Анализ результатов обследования Максима С.

Общий балл за весь тест равен 249,5 (27,7% успешности, I уровень).

Промежуточные баллы за выполнение разделов, блоков и серий методики выглядят так.

УСТНАЯ РЕЧЬ

Блок 1. ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ

Серия 1. Уровень моторной реализации — 30,5 балла (25,4%)

а) Звукопроизношение — 8 баллов.

б) Слоговая структура слова — 2,5 балла; звуковая структура слова — 0 баллов.

скакалка — сакая (0,5 — сохранено количество слогов; 0 — грубо уп­рощена звуковая структура слова) танкист — катак (0,5; 0) космонавт — маасад (0,5; 0) милиционер — маатен (0; 0) сковорода — соода (0; 0) кинотеатр — китаит (0; 0) баскетбол — каабол (0,5; 0) перепорхнуть — отказ аквалангист — отказ термометр — кемока (0,5; 0)

в) Оральный праксис и артикуляционная моторика — 11 баллов.

г) Повторение цепочек слогов — 9 баллов.

Серия 2. Словообразовательные навыки — 0 баллов

Серия 3. Грамматический строй — 19 баллов (12,7%)

Подчеркиванием выделены лексические ошибки.

а) Составление предложений по картинкам (I): 4; 7; 6. Мальчик моет руки. — Уки мыть (0; 1; 0) Девочка режет колбасу. — Мясу девочка... (?) басу. (0, 1; 2)

Мальчик забивает гвоздь. — Мальчик тук-тук. (2 — пропуск членов предложения; 1; 2)

Дети лепят снеговика. — Отказ (0; 3 — невозможность смыслового программирования; 0)

Кошка лакает молоко. — Киса молоко... (?) Кушает. (2 — пропуск членов предложения, исправленный со второй попытки; 1; 2)

б) Составление предложений по картинкам (II): 0; 9; 4.

Мальчики играют в мяч. — Мальчик мячик. (0; 1; 0)

Мальчик бежит под дерево. — Эта елка... мальчик. (0; 1; 0)

Мальчик лезет через забор. — отказ (0; 3; 0)

Солнце выглядывает из-за туч. — Сонка... тучка. (0; 1; 0)

Няня стелет коврик около кровати. — Диван... баба. (0; 3; 4)

в) Составление предложений по картинкам (III): 0; 11; 9.

Мужчина и женщина грузят сено на машиную. — Олка... машина. (0; 3; 3)

Мальчик уступает старушке место. — Ту место... тетя дядя (?) Ба­бушка мальчик «сидеть!» (жест рукой). (0; 0; 4)

Школьница пришла навестить свою больную подругу. — Девочка пать. (0 — аграмматизм; 2; 2)

Отказ (0; 3; 0) Отказ (0; 3; 0)

г) Повторение предложений: 4; 9; 0.

В саду было много красных яблок. — В саду много яблок. (2 — про­пуск членов предложения; 1; 0)

Ранней весной затопило весь наш луг. — Рано сина луг. (0 — пропуск членов предложения, наличие аграмматизмов, упрощение структуры предложения; 3; 0)

Дети катали из снега комки и делали снежную бабу. — Дети тали бабу. (1 — упрощение структуры предложения; 1; 0)

Коля сказал, что он не пойдет сегодня гулять, потому что холодно. — Тому то холодно, Коля не пойдет гулять. (1 — изменение структуры предложения, негрубый аграмматизм; 1; 0)

Отказ (0; 3; 0)

д) Составление предложений из слов в начальной форме: 1; 11; 6.

Доктор, лечить, дети — Доктор лечит... (?) Дети (1 — аграмматизм, пропуск членов предложения; 1; 0)

Сидеть, синичка, на, ветка — ... (?) Ворона (0; 3; 2)

Груша, бабушка, внучка, давать — Девочка, бабушка, нучка. (0; 2; 2)

Миша, собака, небольшая, бросить, косточка — Витя... (?) Коста, со­бака и все. (0; 2; 2)

Не выполнил (0; 3; 0)

е) Верификация предложений: 2; 5; 0.

ж) Вставка предлогов в предложение — 0 баллов.

з) Завершение предложений — 5 баллов.

и) Образование множественного числа существительных — 3 балла.

Штрафные оценки за серию

Лексические ошибки — 25 штрафных очков.

Смысловые ошибки — 52 штрафных очка, что соответствует -15 баллам.

Серия 4. Связная речь — 10 баллов (8,3%)

а) Рассказ по серии картинок — 10 баллов.

Картинки раскладывал со стимулирующей помощью.

Деда мусор... (жестом показывает, что делает «деда» с мусором) Идет... Мусор... Идет... (?) Холодно... (?) Мусор сюда.

Критерий смысловой адекватности и самостоятельности выполнения — 5 баллов (использование помощи при раскладывании картинок и со­ставлении рассказа, смысл происходящего понят частично).

Критерий программирования текста — 0 баллов (невозможность пост­роения связного текста).

Критерий грамматического оформления высказывания — 0 баллов (выс­казывание грамматически не оформлено, состоит из слов в начальной форме).

Критерий лексического оформления — 5 баллов (единичные вербаль­ные замены, выраженная бедность словаря).

б) Пересказ — 0 баллов.

После двух предъявлений. Девочка... Ворона.

Штрафные и дополнительные оценки за серию

Штраф за вербальные ошибки — за 3 ошибки (-5 баллов). Средняя длина текста — 3,5 слова, что соответствует 0 баллов. Средняя длина синтагмы — 1,16 слова. Средний индекс прономинализации — 0.

Серия 5. Номинативная функция речи — 32 балла (26,6%)

а) Называние предметов — 16 баллов.

часы — часы (3 балла)

пальто — шуба? (1 — близкая вербальная замена)

очки — отказ (0)

кровать — диван? (1 — близкая вербальная замена)

лестница — отказ (0)

карандаш — писать? (0 — замена существительного глаголом)

сито — отказ (0)

руль — вилясапед (1 — замена названия части названием целого, ис­кажение звуковой структуры слова)

колесо — машина (?) колесо (2 — поиск с нахождением нужного слова)

лопата — лопата (3)

крокодил — кодил (1 — нарушение звуковой структуры слова)

свеча — сета (1 — искажение звукового состава слова)

прищепка — отказ (0)

кастрюля — отказ (0)

пылесос — пылесос (3)

б) Называние действий — 6 баллов.

одевает — дивается (1 — близкая замена, искажение звукового соста­ва слова)

кормит — кушает (1 — близкая вербальная парафазия) плачет — плачет (3)

строит — дом (0 — замена глагола существительным) копает — ямка (?) лопата (0 — замена глагола существительным) рубит — тук-тук (1 — вербальная замена) черпает — вода (0 — замена глагола существительным) Остальные картинки называть отказался.

в) Словоупотребление — 25 штрафных очков за лексические ошибки в пробах на синтаксис, что по специальной шкале соответствует 10 бал­лам.

Блок 2. ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ - 105 баллов (58,3%)

Серия 1. Понимание значений слов

а) Далеких по звучанию и значению названий предметов — 30 баллов.

б) Близких по звучанию названий предметов — 18 баллов.

в) Далеких по звучанию и значению названий действий — 15 баллов.

г) Близких по значению названий действий — 9 баллов.

Серия 2. Понимание сложных логико-грамматических конструкций — 6 баллов

Серия 3. Фонематическое восприятие — 27 баллов

ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ

Серия 1. Языковой анализ — 3 балла (10%) Языковой анализ — 0 баллов. Звуковой анализ — 3 балла.

Серия 2. Письмо — 15 баллов (33,3%)

Серия 3. Чтение — 35 баллов (77,7%)

За 1 минуту прочел 24 слова, чтение послоговое, в пяти словах допустил ошибки на разных уровнях (флаг — фдаг, сапоги — са-но-ки, индюк — и-да-юк, юг — ю-ка, курица — ку-ри-ча). Как видно, ошибки связаны с заменой гласных и согласных, нарушением слоговой структуры слова.

Рис. 7. РЕЧЕВОЙ ПРОФИЛЬ МАКСИМА С.

Анализ результатов обследования Максима С. - student2.ru

На профиле отражено резкое снижение всех показателей, при несколько более сформированной импрессивной речи (9) и хорошем навыке чтения (12), последнее, вероятно, является следствием коррекционных усилий.

Передний индекс:

1) Оценка за самостоятельность и смысловую адекватность в рассказе — 5 баллов

2) Оценка за самостоятельность и смысловую адекватность в пересказе — О баллов

3) Штраф за смысловые ошибки в пробах на грамматический строй — (-15)

4) Балл за длину текста — О

5) Балл за слоговую структуру слова — 2,5

6) Балл за грамматические пробы (б, в, г, д, е, ж, з, и) — 15

7) Балл за критерий программирования текста в рассказе — О

8) Балл за критерий программирования текста в пересказе — О

9) Балл за грамматическое оформление пересказа — О

ПИ = 7,5 баллов

Задний индекс:

1) Балл за звукопроизношение — 8

2) Балл за пробы на оральный праксис и артикуляционную мотори­ку — 11

3) Балл за звуковую структуру слова — О

4) Штраф за ошибки фонематического восприятия в грамматических про­бах — О

5) Балл за звуковой анализ — 3

6) Штраф за фонетические ошибки на письме — (-5)

7) Балл за называние предметов — 16

8) Балл за называние действий — 6

9) Балл за понимание названий предметов, близких по звучанию — 18

10) Балл за понимание логико-грамматических конструкций — 6

11) Штраф за вербальные замены в связной речи — (—5)

ЗИ = 58 баллов

Подставим полученные значения в формулы:

(7,5 - 117,4):46,5 = -2,36 (58 - 155,5):37,8 = -2,58

Оба полученных значения свидетельствуют о грубой недостаточности как «передних», так и «задних» функций, что говорит о тяжелой системной речевой патологии.

Недостаточность передних отделов мозга отчетливо просматривается в труд­ностях смыслового программирования высказывания даже при наличии внешних опор (картинки, опорные слова). Выраженная несформированность функции серийной организации проявляется на уровне речевой моторики, слова, предложения и целостного текста. В собственной речи ребенка не представлены практически никакие части речи, кроме существительных, ко­торые чаще всего используются в именительном падеже. Связная речь по­чти отсутствует. Средняя длина синтагм соответствует 1,16 слова. Индекс прономинализации равен 0.

«Задние» трудности проявляются в обилии лексико-семантических ошибок, в крайней скудности словаря, несформированности речевых кинестезии.

Анализ результатов обследования Святослава Д.

У ученика 3-го класса школы для детей с тяжелыми нарушениями речи Святослава Д., в отличие от описанных ранее случаев, наблюдаются пре­имущественные трудности импрессивной речи, в то время как характерис­тики экспрессивной приближаются к уровню нормы. Общий балл равен 618,5 (68,7% успешности, III уровень).

УСТНАЯ РЕЧЬ

Блок 1. ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ

Серия 1. Уровень моторной реализации — 90,5 баллов (75,4%)

а) Звукопроизношение — 28 баллов.

б) Слоговая структура слова — 13 баллов. Звуковая структура слова — 13,5 баллов.

в) Оральный праксис и артикуляционная моторика — 19 баллов.

г) Повторение цепочек слогов — 17 баллов.

Серия 2. Словообразовательные навыки — 64 балла (71,1%)

Серия 3. Грамматический строй — 126 баллов (84%)

а) Составление предложений по картинкам (I): 15; 0; 2.

б) Составление предложений по картинкам (II): 9; 5; 4.

Мальчики играют в баскетбол. (3; 0; 0)

Мальчик бежит (?) под сосну (2 — пропуск членов предложения; 1; 0)

Мальчик перелезет через забор. (1 — негрубый аграмматизм; 0; 0)

Солнце закрывает тучи (?) Ой! Тучи закрывают солнце (2 — нару­шение логико-грамматических отношений; 2 — исправленная смысло­вая неадекватность; 0)

Мама подкладывает... ложит около кровати ковер. (1 — неправиль­ная грамматическая форма слова; 2; 4)

в) Составление предложений по картинкам (III): 10; 5; 9.

г) Повторение предложений: 13; 0; 2.

д) Составление предложений из слов в начальной форме: 12; 0; 0.

е) Верификация предложений: 12; 3; 0.

ж) Вставка предлогов в предложение — 15 баллов.

з) Завершение предложений: 10; 2; 0.

и) Образование множественного числа существительных — 30 баллов.

Штрафные оценки за серию

Смысловые ошибки — 15 штрафных очков (-5 баллов).

Лексические ошибки — 17 штрафных очков.

Серия 4. Связная речь — 95 баллов (79,2%)

а) Рассказ по серии картинок — 40 баллов.

Картинки раскладывал самостоятельно.

Один дядя пошел с ведром относить его. Подошел и размахнулся. Потом взял ведро и на край поставил около бака и выбросил... — И больше ничего не произошло? — Стал грязным. — Почему? — Пото­му что ведро сломалось. — Посмотри внимательнее? — А, ветер был.

Критерий смысловой адекватности и самостоятельности выполнения — 10 баллов (использование стимулирующей помощи при уяснении смысла).

Критерий программирования текста — 10 баллов (пропуск смысловых звеньев, смысловой разрыв).

Критерий грамматического оформления высказывания — 10 баллов (про­пуск члена предложения «и выбросил...»).

Критерий лексического оформления — 10 баллов (неточный лексичес­кий выбор предлога «на край... около бака»).

б) Пересказ — 55 баллов.

Галка увидела, что голубей хорошо кормят, вымазалась в белый цвет и полетела к ним. Голуби сначала не узнали ее, но потом галка не удержалась и закричала no-галочьи. И голуби все узнали и прогнали ее. А потом она прилетела к своим, но галки тоже не узнали и выг­нали.

Почему свои галку не узнали? — Она вымазалась белым.

Понравилась ли тебе галка? — Нет, она все наврала. Надо что дают, то и дают.

Критерий смысловой адекватности и самостоятельности выполнения — 15 баллов.

Критерий программирования текста — 15 баллов.

Критерий грамматического оформления высказывания — 15 баллов.

Критерий лексического оформления — 10 баллов (имеются семантичес­ки близкие вербальные замены).

Штрафные и дополнительные оценки за серию Штраф за вербальные ошибки — за 3 ошибки (-5 баллов). Средняя длина текста — 34 слова, что соответствует 15 баллам. Средняя длина синтагмы — 9,7 слова. Средний индекс прономинализации — 0,6.

Серия 5. Номинативная функция речи — 67 баллов (55,8%)

а) Называние предметов — 33 балла.

часы — + (3)

пальто — куртка (1 — близкая вербальная замена)

очки — + (3)

кровать — + (3)

лестница — + (3)

сито — ситка (1 — изменение звуковой структуры слова)

карандаш — + (3)

руль — велосипед, качалка, руки, ручки (0 — длительный поиск слова, как близкие, так и далекие вербальные замены)

колесо — + (3)

лопата — + (3)

крокодил — +(3)

свеча — огонь (1 — близкая вербальная замена)

прищепка — вешалка, щиплялка (0 — вербальная замена, использова­ние неологизма)

кастрюля — + (3) пылесос — + (3)

б) Называние действий — 24 балла.

одевает — + (3)

кормит — ест (?) + (2 — коррекция после стимулирующей помощи)

плавает — + (3)

плачет — глаза трет (?) (0)

строит — охраняет (?) строит (2 — нахождение правильного назва­ния после стимулирующей помощи)

копает — убирает (?) поднимает, лопатой убирает, нет, поднимает (0)

гладит — + (3)

рисует — красит (1)

вяжет — шьет, ткет (1)

рубит — + (3)

подметает — + (3)

трет — моет, нет, строгает (жест), чистит (0)

привязывает — + (3)

черпает — наливает, моет (0)

в) Словоупотребление — 17 штрафных очков, набранных при выполне­нии проб на проверку синтаксиса, соответствуют 10 баллам.

Блок 2. ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ - 96 баллов (53,3%)

Серия 1. Понимание значений слов

а) Далеких по звучанию и значению названий предметов — 22 баллов.

бутылка — + (3) кошка — + (3) женщина — + (3) яблоко — + (3)

сумка, рыба — сумка... рыба (2 — увеличение латентного времени выбора картинки)

письмо, дверь — + (3) самолет, цветок — + (3) женщина, яблоко, кошка — + (3)

письмо, бутылка, дверь — письмо, бутылка, сумка, дверь (0 — вставка слова)

сумка, цветок, рыба — сумка, яблоко, рыба (0 — замена слова)

б) Близких по звучанию названий предметов — 9 баллов.

коза — + (3)

трава — + (3)

бочка — точка (0 — замена)

дрова, коса — + (3)

почка, миска — точка, + (0 — неправильный выбор одной из картинок)

трава, бочка — +, почка (О — неправильный выбор одной из картинок)

Мишка, точка — бочка, мишка (О — неправильный выбор одной кар­тинки, изменение порядка)

точка, мишка, коса — бочка, мишка, коса (О — неправильный выбор одной из картинок)

коза, дрова, почка — коза, трава, дочка (О — неправильный выбор одной из картинок)

трава, дочка, миска — трава, точка, почка (0 — замена двух назва­ний)

в) Далеких по звучанию и значению названий действий — 15 баллов.

работает — продает (О — замена)

стирает — тут этого нет (0)

играет — + (3)

едет — + (3)

готовит, смотрит — + (3)

прыгает, поет — +, — (0 — пропуск)

поливает, едет — стирает, поливает (0 — замена)

поет, работает, смотрит — + (3)

едет, готовит, поливает-----h (3)

стирает, продает, играет — стирает, работает, играет (0 — замена)

г) Близких по значению названий действий — 9 баллов.

ставит — кладет (0)

катит — + (3)

несет — держит (0)

тянет, бросает — катит, + (0)

крутит, несет — катит, + (0)

ведет, кладет — + + (3)

держит, ставит, катит — ставит, тянет, катит (0)

бросает, вешает, несет — бросает, вешает, — (0)

кладет, ведет, тянет — + + + (3)

ставит, крутит, ведет — +, тянет, крутит, катит (0)

Серия 2. Понимание сложных логико-грамматических конструкций — 13 баллов

Мужчину обрызгала женщина. — Наоборот (0) Трактором перевозится машина. — Наоборот (0)

Газету закрывает книга. — Наоборот (0) Клеенка покрыта скатертью. — + (3) Девочкой спасен мальчик. — + (3)

Мама перевозится дочкой. — ... + (1 — существенное увеличение вре­мени выбора)

В ящике бочонок. — На ящике бочонок. (0) Ящик за бочонком. — + (3) На бочонке ящик. — + (3) Бочонок перед ящиком. — Ящик на бочонке. (0)

Серия 3. Фонематическое восприятие — 28 баллов (93,3%)

ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ

Серия 1. Языковой анализ — 25 баллов (83,3%) Языковой анализ — 12 баллов. Звуковой анализ — 13 баллов.

Серия 2. Письмо — 15 баллов (33,3%) Серия 3. Чтение — 35 баллов (77,8%)

Рис. 8. РЕЧЕВОЙ ПРОФИЛЬ СВЯТОСЛАВА Д.

Анализ результатов обследования Максима С. - student2.ru

В этом случае самые низкие результаты характеризуют навыки письма (11), импрессивную речь (9), номинативную функцию (8), состояние орального праксиса и артикуляционной моторики (4). В то же время показатели звукопроизношения (1), слоговой и звуковой структуры слова (2,3), синтак­сиса (6), связной речи (7) и языкового анализа (10) находятся на уровне нормы.

Передний индекс:

1) Оценка за самостоятельность и смысловую адекватность в рассказе — 10 баллов

2) Оценка за самостоятельность и смысловую адекватность в пересказе — 15 баллов

3) Штраф за смысловые ошибки в пробах на грамматический строй — (-5 баллов)

4) Балл за длину текста — 15

5) Балл за слоговую структуру слова — 13

6) Балл за грамматические пробы (б, в, г, д, е, ж, з, и) — 113

7) Балл за критерий программирования текста в рассказе — 10

8) Балл за критерий программирования текста в пересказе — 15

9) Балл за грамматическое оформление пересказа — 15

ПИ = 201 балл

Задний индекс:

1) Балл за звукопроизношение — 28

2) Балл за пробы на оральный праксис и артикуляционную моторику — 19

3) Балл за звуковую структуру слова — 13,5

4) Штраф за ошибки фонематического восприятия в грамматических про­бах — 0

5) Балл за звуковой анализ — 13

6) Штраф за фонетические ошибки на письме — (—5)

7) Балл за называние предметов — 33

8) Балл за называние действий — 24

9) Балл за понимание названий предметов, близких по звучанию — 9

10) Балл за понимание логико-грамматических конструкций — 13

11) Штраф за вербальные замены в связной речи — (-5)

ЗИ = 113,5 баллов

Подставим полученные значения в формулы:

(201 - 167,3):39,5 = +0,85 (113,5 - 188,9):27,8 - -2,71

Полученные значения позволяют сделать вывод о большей сохранности ре­чевых операций программирования и серийной организации (передний ин­декс находится на уровне невысокой нормы). Величина же заднего индекса попадает в диапазон, свидетельствующий о выраженной несформированности соответствующих функций. На первый план здесь выходят трудности понимания речи, особенно это касается логико-грамматических конструк­ций. Понимание названий предметов и действий в значительной мере зави­сит от условий их предъявления. Увеличение объема задания и необходи­мость четкой звуковой или семантической дифференциации названий при­водит к резкому падению продуктивности. Удержанию серии из 2—3 слов препятствуют также недостатки слухоречевой памяти. Затрудненность лек­сического выбора и логико-грамматические нарушения проявляются и в эк­спрессивной речи мальчика.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что в системной речевой патологии у этого ученика 3-го класса ведущее место принадлежит несформированности парадигматических связей, опирающихся на работу задних отде­лов коры. «Передние» трудности носят остаточный, компенсированный харак­тер.

Анализ результатов обследования Кристины К.

Следующий пример иллюстрирует особенности выполнения методики нормаль­но развивающимся ребенком. Общий балл ученицы 1-го класса массовой шко­лы Кристины К. равен 769, что соответствует 85,4% успешности т.е. наивыс­шему IV уровню.

На профиле видно, что все основные показатели имеют высокие значения, ча­сто даже превышающие среднегрупповые характеристики нормы этого возра­ста. На этом фоне заметно некоторое снижение номинативной функции речи (8) и навыков письма (11).

УСТНАЯ РЕЧЬ

Блок 1. ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ

Серия 1. Уровень моторной реализации — 105 баллов (87,5%)

а) Звукопроизношение — 30 баллов.

б) Слоговая структура слова — 15 баллов; звуковая структура слова — 15 баллов.

в) Оральный праксис и артикуляционная моторика — 24 балла.

г) Повторение цепочек слогов — 21 балл.

Серия 2. Словообразовательные навыки — 72 балла (80%)

Серия 3. Грамматический строй — 135 баллов (90,7%)

а) Составление предложений по картинкам (I): 14; 1; 0.

б) Составление предложений по картинкам (II): 14; 2; 2.

Мальчики играют в футбол. (3; 0; 0) Мальчик прячется под елку от дождя. (3; 0; 0) Мальчик перелезает через забор. (3; 0; 0) Солнце заходит за тучки. (3; 0; 0)

Мама стелет коврики?., перед кроватью. (2 — пропуск членов пред­ложения; 2 — смысловая неточность и неполнота; 2 — словесная за­мена)

в) Составление предложений по картинкам (III): 13; 3; 2.

г) Составление предложений из слов в начальной форме: 14; 2; 0.

д) Повторение предложений: 15; 0; 2.

е) Верификация предложений: 15; 0; 0.

ж) Вставка предлогов в предложение: 15; 0; 0.

з) Завершение предложений: 5; 2; 0.

и) Образование множественного числа существительных: 30 баллов.

Штрафные оценки за серию

Лексические ошибки — 6 штрафных очков.

Смысловые ошибки — 10 штрафных очков, что соответствует -5 баллам.

Ошибки, обусловленные трудностями фонематического восприятия — 1 ошибка (—5 баллов).

Серия 4. Связная речь — 100 баллов (83,3%)

а) Рассказ по серии картинок — 45 баллов.

Разложила картинки самостоятельно.

Дядя пошел выбрасывать камушки в мусорку. Он выбросил их, а потом пошел обратно с пустым ведром (?) Он весь грязный. (?) Потому что ветер раздувает.

б) Пересказ — 55 баллов.

Галка услышала, что голубей хорошо кормят. Она перекрасилась в белый цвет и полетела к голубям. Голуби ее не узнали и приняли. Потом галка не выдержала и закричала по-галочъи. Голуби поняли, что она не голубь, и выгнали ее. Она полетела к галкам, но галки ее не узнали и тоже выгнали.

(?) Она же перекрасилась.

(?) Нет. Она жадная.(?) Она обманула голубей(?)

Штрафные и дополнительные оценки за серию Штраф за вербальные ошибки — за 2 ошибку (-5 баллов). Средняя длина текста — 32 слова, что соответствует 15 баллам. Средняя длина синтагмы — 8 слов. Средний индекс прономинализации — 0,57.

Серия 5. Номинативная функция речи — 97 баллов (80,8%)

а) Называние предметов — 36 баллов.

б) Называние действий — 41 балл.

в) Словоупотребление — 6 штрафных очков за лексические ошибки в пробах на синтаксис, что по специальной шкале соответствует 20 бал­лам.

Блок 2. ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ - 174 балла (96,7%)

Серия 1. Понимание значений слов

а) Далеких по звучанию и значению названий предметов — 30 баллов.

б) Близких по звучанию названий предметов — 30 баллов.

в) Далеких по звучанию и значению названий действий — 30 баллов.

г) Близких по значению названий действий — 27 баллов.

Серия 2. Понимание сложных логико-грамматических конструкций — 27 баллов

Серия 3. Фонематическое восприятие — 30 баллов

ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ

Серия 1. Языковой анализ — 26 баллов (93,3%) Языковой анализ — 15 баллов. Звуковой анализ — 11 баллов.

Серия 2. Письмо — 30 баллов (66,6%)

Не знает написания буквы Ц, вместо «стол» написала «стул».

Серия 3. Чтение — 45 баллов (100%)

Анализ результатов обследования Максима С. - student2.ru

На профиле видно, что по всем параметрам, кроме письма (11), сформирован-ности номинативной функции речи (8) и состояния орального праксиса и ар­тикуляционной моторики (4) показатели Кристины даже превышают уровень среднегрупповой нормы.

Подсчитаем индексы. Передний индекс:

1) Оценка за самостоятельность и смысловую адекватность в рассказе — 10 баллов

2) Оценка за самостоятельность и смысловую адекватность в пересказе — 10 баллов

3) Штраф за смысловые ошибки в пробах на грамматический строй — (-5 баллов)

4) Балл за длину текста — 15

5) Балл за слоговую структуру слова — 15

6) Балл за грамматические пробы (б, в, г, д, е, ж, з, и) — 121

7) Балл за критерий программирования текста в рассказе — 10

8) Балл за критерий программирования текста в пересказе — 15

9) Балл за грамматическое оформление пересказа — 15

ПИ = 206 баллов

Задний индекс:

1) Балл за звукопроизношение — 30

2) Балл за пробы на оральный праксис и артикуляционную моторику — 24

3) Балл за звуковую структуру слова — 15

4) Штраф за ошибки фонематического восприятия в грамматических про­бах — (-5)

5) Балл за звуковой анализ — 11

6) Штраф за фонетические ошибки на письме — (~5)

7) Балл за называние предметов — 36

8) Балл за называние действий — 41

9) Балл за понимание названий предметов, близких по звучанию — 30

10) Балл за понимание логико-грамматических конструкций — 27

11) Штраф за вербальные замены в связной речи — (-5)

ЗИ = 199 баллов

Подставим полученные значения в формулы:

(206 - 117,4):46,5 = +1,9 (199 - 155,5):37,8= +1,15

Оба нормализованных значения положительны. При этом ПИ значительно выше. В заднем индексе на фоне общего благополучия обращают на себя внимание некоторые трудности лексического выбора, а также недостаточ­ная сформированность фактора фонематического восприятия. Последнее проявилось в специфических ошибках на письме (стул вместо стол) и при выполнении грамматических проб (шарф вместо шар), а также в относи­тельно невысоком балле за задания на звуковой анализ.

В целом данные свидетельствуют о хорошем речевом развитии, которое характеризуется опережением в формировании синтагматических связей языка, обусловленных работой передних отделов мозга, в сравнении с па­радигматическими, опирающимися на деятельность задних отделов. Это проявляется в некоторых затруднениях при выборе фонем и лексем на фоне хорошо сформированного смыслового программирования и грамматическо­го структурирования высказывания.

ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Методика содержит те же разделы, блоки, серии и группы заданий, что и ее детский вариант. Различия касаются главным образом самих речевых проб и иногда их количества. При этом наиболее трудные пробы из детско­го варианта сохранены.

В первом разделе в блоке «Экспрессивная речь» в серии 1 (Уровень мотор­ной реализации высказывания) изменено количество проб в заданиях на проверку состояния слоговой и звуковой структуры слова и повторение це­почек слогов, в этом варианте их всего по пять. В серии 4 (Связная речь) добавлена проба, предусматривающая составление рассказа на заданную тему. В серии 5 (Номинативная функция речи) сокращено до 10 количе­ство проб на называние и предметов, и действий.

Таким образом, этот вариант методики включает 195 проб, из которых: 120 — на проверку экспрессивной речи; 60 — на проверку импрессивной; 15 — на проверку письменной.

Максимальный балл, как и в детском варианте, равен 900.

Система дополнительных оценок идентична используемой в варианте для младших школьников.

Несколько изменена уровневая оценка успешности: IV уровень — 100-85% ; III уровень — 84,9-70%; II уровень — 69,9-55%; I уровень — 54,9% и ниже.

Процедура обработки и анализа результатов осталась неизмененной. На ре­чевом профиле целесообразно отражать те же показатели: 1 — звукопроиз-ношение; 2 — слоговая структура слова; 3 — звуковая структура слова; 4 — оральный праксис и артикуляционная моторика; 5 — словообразова­ние; 6 — грамматический строй речи; 7 — связная речь; 8 — номинатив­ная функция речи; 9 — импрессивная речь; 10 — навыки языкового ана­лиза; 11 — письмо; 12 — чтение.

РЕЧЕВЫЕ ПРОБЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

Раздел !. Устная речь

Блок 1. ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ

Серия 1. УРОВЕНЬ МОТОРНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ а) Исследование звукопроизношения

Инструкция: повторяй за мной слова.

Собака — маска — нос Сено — косить — высь Замок — коза Зима — ваза Цапля — овца — палец Шуба — кошка — камыш Жук — ножи Щука — вещи — лещ Чайка — очки — ночь Рыба — корова — топор Река — варенье — дверь Лампа — молоко — пол Лето — колесо — соль

При необходимости можно уточнить произношение других согласных звуков (звонких б, д, в; задненебных г, к, х, й).

Оценка

Все звуки условно разделены на пять групп: свистящие; шипящие; л, ль; р, рь; все остальные звуки. Каждая из выделенных пяти групп оце­нивается отдельно, полученные баллы суммируются.

3 балла — нормативное произношение всех звуков группы;

2 — один звук или несколько звуков группы доступны правильному произношению, но в спонтанной речи подвергаются искажениям или заменам (т.е. недостаточно автоматизированы);

1 — искажается или заменяется во всех речевых ситуациях только один звук группы;

О — искажаются или заменяются несколько звуков группы или все.

0 произношении каждого звука в разной позиции и при разной степе­ни самостоятельности речи можно судить по ходу дальнейшего обсле­дования. Таким образом, окончательная оценка звукопроизношения осуществляется по результатам обследования в целом.

Максимальная оценка 15 баллов.

б) Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова

Инструкция: повторяй за мной слова.

Баскетбол

Перепорхнуть

Аквалангист

Термометр

Достопримечательность

Оценка слоговой структуры слова

3 балла — четкое и правильное воспроизведение слова;

2 — замедленное, напряженное или послоговое воспроизведение, но без нарушения структуры;

1 — изменение структуры слогов внутри слова (замена закрытого слога открытым и наоборот, упрощение слога за счет пропуска согласного звука при стечении: баскебол, перепохнуть);

0 — нарушение слоговой структуры слова (пропуски, вставки, переста­новки, уподобление слогов: аклавангист, мометр, авкалавандист) или невыполнение.

Максимальная оценка составляет 15 баллов.

Оценка звуковой структуры слова

3 балла — правильное повторение;

2 — повторение с искажением, заменой, пропуском или вставкой од­ного звука (акваландист, доспопримечательность);

1 — повторение слова с искажением, заменой, пропуском или вставкой двух звуков (баспебол);

О — повторение слова с искажением, заменой, пропуском или вставкой трех и более звуков (ахлаванис, дисприменичательность).

Максимальная оценка составляет 15 баллов. Максимальный балл за задание б) соответствует 30 баллам.

в) Исследование орального праксиса и артикуляционной моторики

Инструкция: делай, пожалуйста, так, как я скажу.

Надуй щеки.

Надуй одну щеку.

Другую щеку.

Упри язык в правую щеку.

Если движение по инструкции не удается, то предлагается образец. Все последующие пробы делаются по показу.

Инструкция: повторяй за мной движения. Губы «трубочкой» — округлены и выдвинуты вперед.

Язык «лопаткой» — широкий распластанный язык неподвижно лежит на нижней губе.

Поместить язык между верхними зубами и верхней губой.

Упражнение «маятник» — рот открыт, язык высунут и с одинаковой скоростью попеременно передвигается от одного уголка рта к другому.

Упражнение «качели» — рот открыт, язык поочередно касается то верх­ней, то нижней губы.

Чередование движений губами: «улыбка» — «трубочка».

Оценка

3 балла — точное и правильное выполнение;

2 — замедленное и напряженное выполнение или выполнение по по­казу;

1 — длительный поиск позы, или неполный объем движения, или от­клонения в конфигурации;

О — невыполнение или наличие ошибок (синкинезий, гиперкинезов, тремора).

Максимальный балл соответствует 30.

г) Повторение цепочек слогов

Инструкция: повторяй за мной слоги.

би-ба-бо — бо-ба-би жа-ща

ма-на-на — на-ма-на па-па-ба — ба-па-ба

ба-па — па-ба ча-ща-ча — ща-ща-ча

са-ша за-за-жа — жа-за-за

ла-ра ла-ра-ла

В этом задании учитывается только произнесение цепочек, выделен­ных жирным шрифтом, при этом первые две цепочки (би-ба-бо — бо-ба-би) оцениваются как одна проба.

Оценка

3 балла — точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;

2 — напряженное или замедленное воспроизведение;

1 — уподобление слогов с самокоррекцией;

О — уподобление, искажение, сокращение количества слогов или отказ.

Максимальная оценка за задание — 15 баллов.

Остальные цепочки используются для оценки состояния фонематичес­кого восприятия (блок II, серия 3).

Максимальная оценка за всю серию равна 90 баллам.

Серия 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

а) Образование уменьшительной формы существительных

Инструкция: образуй уменьшительную форму слова.

Дерево

Лес

Улица

Ухо

Слово

б) Образование относительных прилагательных от существительных

Инструкция: бумага — бумажный,

солома клюква
лед ель
вишня масло
слива лен
черника суп

в) Образование качественных прилагательных

Инструкция: образуй прилагательные по отношению к слову «день».

Мороз

Снег

Дождь

Солнце

Ветер

г) Образование притяжательных прилагательных от существительных

Инструкция: образуй прилагательные, отвечающие на вопрос «чей?»

Волк, мать

Медведь, отец

Лев, брат

Птица, дед

Орел, дочь

Оценка

Пробы во всех заданиях этой серии оцениваются единообразно:

3 балла — правильная форма;

2 — самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи;

1 — форма, имеющаяся в языке, но не используемая в данном контексте;

О — неправильная форма слова или отказ от воспроизведения.

Максимальная оценка за серию — 90 баллов.

Серия 3. ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

Как и в детском варианте, каждая проба оценивается по нескольким кри­териям:

1. Грамматическое оформление (это основные оценки в этой серии, имен­но они затем суммируются в общий балл за серию). Для каждой груп­пы заданий этот вид оценок индивидуален.

2. Лексическое оформление (это штрафные очки, которые начисляются за лексические ошибки в каждом из заданий серии, кроме последнего. Потом все они суммируются, переводятся в баллы по специальной шкале и учитываются при оценке номинативной функции речи). Оценка под­чиняется правилу «чем грубее ошибка, тем выше штрафной балл» и производится единообразно для всех проб 3-й серии:

0 баллов — отсутствие лексических трудностей;

1 — поиск слова с нахождением нужного;

2 — семантически близкая словесная замена;

3 — далекая словесная замена или неадекватное использование вер­бальных средств.

3. Смысловая адекватность. При ее оценке начисляются штрафные очки. Чем грубее ошибка, тем больше штраф. При оценке грамматического строя речи эти данные не учитываются. Правила штрафования для каждого вида заданий серии указаны ниже. Начисленные таким обра­зом штрафы суммируются. Они имеют значение при подсчете передне­го индекса, в который входят в пересчитанном по специальной шкале виде с отрицательным знаком:

О балла — 5 и менее штрафных очков за смысловые ошибки; -5 — от 6 до 15 штрафных очков за смысловые ошибки; —10 — от 16 до 25 штрафных очков за смысловые ошибки; —15 — 26 и более штрафных очков за смысловые ошибки.

4. Наличие ошибок, обусловленных трудностями фонематического воспри­ятия. Начисляются как штрафные баллы с отрицател

Наши рекомендации