Анализ результатов обследования Вадима М.
Проанализируем результаты выполнения методики учащимся 3-го класса Вадимом М., имеющим заключение о задержке психического развития. Суммарный балл за выполнение методики равен 470, что соответствует 52,2% успешности, т.е. II уровню. Итоговая успешность в данном случае почти такая же, как и в предыдущем, но структура нарушения существенно отличается. Промежуточные баллы за выполнение разделов, блоков и серий методики следующие.
УСТНАЯ РЕЧЬ
Блок 1. ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ
Серия 1. Уровень моторной реализации — 95 баллов (79,2%)
а) Звукопроизношение — 30 баллов.
б) Слоговая структура слова — 9 баллов; звуковая структура слова — 12 баллов.
скакалка — скакалка (1,5 за слоговую структуру и 1,5 за звуковую структуру)
танкист — танкист (1,5; 1,5)
космонавт — космонавт (1,5; 1,5)
милиционер — ми-ли-ци-о-нер (1 — замедленное повторение слова; 1,5)
сковорода — скоровода (0 — перестановка слогов; 1,5 звуковая структура сохранена)
кинотеатр — кинотеатр (1,5; 1,5)
баскетбол — бас-кет-бол (1 — замедленное воспроизведение; 1,5) перепорхнуть — пе-ре-порх-нуть (1 — послоговое воспроизведение; 1,5) аквалангист — ахлавагнис (О — перестановка и изменение структуры слогов; 0 — пропуск двух звуков и замена одного)
термометр — термормертор (О — вставка слога, изменение структуры слога, 0 — вставка 3 звуков)
в) Оральный праксис и артикуляционная моторика — 21 балл.
г) Повторение цепочек слогов — 26 баллов.
Серия 2. Словообразовательные навыки — 24 балла (26,7%) Серия 3. Грамматический строй — 70 баллов (46,6%)
а) Составление предложений по картинкам (I): 11; 2; 6 (оценки указываются в том порядке, что и в предыдущем случае).
б) Составление предложений по картинкам (II): 10; 4; 4.
в) Составление предложений по картинкам (III): 5; 9; 11.
Сено на машину ложат. (1 — неправильный порядок слов, пропуск членов предложения, негрубый аграмматизм; 1 — смысловая неполнота; 0)
Это девочка... (?) Девочка пришла (2 — использование помощи, пропуск членов предложения; 1 — смысловая неполнота; 0) Они.... чемоданы... (?) ложат. (1 — использование помощи, негрубый аграмматизм, стереотипность оформления; 3 — смысловая неадекватность; 2)
Тут это... (?) Вот тут. (0; 3 — смысловое программирование высказывания недоступно; отчетливые трудности лексического выбора, использованы только местоимения — 6)
Лесенка... несут... что залезть на дерево (?) Что... вот тит. (1 — наличие аграмматизмов; 1 — смысловая неполнота; 3)
г) Повторение предложений: 7; 9; 2.
В саду было много красных яблок. — В саду было много красных яблок. (3; 0; 0)
Ранней весной затопило весь наш луг. — Ранней весной затопило весь наш... (2 — пропуск членов предложения; 1 — смысловая неполнота; 0)
Дети катали из снега комки и делали снежную бабу. — Дети катали танки и делали снежную бабу. (2 — пропуск членов предложения, 2 — смысловая неточность; 2 — замена одного слова по звуковому сходству)
Коля сказал, что он не пойдет сегодня гулять, потому что холодно. — Потому холодно. (0 — грубое упрощение структуры предложения; 3 — утрата смысла высказывания; 0)
На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади. — Паслись это... за рекой. (0 — грубое упрощение синтаксической структуры предложения; 3 — утрата смысла; 0).
д) Составление предложений из слов в начальной форме: 4; 11; 5.
Доктор, лечить, дети — ... (?) Доктор... (?) лечит... (?) детей. (1 — составление предложения по вопросам; 3 — невозможность самостоятельного смыслового программирования высказывания; 0)
Сидеть, синичка, на, ветка — Она сидит... (?) на дерево. (1 — использование помощи, аграмматизм; 1 — смысловая неполнота; 4 — за две вербальных замены)
Груша, бабушка, внучка, давать — Отдает... (?) Внучке дает... (?) Бабушка. (1 — использование помощи, пропуск членов предложения, неправильный порядок слов; 3 — невозможность смыслового программирования предложения; 1 — поиск с нахождением нужного слова)
Миша, собака, бросить, небольшая, косточка — не выполнил (0; 3 — невозможность смыслового программирования; 0)
Петя, купить, шар, мама, красный — Мама покупает... (?) шар... (?) (1 — пропуск нескольких членов предложения, использование помощи; 1 — смысловая неполнота; 0)
е) Верификация предложений: 9; 3; 0.
Собака вышла в будку. — Собака вошла в будку. (3; 0; 0) По морю плывут корабль. — По морю корабли плывут. (3; 0; 0) Дом нарисован мальчик. — Дом нарисовал мальчик. (3; 0; 0) Хорошо спится медведь под снегом. — отказ (0; 0; 0)
Над большим деревом была глубокая яма. — отказ (0; 3 — не выявлена смысловая ошибка; 0).
ж) Вставка предлогов в предложение — 4 балла.
Лена наливает чай... чашки. — в чашки (3) Птенец выпал... гнезда. — в гнезда... (?) (0)
Щенок спрятался... крыльцом. — в крыльцом (?)... за крыльцом (1 — исправился после стимулирующей помощи)
Деревья шумят... ветра. — отказ (0) Пес сидит... конуры. — отказ (0).
з) Завершение предложений — 5 баллов.
Игорь промочил ноги, потому что... — отказ. Сережа замерз, хотя... — оделся.
и) Образование множественного числа существительных — 15 баллов.
стол — столы (3) — столов (3) стул — стулы (0) — стулов (0) окно — окны (0) — окон (3) звезда — звезды (3) — звезд (3) ухо — ухи (0) — ух, ухов (0)
Штрафные оценки за серию
Лексические ошибки — 28 штрафных очков.
Смысловые ошибки — 38 штрафных очков, что соответствует -15 баллам.
Ошибки, обусловленные трудностями фонематического восприятия, — 1 ошибка, т.е. (-5).
Серия 4. Связная речь — 5 баллов (4,2%)
а) Рассказ по серии картинок — 5 баллов.
Картинки раскладывал по наводящим вопросам.
Он шел. Он с грибами это... ведро. И подошел. И вот он рассыпает. И вот уже вышел.
Критерий смысловой адекватности и самостоятельности выполнения — 0 баллов (использование помощи при раскладывании картинок и составлении рассказа, смысл происходящего понят неверно).
Критерий программирования текста — 5 баллов (использование стереотипных связующих элементов, тенденция к фрагментарности, перечислению событий без обобщающей сюжетной линии).
Критерий грамматического оформления высказывания — 0 баллов (пропуск глагола и однообразие грамматического оформления).
Критерий лексического оформления — 0 баллов (множественные вербальные замены, выраженная бедность словаря).
б) Пересказ — 0 баллов.
После двух предъявлений.
Галки. Он рассыпал. (?) Галки. Потом отправили... Выгнали. 52
Штрафные и дополнительные оценки за серию
Стереотипность грамматического оформления — (-10 баллов — 3 ошибки, выделенные жирным шрифтом, кроме этого в пересказе есть персевераторные ошибки: инертное воспроизведение фрагмента рассказа по серии и двукратное повторение предложения «Галки.»).
Штраф за вербальные ошибки — за 5 ошибок, выделенных подчеркиванием, в двух текстах (—10 баллов).
Средняя длина текста — 12 слов, что соответствует 0 баллов. Средняя длина синтагмы — 2,2 слова. Средний индекс прономинализации — 0,75.
Серия 5. Номинативная функция речи — 71 балл (59,2%)
а) Называние предметов — 36 баллов.
б) Называние действий — 35 баллов.
в) Словоупотребление — 28 штрафных очков за лексические ошибки в пробах на синтаксис, что соответствует 0 баллов.
Блок 2. ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ - 143 балла (79,4%)
Серия 1. Понимание значений
а) Далеких по звучанию и значению названий предметов — 30 баллов.
б) Близких по звучанию названий предметов — 21 балл.
в) Далеких по звучанию и значению названий действий — 27 баллов.
г) Близких по значению названий действий — 24 балла.
Серия 2. Понимание сложных логико-грамматических конструкций — 14 баллов
Серия 3. Фонематическое восприятие — 27 баллов
ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
Серия 1. Языковой анализ — 21 балл (70%) Языковой анализ — 9 баллов. Звуковой анализ — 12 баллов.
Серия 2. Письмо — 15 баллов (33,3%)
Серия 3. Чтение — 20 баллов (44,4%)
И общий балл, и речевой профиль показывают явное снижение всех компонентов речевой системы, кроме звукопроизношения (1). Слоговая структура слова (2) сформирована хуже, чем звуковая (3). Самые низкие результаты характеризуют связную речь (7), словообразовательные навыки (4), синтаксис (6) и навыки письма (11). Импрессивная речь более благополучна, чем экспрессивная.
Попробуем провести более глубокий анализ путем подсчета индексов. Передний индекс:
1) Оценка за самостоятельность и смысловую адекватность в рассказе — 0 баллов
2) Оценка за самостоятельность и смысловую адекватность в пересказе — 0
3) Штраф за смысловые ошибки в пробах на грамматический строй — (-15)
4) Балл за длину текста — 0
5) Балл за слоговую структуру слова — 9
6) Балл за грамматические пробы (б, в, г, д, е, ж, з, и) — 60
7) Балл за критерий программирования текста в рассказе — 5
8) Балл за критерий программирования текста в пересказе — 0
9) Балл за грамматическое оформление пересказа — 0
ПИ = 59 баллов
Задний индекс:
1) Балл за звукопроизношение — 30 баллов
2) Балл за пробы на оральный праксис и артикуляционную моторику — 21
3) Балл за сформированность звуковой стороны слова — 12
4) Штраф за ошибки фонематического восприятия в грамматических пробах — (-5)
5) Балл за звуковой анализ — 12
6) Штраф за фонетические ошибки на письме — 0
7) Балл за называние предметов — 36
8) Балл за называние действий — 35
9) Балл за понимание названий предметов, близких по звучанию — 21
10) Балл за понимание логико-грамматических конструкций — 14
11) Штраф за вербальные замены в связной речи — (-5)
ЗИ = 171 балл
Подставим полученные значения в формулы:
(59 - 167,3):39,5 = -2,74 (171 - 188,9):27,8 *= -0,64
Как видно, нормализованный показатель переднего индекса попадает в диапазон выраженной недостаточности. Грубо страдают смысловое программирование высказывания, а также речевые операции серийной организации на уровне слова, предложения и связного текста. На «передние» трудности указывают и дополнительные показатели: малая длина синтагм (2,2 слова), невысокий индекс прономинализации (0,75), стереотипность используемых в связной речи грамматических конструкций (-10 баллов), ошибки, обусловленные инертностью.
Величина «заднего» индекса также свидетельствует о снижении соответствующих функциональных возможностей, но в менее выраженной форме. Таким образом, у ребенка отмечается системная речевая патология с преимущественной недостаточностью «передних» функций.
В рассмотренных случаях на фоне системного речевого дефекта можно вычленить ведущий компонент. Однако у значительной части младших школьников с заключением об ОНР или ЗПР оказываются в равной мере несфор-мированными речевые операции как выбора, так и комбинирования языковых единиц. Именно такие особенности выявляет анализ выполнения методики Вадимом М.