют также: математическое и программное, организаци­онное, правовое обеспечение.

Имеется классификация информационных систем по двум основ­ным признакам:

• Структурированности;

• По функциональному признаку и уровню управления.

ИСЭ

Классификация информационных систем

Наши рекомендации