Штрафные и дополнительные оценки за серию
Стереотипность грамматического оформления — 0 баллов.
Штраф за вербальные ошибки — за 4 ошибки в двух текстах (—10 баллов).
Средняя длина текста — 23,5 слова, что соответствует 5 баллам.
Средняя длина синтагмы — 6,7 слова (в двух текстах содержится 47 слов и 7 синтагм).
Средний индекс прономинализации — 1,0 (в двух текстах насчитывается 6 существительных и 6 местоимений).
Серия 5. Номинативная функция речи — 69 баллов (57,5%)
а) Называние предметов — 33 балла.
сито — миска (?) крышка; (0 — далекая вербальная замена) лопата — совок (?) ... (1 — близкая вербальная замена) свеча — ... свечъ (1 — искажение звукового состава слова) прищепка — (отказ — 0) кастрюля — сковородка (1 — близкая замена)
б) Называние действий — 36 баллов.
копает — лопата (0 — замена глагола существительным) рубит — срубает (1 — близкая замена) подметает — убирает (1 — близкая вербальная замена) трет — терет (1 — искажение звукового состава слова)
в) Словоупотребление — 22 штрафных очка за лексические ошибки в пробах на синтаксис, что при оценке словоупотребления соответствует О баллов.
Блок 2. ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ - 106 баллов (58,9%)
Серия 1. Понимание значений слов
а) Далеких по звучанию и значению названий предметов — 27 баллов.
б) Близких по звучанию названий предметов — 15 баллов.
коза — + (3 балла)
трава — + (3 балла)
бочка — + (3 балла)
дрова, коса — + (3 балла)
почка, миска — бочка, + (0 баллов)
трава, бочка — дрова, + (0 баллов)
мишка, точка — + + (3 балла)
точка, мишка, коса — мишка, точка, бочка, коса (О баллов)
коза, дрова, почка — + +, точка (О баллов)
трава, дочка, миска — миска, трава, почка, дочка (О баллов)
в) Далеких по звучанию и значению названий действий — 27 баллов.
г) Близких по значению названий действий — 13 баллов.
ставит — кладет (0 баллов)
катит — + (3 балла)
несет — + (3 балла)
тянет, бросает — + + (3 балла)
крутит, несет — катит, + (0 баллов)
ведет, кладет — + + (3 балла)
держит, ставит, катит — ставит, катит, держит (1 — изменение порядка слов)
бросает, вешает, несет — тянет, держит (0 баллов) кладет, ведет, тянет — кладет, вешает (О баллов) ставит, крутит, ведет — крутит, кладет (0 баллов)
Серия 2. Понимание сложных логико-грамматических конструкций — 9 баллов
Мужчину обрызгала женщина. — Наоборот (0 баллов) Трактором перевозится машина. — + (3 балла) Газету закрывает книга. — + (3) Клеенка покрыта скатертью. — + (3) 46
Девочкой спасен мальчик. — Наоборот (0) Мама перевозится дочкой. — Наоборот (0) В ящике бочонок. — На ящике бочонок (0) Ящик за бочонком. — Наоборот (0) На бочонке ящик. — Наоборот (0) Бочонок перед ящиком. — Наоборот (0)
Серия 3. Фонематическое восприятие — 15 баллов (50%)
ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
Серия 1. Языковой анализ — 17 баллов (56,6%) Языковой анализ — 14 баллов. Звуковой анализ — 3 балла.
Серия 2. Письмо — 30 баллов (66,6%) Серия 3. Чтение — 10 баллов (22,2%)
Рис. 5. РЕЧЕВОЙ ПРОФИЛЬ ИГОРЯ С.
На этом и последующих рисунках верхняя кривая отражает среднегрупповую успешность нормы соответствующего возраста.
Подсчитаем индексы. Передний индекс:
1) Оценка за самостоятельность и смысловую адекватность в рассказе — 10 баллов
2) Оценка за самостоятельность и смысловую адекватность в пересказе — 5 баллов
3) Штраф за смысловые ошибки в пробах на грамматический строй — (-10)
4) Балл за длину текста — 5
5) Балл за слоговую структуру слова — 6
6) Балл за грамматические пробы (б, в, г, д, е, ж, з, и) — 77
7) Балл за критерий программирования текста в рассказе — 10
8) Балл за критерий программирования текста в пересказе — 10
9) Балл за грамматическое оформление пересказа — 10 ПИ = 123 балла
Задний индекс:
1) Балл за звукопроизношение — 20 баллов
2) Балл за пробы на оральный праксис и артикуляционную моторику — 19
3) Балл за звуковую структуру слова — 6,5
4) Штраф за ошибки фонематического восприятия в грамматических пробах — (-15)
5) Балл за звуковой анализ — 3
6) Штраф за фонетические ошибки на письме — (-10)
7) Балл за называние предметов — 33
8) Балл за называние действий — 36
9) Балл за понимание названий предметов, близких по звучанию — 15
10) Балл за понимание логико-грамматических конструкций — 9
11) Штраф за вербальные замены в связной речи — (—10) ЗИ = 106,5 балла
Подставим полученные значения в формулы: (123 - 117,4):46,5 = 0,12 (106,5 - 155,6):37,8 = -1,30
«Передние» функции, хоть и снижены, но оказываются более благополучными в сравнении с «задними». Их слабость проявляется в трудностях серийной организации при построении послоговой программы слова, в меньшей степени при грамматическом структурировании предложения и программировании связного высказывания. Об этом свидетельствует и невысокий показатель средней длины текста (23,5 слова, что соответствует 5 баллам).
«Задний» же показатель попадает в диапазон выраженной недостаточности. Внутри заднего индекса выстраивается следующая иерархия: меньше всего страдают операции лексического выбора, чуть хуже сформированы речевые кинестезии, еще хуже понимание логико-грамматических конструкций. Однако самым неблагополучным оказывается фонематическое восприятие. Об этом свидетельствуют только 50% успешности выполнения проб на понимание близких по значению названий предметов, всего 3 балла за задания на звуковой анализ, 10 из 15 штрафных баллов за фонетические ошибки на письме, максимальный штраф за ошибки фонематического восприятия в грамматических пробах. Из не вошедших в индекс параметров на «задние» трудности указывают низкий балл (50% успешности) за пробы на фонематический слух и довольно высокий индекс прономинализации (1,0). Таким образом, на основании приведенного анализа, можно говорить о наличии у мальчика системной речевой патологии с преобладанием «задних» трудностей.