Законодательные средства защиты информации
Законодательные и нормативные документы в области информационной безопасности на правовом уровне должны регулировать доступ к информации со стороны потребителей. В российском законодательстве позже, чем в законодательстве других развитых стран, появились необходимые правовые акты, хотя далеко не все.
Можно выделить четыре уровня правового обеспечения информационной безопасности.
Первый уровень образуют международные договоры, к которым присоединилась Российская Федерация и федеральные законы России.
Это следующие документы:
международные всемирные конвенции об охране промышленной собственности, охране интеллектуальной собственности, авторском праве;
Конституция РФ (ст. 23 определяет право граждан на тайну переписки, телефонных, телеграфных и иных сообщений);
Гражданский кодекс РФ (в ст. 139 устанавливается право на возмещение убытков от утечки информации с помощью незаконных методов; при этом рассматривается информация, относящаяся к служебной и коммерческой тайне);
Уголовный кодекс РФ (ст. 272 - устанавливает ответственность за неправомерный доступ ук компьютерной безопасности; ст. 273 – за создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ; ст. 274 – за нарушение правил эксплуатации ЭВМ, систем и сетей);
Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.95 № 24-ФЗ (ст. 10 устанавливает разнесение информационных ресурсов по категориям доступа: открытая информация, государственная тайна, конфиденциальная информация, ст. 21 определяет порядок защиты информации);
Федеральный закон «О государственной тайне» от 21.07.93 № 5485-1 (ст. 5 устанавливает перечень сведений, составляющих государственную тайну; ст. 8 –степень секретности сведений и грифы секретности их носителей: «особой важности», «совершенно секретно», и «секретно»; ст. 20 – органы по защите государственной тайны, межведомственную комиссию по защите государственной тайны для координации деятельности этих органов; ст. 28 – порядок сертификации средств защиты информации, относящейся к государственной тайне);
Федеральные законы «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ, «О связи» от 16.02.95 № 15-ФЗ, «Об электронной цифровой подписи» от 10.01.02 № 1-ФЗ, «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.93 № 5361-1, «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» от 23.09.92 № 3523-1 (ст. 4 определяет условие признания авторского права – знак @ с указанием правообладателя и первого года выпуска продукта в свет; ст. 18 – защиту прав на программы для ЭВМ и базы данных путем выплаты компенсации в размере от 5000 до 50 000 минимальных размеров оплаты труда при нарушении этих прав с целью извлечения прибыли или путем возмещения причиненных убытков, в сумму которых включаются полученные нарушителем доходы).
Второй уровень правового обеспечения информационной безопасности составляют подзаконные акты, к которым относятся указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, а также письма Высшего Арбитражного Суда РФ и постановления пленумов Верховного Суда РФ. Примерами таких актов могут являться Указ Президента РФ «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» от 06.03.97 № 188 или Постановление Правительства РФ «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» от 05.12.91 № 35.
Третий уровень правового обеспечения информационной безопасности составляют государственные стандарты (ГОСТы) в области защиты информации, руководящие документы, нормы, методики и классификаторы, разработанные соответствующими государственными органами.
В качестве примеров можно привести следующие документы:
ГОСТ Р 50922-96 «Защита информации. Основные термины и определения», ГОСТ Р 50739-95 «Средства вычислительной техники. Защита от несанкционированного доступа к информации. Общие технические требования», ГОСТ 28147-89 «Системы обработки информации. Защита криптографическая. Алгоритмы криптографического преобразования» и др.;
руководящие документы Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации (Гостехкомиссии России) «Концепция защиты средств вычислительной техники и автоматизированных систем от несанкционированного доступа к информации», «Автоматизированные системы. Защита от несанкционированного доступа к информации. Классификация автоматизированных систем и требования по защите информации» и др.
Четвертый уровеньправового обеспечения информационной безопасности образуют локальные нормативные акты, положения, инструкции, методические рекомендации и другие документы по комплексной защите информации в КС конкретной организации.
К таким нормативным документам относятся:
приказ об утверждении перечня сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия;
трудовые и гражданско-правовые договоры (подряда, поручения, комиссии и т.п.), в которые включены пункты об обязанности возмещения ущерба за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, и др.