Автоматизированные рабочие места
Широкое использование персональных компьютеров (ПК) влечет необходимость создания автоматизированных рабочих мест - комплекса методических, языковых, технических и программных средств, обеспечивающего на основе применения новейших компьютерных и информационных технологий эффективную работу пользователя в некоторой предметной области, в том числе, процесс принятия и делегирования технических и управленческих решений на всех уровнях управленческой деятельности.
Применение ПК на рабочем месте не исключает, однако, личных контактов участников экономической деятельности, что обусловлено рядом психологических, этических и других причин. Не заменяя работника, АРМ призвано исполнять в основном функции высокопроизводительного «интеллектуального» ассистента, персонально поддерживая управление. Кроме того, АРМ должно обеспечивать получение пользователем рутинной информации.
ким образом, стратегический курс на деловые АРМ предоставляет пользователю, не имеющему специальной программистской подготовки, возможности современной информатики и вычислительной техники, освобождая его от услуг посредника - профессионального программиста.
Концептуальную основу АРМ составляют идеи интегрированного «интеллектуального» пользовательского интерфейса с манипулированием данными и свободным доступом всех участников управленческого процесса к развитым обслуживающим подсистемам. При этом каждый пользователь должен иметь возможность работы в привычных ему терминах, оперируя понятиями и правилами, составляющими суть его профессии.
Структурная схема АРМ содержит пять технологических подсистем обеспечения и представлена на рис. 1.1.2. Информационным фундаментом указанных подсистем являются базы данных и знаний. Технологическая основа поддерживается следующим набором средств:
• деловым пакетом оперативной деятельности, в составе которого находятся различные средства поддержки - «электронная» почта, «электронный» секретарь, «электронная» записная книжка и др.;
• средствами поиска и анализа информации, включающими различные информационно-справочные системы, аналитические картотеки, средства электронной графики;
• средствами моделирования управленческих и экономических процессов, включающими экономико-математические модели, «электронные» таблицы, модели принятия решений; экспертными системами (ЭС), поддерживаемыми базами знаний; средствами решения расчетно-логических задач; средствами обработки формализованной и текстовой информации.
АРМ, в отличие от ПК, является универсальной системой, архитектура которой может быть изменена с учетом функциональных, физических и эргономических (расположение и состав технических средств, удобство пользования) потребностей конкретного пользователя (персональное АРМ) или группы пользователей (групповое АРМ).
Существуют, однако, единые подходы к формированию технической, организационной и методологической базы компьютеризации управления. Первичная ее локализация достигается в пределах персонального или группового АРМ, а в последующем - при объединении АРМ средствами коммуникаций - создаются АРМ отдела, АРМ учреждения и формируется коллективная технология. Такая организационная структура обеспечивает эволюционную гибкость всей управленческой системы с одновременным повышением ответственности достаточно автономных первичных звеньев низших уровней управления - персональных АРМ - за нахождение верного глобального управленческого решения. Таким образом, можно выделить три класса типовых АРМ:
• АРМ руководителя;
• АРМ специалиста;
• АРМ технического и вспомогательного персонала.
В зависимости от принадлежности АРМ к одному из этих классов варьируются технический состав, стандартные и прикладные программные средства АРМ. В каждом классе решается определенный тип функциональных задач:
• административно-организационные задачи – характеризуются большим количеством интуитивных волевых решений на различных уровнях управления (например, контроль исполнения, проведение совещаний, координация работы подчиненных, анализ текущей и планирование дальнейшей деятельности);
• профессионально-творческая деятельность - связана с разработкой документации и принятием управленческих решений, с анализом информации и исследованием проблем на моделях;
• техническая (рутинная) работа - характеризуется высокой степенью регламентации процедур и значительным временем их исполнения.
24. Автоматизированная система управления
Автоматизированная система управления — комплекс аппаратных и программных средств, а также персонала, предназначенный для управления различными процессами в рамках технологического процесса, производства, предприятия. АСУ применяются в различных отраслях промышленности, энергетике, транспорте и т. п. Термин «автоматизированная», в отличие от термина «автоматическая», подчёркивает сохранение за человеком-оператором некоторых функций, либо наиболее общего, целеполагающего характера, либо не поддающихся автоматизации. АСУ с Системой поддержки принятия решений (СППР) являются основным инструментом повышения обоснованности управленческих решений.
Создателем первых АСУ в СССР является доктор экономических наук, профессор Николай Иванович Ведута
Важнейшая задача АСУ — повышение эффективности управления объектом на основе роста производительности труда и совершенствования методов планирования процесса управления. Различают автоматизированные системы управления объектами
В общем случае, систему управления можно рассматривать в виде совокупности взаимосвязанных управленческих процессов и объектов. Обобщенной целью автоматизации управления является повышение эффективности использования потенциальных возможностей объекта управления. Таким образом, можно выделить ряд целей:
1. Предоставление лицу, принимающему решение (ЛПР), релевантных данных для принятия решений
2. Ускорение выполнения отдельных операций по сбору и обработке данных
3. Снижение количества решений, которые должно принимать ЛПР
4. Повышение уровня контроля и исполнительской дисциплины
5. Повышение оперативности управления
6. Снижение затрат ЛПР на выполнение вспомогательных процессов
7. Повышение степени обоснованности принимаемых решений
В состав АСУ входят следующие виды обеспечений: информационное, программное, техническое, организационное, метрологическое, правовое и лингвистическое.
Основными классификационными признаками[2], определяющими вид АСУ, являются:
· сфера функционирования объекта управления (промышленность, строительство.)
· вид управляемого процесса (технологический, организационный, экономический и т. д.);
· уровень в системе государственного управления, включения управление народным хозяйством в соответствии с действующими схемами управления отраслями (для промышленности: отрасль (министерство), всесоюзное объединение, всесоюзное промышленное объединение, научно-производственное объединение, предприятие (организация), производство, цех, участок, технологический агрегат)
Функции АСУ устанавливают в техническом задании на создание конкретной АСУ на основе анализа целей управления, заданных ресурсов для их достижения, ожидаемого эффекта от автоматизации и в соответствии со стандартами, распространяющимися на данный вид АСУ. Каждая функция АСУ реализуется совокупностью комплексов задач, отдельных задач и операций. Функции АСУ в общем случае включают в себя следующие
-элементы (действия):
-планирование и (или) прогнозирование;
-учет, контроль, анализ;
-координацию и (или) регулирование.