Троицкая Светлана - Информационный террор : воспринимать или жить?
Троицкая Светлана - Информационный террор : воспринимать или жить?
www.e-puzzle.ru
ISBN 978-5-222-22864-7
УДК 159.9 ББК 88.5 КТК 017 Т70
Троицкая С.И.
Т70 Информационный террор : воспринимать или жить? / С. И. Троицкая. — Ростов н/Д : Феникс, 2015. — 205, [1] с. — (Качество жизни).
ISBN 978-5-222-22864-7
Сейчас не только способы передачи и получения информации упростились и ускорились до молниеносных уровней, но и доступ к любому источнику знаний стал практически неограниченным. И это кажется немыслимой свободой для человека, пожившего в условиях информационного дефицита.
Человек разумный и опытный всячески стремится оградить себя от излишнего потока информации, регулируя время общения в виртуальной сети и жестко отсекая излишние связи, нанимая порой для этой цели специальных помощников-секретарей. А вот люди молодые, одинокие и небогатые подчиняют подчас всю свою жизнь общению в виртуальной реальности. И такой образ жизни становится, к ужасу родителей и окружающих, все более распространенной нормой для большинства молодых людей в наши дни. Это — информационный террор.
УДК 159.9 ISBN 978-5-222-22864-7 ББК 88.5
© Троицкая С.И., 2013 © ООО «Феникс»: оформление, 2014
Оглавление
Предисловие5
Часть 1
Глава 1. Судьба разума в современном мире10
Глава 2. Ребенок и компьютер21
Глава 3. Чем опасна Всемирная паутина?34
Глава 4. Можно ли стать реальным наркоманом
через Интернет?46
Часть 2
Глава 1. Телевидение— главное оружие СМИ 51
Глава 2. Застывший взгляд59
Глава 3. В тумане иллюзий74
Глава 4. Телепродукция— это «товар»,
сродни духовному наркотику81
Глава 5. Телевидение и создание реальности86
Глава 6. Телевизор и дети 101
Часть 3
Глава 1. Что такое манипуляция сознанием 107
Глава 2. Основные доктрины
манипуляции сознанием119
Глава 3. Главные мишени манипуляторов
сознанием 126
Глава 4. Эмоциональное воздействие
как предпосылка манипуляции140
Глава 5. Воображение, внимание, память151
Глава 6. Мифы общественного сознания:
большие проекты манипуляции162
Глава 7. Средства массовой информации 172
Глава 8. Успех манипуляции сознанием
в годы перестройки180
Глава 9. «Мир электронного рабства»192
Заключение202
Литература206
Троицкая Светлана Ивановна - член правления общероссийского общественного объединения «Оптималист», практический психолог, руководитель центра по естественной коррекции зрения и оздоровлению в Санкт-Петербурге. Заместитель редактора общероссийской газеты «Трезвение». Кандидат философских наук (в 2004 году защитила диссертацию на тему «Здоровье как социокультурный феномен»). Автор многих научных статей и ряда книг, в том числе «Улучшаем зрение сами», «Избавиться от очков-убийц навсегда!», «Практический курс коррекции зрения +DVD», «Практический курс коррекции зрения для детей», «Пищевой террор», «Алкогольный террор», «Медицинский террор», «Себя люблю, себя творю», «Невозможное человеку возможно Богу» и других.
Имеет четыре высших образования, включая богословское (окончила в 2011 году Российскую Гуманитарную Христианскую Академию).
Предисловие
Читая исторические книги, порой диву даешься, что люди еще двести лет назад умудрялись жить и быть вполне счастливыми, не имея ни многотиражных газет, ни радио, ни телевидения, ни даже телефонов. А информацию о событии или друг о друге они узнавали через голубей, гонцов, затем — через посыльных на конях, позже — через почтовые кареты и почтово-багажные поезда. Сделать авиаотправление даже в моем детстве могли позволить себе далеко не все — специальные конверты и дополнительные почтовые марки были несколько дороже, да и самолеты летали не во все города. Телетайп и телеграф тоже были недешевы, и простые россияне пользовались этим средством связи либо в экстремальных ситуациях, либо для очень коротких сообщений.
Отдельные истории можно писать про возможность общения через междугородный телефон, который был единственной альтернативой для тех, кто жаждал общения, но не имел дома стационарного телефона. Одна из сторон должна была вызвать другую на переговоры предварительной телеграммой, и в нужное время оба абонента должны были прийти на междугородную телефонную станцию в назначенные дату и время, чтобы в течение часа телефонистки обоих населенных пунктов смогли установить связь. В час эта процедура не всегда вписывалась, и переполненные залы переговорных пунктов кипели порой от разного рода страстей измученных долгим ожиданием людей. В появившиеся позже кабины с автоматическим набором телефона через код города выстраивались очереди, а пятнадцатикопеечные монеты копились с особым тщанием, ибо только их воспринимал междугородный телефон-автомат, аналогично городские уличные телефоны кормились лишь двушками. От этих монет, а также от исправности прожорливых телефонных автоматов зависели порой жизни и судьбы, поэтому на временные затраты по поиску монеты нужного достоинства и на дорогу до нужного пункта связи никто не сетовал. Возможность же связываться с нужными людьми не выходя из квартиры, через воспетые Высоцким «вечные 07», воспринималась еще в 70-е годы прошлого столетия как невероятная роскошь и великое достижение цивилизации.
Слабо отправить сообщение через дупло?
Расскажи нынешним молодым людям, сколько трудностей преодолевали их родители, особенно бабушки с дедушками, чтобы связаться друг с другом, — не поверят. А уж к передаче сообщений друг другу с помощью дупла дерева, описанной в знаменитой повести «Дубровский» Александра Пушкина, отнесутся как к былинной архаике. Или будут чрезмерно поражены стремлением к таким трудоемким способам общения и упорством, которое люди недалекого прошлого проявляли для удовлетворения своей информационной жажды.
И вряд ли современные молодые люди поймут и поверят, что еще два-три десятка лет назад мыслящие люди в буквальном смысле страдали от информационного голода и ради своей страсти к познанию готовы были лишиться даже самого дорогого — жизни и свободы. Ведь за чтение, хранение и передачу совершенно невинной, с сегодняшней точки зрения, информации могли запросто посадить в тюрьму, подвергнуть слежке, обыску и допросам.
Сейчас не только способы передачи и получения информации упростились и ускорились до молниеносных уровней, но и доступ к любому источнику знаний стал практически неограниченным. И это кажется немыслимой свободой человеку, пожившему в условиях информационного дефицита, и нормой, а порой и досадной помехой тем, кто вырос в период нынешнего техногенного и информационного бума. Помехой, потому что то число писем, сообщений и звонков, на которые надо ответить, порой не оставляет человеку времени на решение значимых и приоритетных задач, поглощая подчас большую часть рабочего, а то и ночного времени пользователя всевозможных информационных носителей. Человек разумный и опытный всячески стремится оградить себя от излишнего потока информации, регулируя время общения в виртуальной сети и жестко отсекая излишние связи, нанимая порой для этой цели специальных помощников- секретарей. А вот люди молодые, одинокие, небогатые и не реализовавшие себя часто подчиняют всю свою жизнь общению в виртуальной реальности.
Кто такие «цифровые аборигены»?
Уже подсчитано, что среднестатический молодой человек проводит сейчас в общении с компьютером около девяти часов в сутки, отрабатывая порой несколько дел одновременно — слушает музыку, пишет сообщения в блог, отвечает по скайпу или на письма, присланные по электронной почте. Выходя же из дома, такой типичный продвинутый пользователь кладет в карман смартфон, мрЗ плеер, наушники, на худой конец просто берет с собой мобильный телефон и укладывает в портфель ноутбук. Полезны ли для его здоровья, психики и духовного развития такая многозадачность и техническая оснащенность — вопрос весьма спорный, и мы будем обсуждать на страницах данной книги разные мнения на этот счет. Однако совершенно очевидно и бесспорно то, что современные дети почти с младенчества становятся «цифровыми аборигенами», если в их семье есть компьютер, телефон и любая мобильная связь.
Сам термин «цифровые аборигены» появился в связи с тем, что современные дети уже гораздо лучше понимают электронную технику, чем людей. И как бы ни приветствовалась большинством населения подобная цифровая революция, об опасности ее просто преступно забывать в
век, когда на тему медиазависимости стали достаточно много писать и говорить.
В частности, в программе «Доброе утро», показанной по каналу «Россия» в так называемый День знаний — 1 сентября, известный адвокат и Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ Павел Астахов прямо сказал: главное, что угрожает сегодня детям и современным школьникам, — это информационное воздействие. В этой же передаче он призвал создавать специальные циклы передач, статей, лекций, посвященных защите от влияния медиа. Не объяснив, правда, кто должен и может взяться за решение столь серьезной и непростой задачи...
Не менее жестко говорил об опасности информационного влияния для нравственного воспитания подрастающего поколения и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в ходе знаменитой февральской встречи премьер- министра В.В. Путина с представителями религиозной общественности накануне выборов Президента страны.
Святейший прямо заявил, что если мы не выиграем развязанную ныне информационную войну, то проиграем не только в экономической сфере, но и во всех остальных областях жизни нашего общества. Единственным реальным способом сохранения нашего государства и общества является, по мнению Патриарха, стремление сделать Россию неким островом свободы. Свободы от опасной, разрушительной и развращающей потребительской идеологии, навязываемой средствами массовой информации всеми возможными способами.
Выполнить эту задачу можно, на мой взгляд, не только информационными ограничениями и запретами со стороны властных структур, но и изменением отношения каждого человека к тому, что вещают нам наши СМИ и Интернет. И сделать это можно, лишь понимая те механизмы пропаганды и убеждения, которые используют против нас специально подготовленные люди, обученные грамотно использовать такое мощное информационное оружие, как слово.
И не случайно звучит в известном стихотворении такой рефрен:
Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести...
И вряд ли стоит напоминать, что один из самых авторитетных учеников Иисуса Христа апостол Иоанн начинает свое Евангелие с пролога, который звучит во всех храмах в ночь Пасхального богослужения: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог!» (Иоанн, 1-1).
Увы, сегодня словом пользуются сплошь и рядом вовсе не с благими намерениями. И проводя на днях занятия в Ростове-на-Дону, я обнаружила на стойке в фойе Дома творчества детей и молодежи газету «Южная столица — Ростов». Развернув газету, я увидела в ней большую, на всю полосу статью «Письмо вместо кинжала» некого С. Ян- чевского. Уже в предисловии он признает очевидный факт, что «печатное слово — один из самых мощных и действенных инструментов моего... пиратского арсенала». Оказывается, Сергей является докой в сфере копирайтинга и считает себя мастером так называемого «абордажного текста», который он сам называет «текстом с высокой конверсией». Умением составлять из слов фразы, которые помогут заработать больше денег, и предлагает поделиться в своей статье представитель «благородного» (по его словам) бизнес-пиратства...
Часть 1
Что такое информация?
Какое бы из значений этого слова мы ни привели здесь в качестве смысла термина «информация», за этим относительно новым понятием стоит чаще всего некое воздействие словом на человека. Да, не всегда информационное влияние связано со словом, и мы посвятим здесь несколько глав влиянию музыки, звуков, мимики, жестов, самой техногенной среды с ее многочисленными видами излучений, в том числе и от информационных носителей, на человека.
И тем не менее любая информация — визуальная, ауди- альная или кинестетическая — всегда сопровождается смысловым содержанием или же ощущением, которое человек может выразить прежде всего в словах.
Представьте хоть на минуту мир в восприятии ребенка, который впервые сталкивается с многообразием окружающих его предметом и явлений. Все это нагромождение форм, линий, красок, звуков и ощущений воспринимается им хаотичной и бессмысленной какофонией, пока кто-то из взрослых не начнет рассказывать и объяснять ему, что окружающие его близкие люди определяются такими понятиями, как мама, папа, дедушка, бабушка, тетя, дядя и т. д. А предметы можно обозначать такими словами, как стол, стул, кроватка, соска, игрушка, окно и пр. Однако каждое из новых понятий имеет многочисленные признаки типа: большой, маленький, прямой, круглый, деревянный, металлический, тяжелый, легкий, горячий, холодный, опасный, вкусный, полезный, интересный, красивый и т. д., и т. п.
Весь этот огромный объем информации ребенку нужно освоить в первые годы жизни, сформировав в мозгу устойчивые связи между правым полушарием, которое воспринимает образ предмета, и левым, куда закладываются многочисленные словесные представления о нем. Справляться с таким объемом информационных нагрузок малышу тем сложнее, чем больше предметов его окружает и чем чаще они меняются в его восприятии.
И насколько знаменитый сказочный персонаж Маугли отличался по своему развитию от обычного, пусть даже деревенского, ребенка, настолько теперешние современные младенцы отличаются от детей, выросших до широкого появления в стране персональных компьютеров и повсеместного распространения Сети, вовлекающей в свою паутину все большее число жителей планеты.
Дети XXI века вынуждены чуть ли не с рождения жить в мире высоких технологий, порождающих многократно возросшее количество информации. Мозг малышей дошкольного возраста совершенно не готов к таким сверхнагрузкам. Да что там малыши — даже взрослые и образованные люди не способны справиться с таким объемом информации, какой сваливается на их бедный мозг ежедневно. И это естественно, ведь для развития нашего мышления до нынешнего состояния потребовалось несколько сотен тысяч лет, а для эволюции мозга человека, которая происходит под влиянием современных технологий, оказалось достаточно одного поколения. Согласимся, современные школьники значительно быстрее способны разобраться в любой новой хай-тековской продукции, чем их
родители. То есть «цифровая революция заставляет мозг эволюционировать невиданными прежде темпами», — уверяет в своей новой книге «Мозг онлайн» известный американский психиатр, профессор Лос-Анджелесского университета и директор Научного центра по проблемам старения Гэри Смолл.
В чем японцы отстают от нас?
То, что человеческий мозг так быстро и неожиданно поддался столь значительной переделке, не может не сказаться на его владельце. Последствия таких преобразований уже сейчас обсуждаются учеными всего мира. Первое из них — все быстрее развивающийся стресс и дефицит внимания, вызванные постоянным нахождением в режиме многозадачности, без которого немыслим Интернет.
Так, в Японии как в наиболее прогрессивной и компьютеризованной стране, распространяющей свой опыт применения высоких технологий на весь мир, большинству населения уже можно смело ставить диагноз «дискальку- лия» — неспособность к изучению арифметики. Об этом в конце сентября написала газета «Комсомольская правда» в статье «Фейсбук делает нас тупыми?» По мнению ученых и специальных исследователей, этот недуг поражает японцев еще в детстве и связан с тем, что даже простые арифметические действия ребенок выполняет исключительно с помощью калькулятора, встроенного сейчас в любой телефон. Поняв, что такое достижение цивилизации вызвало подобные явления, всех младших школьников японские учителя заставляют с недавнего времени считать в уме и даже сдавать экзамены, демонстрирующие эти способности.
Как тут не вспомнить наше недавнее умение помнить всю таблицу умножения наизусть и не гордиться своей способностью мгновенно складывать, вычитать, умножать и делить цифры в уме или, в крайнем случае, на листке бумаги.
Налицо — конфликт отцов и детей, когда родители «поколения Next» не способны достичь успеха в мире цифровых технологий, а их чада просто не представляют свою жизнь вне светящихся экранов ноутбука, смартфона, айфона, айпада, планшета или, на худой конец, простого мобильника. Лиши их этих цифровых спутников — и многие сферы деятельности станут для них элементарно закрытыми. Да что там деятельности — само обучение уже не представимо для многих школьников и студентов без всякого рода компьютеров.
«Протез» для памяти
Не так давно я получала четвертое высшее образование в Институте богословия и философии. Так вот, даже в таком учебном заведении некоторые студенты ходили на лекции не с конспектами, а с ноутбуками, куда они пытались записывать лекцию, хотя чаще всего играли на занятиях в разные игры, бродили по сайтам и раскладывали пасьянсы. Когда же на экзамене преподаватель разрешал подходить к его столу только с листом бумаги, закрывая глаза даже на то, что сведения туда заносились с мобильника или наладонника, то некоторые из этих ребят сначала выпрашивали у студентов постарше бумагу и ручку, а затем долго крутили пишущий инструмент в руках, вспоминая, как же им пользоваться... Пик драмы произошел перед государственным экзаменом, на который наши ме- диазависимые студенты просто не пришли, так как их предупредили, что на входе в аудиторию будет проверяться наличие при себе любых технических устройств и даже ручку с листочком нужно будет получать только у представителей госкомиссии.
Этот случай еще раз убедил меня в том, как коварно влияет на человеческую память общение с миром хай- тека. Мозг настолько привыкает к возможности получения любой информации из технического устройства, что просто не способен сохранять ее в себе. А зачем, если вся мировая библиотека и весь накопленный человечеством объем знаний ты носишь, по сути, в своем кармане. В итоге память практически не используется, а любая функция без регулярной тренировки, как известно, атрофируется. Память становится крайне поверхностной и кратковременной. В лучшем случае человек запомнит не саму информацию, а в какой папке она лежит и каким образом он сможет найти сохраненный файл при необходимости. Так компьютер и Интернет стали для человека своеобразным «протезом памяти».
И «цифровой туман» похож на обман
Как утверждают специалисты, само по себе длительное погружение в цифровой мир вызывает особое переутомление. Оказывается, уже через несколько часов нахождения в Сети люди начинают все чаще ошибаться. А перед тем как выйти из Сети, они ощущают опустошенность, утомление, раздраженность.
Такое состояние уже получило специальное определение— «цифровой туман». И я не ошибусь, если скажу, что такой туман гораздо больше песенного сиреневого похож на обман. Погруженный в виртуальный мир человек просто не способен к адекватному восприятию себя, других людей, происходящих с ним и вокруг него событий. Если же говорить о чисто физиологическом уровне, то эту новую форму стресса доктор Гэри Смолл называет техногенным истощением мозга... Американский профессор из Лос-Анджелеса считает, что у поколения цифровых аборигенов, которое постоянно сидит в чатах и скайпах, атрофируются нейронные механизмы, отвечающие за общение лицом к лицу.
Будучи специалистом по проблемам старения, доктор Смолл выражает опасения за будущее состояние мозга, подверженного столь колоссальным нагрузкам на физиологическом и психическом уровнях: не приведет ли сегодняшнее истощение мозга к эффекту его чрезмерного и противоестественного быстрого старения? Что ждет современное хай-тек поколение — дальнейшая эволюция или деградация?
Так эволюция или деградация?
На примере своих сокурсников и, увы, несостоявшихся богословов я наглядно убедилась, что постоянная погруженность в виртуальную реальность значительно уменьшает способность концентрироваться на восприятии только одного предмета. Пестрый мир Интернета так приучает мозг к постоянному получению разнообразной и суррогатной пищи для ума, что быть погруженным в кропотливое изучение только одной темы человек уже не способен. Специалисты по изучению последствий хай- тек революции считают, что мозг «цифровых аборигенов» ожидает постоянного поступления информации именно в том виде, в каком ее распространяет Сеть — в виде стремительного потока частиц. В результате такого хаотичного восприятия мышление становится отрывочным, а чтение — поверхностным. В итоге люди превращаются в «расшифровщиков информации», которая зачастую и не нужна им по жизни.
Подобно обычному чревоугоднику, медиазависимый человек регулярно набирает множество информации на разные темы, но он не в состоянии ее переработать затем с пользой для себя, для других людей, своей нынешней или перспективной деятельности. Конечно же, будучи ходячим контейнером по хранению информационного мусора, человек может поделиться с окружающими своими познаниями, но ничего созидательного эти сведения, как правило, не несут, и интерес к ним, а соответственно, и к носителю такого рода словесных отходов быстро утрачивается. Вот почему эти, казалось бы, широко информированные люди все более ограничивают свое общение и контакты с социумом. Более того, их мозг теряет базовые механизмы, управляющие контактами с другими
людьми. Им все труднее считывать чужую мимику во время беседы или угадывать чужие эмоции, вслушиваться в тон речи и различать интонационный подтекст.
Отрываться от монитора лишь на время сна*..
Наиболее ярко это выразилось в семье одних моих пермских знакомых, у которых мне приходится регулярно бывать по роду своей деятельности: успешно позанимавшись на моих курсах по естественной коррекции зрения, они стали помогать мне в организации таких семинаров для своих земляков. Впервые я оказалась у них в гостях, когда сын этой семейной пары служил в армии, куда родители сознательно стремились его отправить, дабы оторвать от компьютера, к которому он пристрастился с подросткового возраста. Мама часами рассказывала мне, каким общительным был их мальчик в детстве, каким отзывчивым был сыном, пока в доме не появился первый, тогда еще громоздкий, монстр — ПК. Будучи хорошим математиком, моя знакомая быстро овладела профессией программиста и решила приобщить к ней любимого сыночка, поняв, что за этой профессией большое будущее. Сын все больше овладевал компьютерными навыками и все сильнее утрачивал интерес к типичным для его возраста увлечениям. Сначала он перестал ходить в спортивную секцию, потом гулять с ребятами на улице и даже делать уроки. Окончив кое-как школу, он не стал учиться, хотя родители и «затолкали» его в какой-то техникум в надежде увлечь профессией. Вся надежда оставалась на армию... Но там, прознав про его способности, парня тут же посадили в штаб за компьютер, и за все время службы он прислал родным лишь две коротенькие записки с просьбами технического и пищевого характера.
Как вы думаете, пошел он после армии учиться, работать или хотя бы отмечать свой дембель с друзьями?
Увы, закрывшись в своей комнате, он уже несколько лет отрывается от монитора лишь на время сна. Он не выходит даже на кухню в период присутствия там родителей, не говоря уж о посторонних людях, а ест что придется ночами или в отсутствие людей в доме. В это же время он, вероятно, моется и посещает туалет, так как при моем многодневном присутствии в квартире дальше своей комнаты он практически не отлучался. Все попытки установить с ним контакты, войдя в пределы его комнаты, упирались либо в молчание, либо в лаконичные и весьма агрессивные и обрывистые ответы типа «да» или «нет». При этом взгляд его так ни разу и не оторвался от экрана и даже на минуту не сфокусировался на мне.
Мало удовольствия, честно говоря, от такого общения, и неудивительно, что и все окружающие, включая близких, от него постепенно отстали. Единственное, что утешает мою приятельницу, — финансовая независимость ее сына от родительского кошелька. Все средства на совершенствование, обновление и все более мощное оснащение своего единственного «электронного друга» парень умудряется зарабатывать сам с помощью того же компьютера. Содержание же единственного сына в части питания и одежды требует столь небольших расходов, что скандалить по этому поводу, что называется, себе дороже. Родители уже почти смирились с полной отчужденностью сына и его «отсутствующим присутствием» в своей жизни.
— Только вот внуков, пожалуй, я уже не дождусь никогда, — вздыхает моя веселая пермская подруга.
И, судя по всему, она совершенно права в своих сомнениях.
В виртуальном мире есть все?
Можно было бы назвать эту историю аномальной, но все чаще появляются в моем окружении знакомые, в чьих семьях — похожая ситуация. В некоторых выросшие дети еще хоть где-то работают или учатся, но все свободное время они проводят за ПК. А в других вчерашние школьники уже и от учебно-трудовой повинности избавлены, заполучив от своего растительно-ночного образа жизни болезни, которые освобождают их и от армии, и от учебных нагрузок, не говоря уж и о любой деятельности, связанной с бизнесом и зарабатыванием денег. Их вполне устраивает возможность жить под крылом предков, не ведая никаких особых забот и хлопот.
Родители разводят руками — не погонишь же крови- нушку из родного дома, лишив дорогое чадо крыши над головой и хотя бы элементарного материального обеспечения. А дети и не понимают уже смысла тревог взрослых — зачем им работать, учиться или создавать семьи, если в их виртуальном мире и так есть все: и возможность реализации себя в играх, в общении, в творчестве, и яркие острые эмоции, и возможность любоваться шедеврами мастеров в любой картинной галерее, и книги, и фильмы, и даже секс — ни к чему не обязывающий и ничем не опасный. Кроме моральной и психической девальвации личности, конечно же. Но на этот фактор может обратить внимание только специалист — сам человек своей десоциализации уже просто не осознает.
Это мы видим, что у медиазависимого человека нет друзей и до предела сужено социальное окружение. Сам же сидящий у монитора человек, который видит приятелей он-лайн, считает, что он поддерживает с ними тесную связь. Поддержать же такую дружбу, а тем более любовные отношения в реальном мире очень мало кому удается, ибо восприятие человека по ту сторону виртуального мира слишком сильно отличается от того, что он представляет собой в условиях жесткой реальности.
Есть ли дружба и любовь в режиме он-лайн?
Дочь моей подруги почти год переписывалась с парнем из Москвы, а летом решила поехать с ним на отдых в Сочи. Расписанный в красках отдых закончился тем, что она сбежала с Черноморского побережья через несколько дней, потратив на подвернувшийся купейный билет все свои сбережения. Она и представить себе не могла, что парень окажется таким крохобором. И если более чем скромное жилье, с большим трудом найденное на месте, девушка еще как-то могла пережить, то подсчет граммов в заказанной за обедом в кафе курице (парень, видимо, знал из Интернета, что клиентов в пищевых заведениях обманывают, и решил проявить бдительность) поверг ее в такой стыд, что она в страхе бежала от перспективы ежедневного переживания подобных позорных сцен. Экс-воз- любленный, кстати, так и не понял, чем он провинился перед своей виртуальной подругой, которая так восхищалась им в период многомесячного онлайн-общения.
Вернувшись к привычному виртуальному общению, такие люди даже не осознают, что их любовные и дружеские онлайн-отношения являются на деле суррогатными. Когда же все гаджеты выключены и мы поставлены перед необходимостью общаться с другим человеком один на один — то испытываем растерянность, разочарование и... одиночество. Какая уж тут радость человеческого общения, которую классик всех романтиков — писатель Сент- Экзюпери — называл самым большим богатством.
По мнению доктора медицинских наук психолога Виктора Черепанова, информационно насыщенная среда, в которой почти постоянно живут нынешние дети, не стимулирует, а душит их воображение. Ведь с раннего детства они потребляют огромное количество готовой информации — мультфильмы и сказки по видео и компьютеру, говорящие игрушки, интерактивные игры и пр. Для мозга и правого полушария это равносильно питанию рафинированными продуктами и искусственными сладостями. Повзрослев, они усаживаются за фейсбук и твиттер, которые еще более отупляют их.
Люди, которые впадают в детство
Даже взрослые люди, которые часами сидят в социальных сетях, как бы впадают в детство. Их общение похоже на наивный щебет малышей, желающих заслужить чье-то одобрение. Иначе как назвать стремление выложить о себе всю подноготную на всеобщее обозрение. Такие люди сотнями выкладывают «Вконтакте» свои фотоснимки, описывают свои дела, проблемы и просят оценки своим поступкам. Психологи называют такое стремление «кризисом идентичности», связанным с неадекватностью самооценки, утратой чувства перспективы, беспричинным пессимизмом, внешней пассивностью, а порой и агрессивностью. Психологические эксперименты показали: когда таким людям задавали сложные вопросы, они начинали думать о компьютерах как о палочках-выручалочках .
Таким образом, на наших глазах рождается поколение одержимых людей, нуждающихся в примитивном общении или бесконечно погруженных в затягивающие игры. В реальной жизни эти люди не способны нести ответственность за себя и своих близких, у них есть лишь постоянное желание реализовать себя в том, что в практическом смысле неприменимо, или обратить на себя внимание людей, которым по большому счету нет до них никакого дела...
Конечно, если такие сайты, как «Одноклассники», «Вконтакте», «Живой журнал» и т.п., созданы, существуют и даже процветают — значит, это кому-то выгодно. Не могу определенно сказать обо всех социальных сетях, но про всем известных «Одноклассников» мне говорили достаточно компетентные люди, что создан он исключительно по инициативе органов федеральной безопасности...
Теперь, мол, не нужно тратить колоссальные средства на «охранку» и осведомителей — люди сами о себе все расскажут и даже покажут на многочисленных снимках. А уж специальные компьютерные программы сами отфильтруют и выловят компромат, угрожающий госу- дарственой безопасности или порочащий власть предержащих...
Сейчас о каждом человеке можно узнать предостаточно многообразной информации, не выходя из дома и даже не вставая со стула. Насколько подробной и интимной будет эта информация — зависит только от вас. От того, насколько вы открыты для общения в виртуальной реальности, и от того, с кем общаетесь и как ведете себя в социуме.
Прочла недавно статью об одном молодом человеке, который не понимал смысла общения людей в «Живом журнале» и похвалялся тем, что он не дурак, чтобы выкладывать всю правду о себе на всеобщее обозрение. Увы, это не спасло его от последствий влияния социальных сетей: две его пассии, с которыми он общался по очереди, весело проводя свой досуг, нашли друг друга в Интернете и выложили как на блюдечке самые интимные подробности об этом молодом человеке, закатив ему еще и двусторонний скандал с последующим за ним разрывом отношений...
Троицкая Светлана - Информационный террор : воспринимать или жить?
www.e-puzzle.ru
ISBN 978-5-222-22864-7
УДК 159.9 ББК 88.5 КТК 017 Т70
Троицкая С.И.
Т70 Информационный террор : воспринимать или жить? / С. И. Троицкая. — Ростов н/Д : Феникс, 2015. — 205, [1] с. — (Качество жизни).
ISBN 978-5-222-22864-7
Сейчас не только способы передачи и получения информации упростились и ускорились до молниеносных уровней, но и доступ к любому источнику знаний стал практически неограниченным. И это кажется немыслимой свободой для человека, пожившего в условиях информационного дефицита.
Человек разумный и опытный всячески стремится оградить себя от излишнего потока информации, регулируя время общения в виртуальной сети и жестко отсекая излишние связи, нанимая порой для этой цели специальных помощников-секретарей. А вот люди молодые, одинокие и небогатые подчиняют подчас всю свою жизнь общению в виртуальной реальности. И такой образ жизни становится, к ужасу родителей и окружающих, все более распространенной нормой для большинства молодых людей в наши дни. Это — информационный террор.
УДК 159.9 ISBN 978-5-222-22864-7 ББК 88.5
© Троицкая С.И., 2013 © ООО «Феникс»: оформление, 2014
Оглавление
Предисловие5
Часть 1
Глава 1. Судьба разума в современном мире10
Глава 2. Ребенок и компьютер21
Глава 3. Чем опасна Всемирная паутина?34
Глава 4. Можно ли стать реальным наркоманом
через Интернет?46
Часть 2
Глава 1. Телевидение— главное оружие СМИ 51
Глава 2. Застывший взгляд59
Глава 3. В тумане иллюзий74
Глава 4. Телепродукция— это «товар»,
сродни духовному наркотику81
Глава 5. Телевидение и создание реальности86
Глава 6. Телевизор и дети 101
Часть 3
Глава 1. Что такое манипуляция сознанием 107
Глава 2. Основные доктрины
манипуляции сознанием119
Глава 3. Главные мишени манипуляторов
сознанием 126
Глава 4. Эмоциональное воздействие
как предпосылка манипуляции140
Глава 5. Воображение, внимание, память151
Глава 6. Мифы общественного сознания:
большие проекты манипуляции162
Глава 7. Средства массовой информации 172
Глава 8. Успех манипуляции сознанием
в годы перестройки180
Глава 9. «Мир электронного рабства»192
Заключение202
Литература206
Троицкая Светлана Ивановна - член правления общероссийского общественного объединения «Оптималист», практический психолог, руководитель центра по естественной коррекции зрения и оздоровлению в Санкт-Петербурге. Заместитель редактора общероссийской газеты «Трезвение». Кандидат философских наук (в 2004 году защитила диссертацию на тему «Здоровье как социокультурный феномен»). Автор многих научных статей и ряда книг, в том числе «Улучшаем зрение сами», «Избавиться от очков-убийц навсегда!», «Практический курс коррекции зрения +DVD», «Практический курс коррекции зрения для детей», «Пищевой террор», «Алкогольный террор», «Медицинский террор», «Себя люблю, себя творю», «Невозможное человеку возможно Богу» и других.
Имеет четыре высших образования, включая богословское (окончила в 2011 году Российскую Гуманитарную Христианскую Академию).
Предисловие
Читая исторические книги, порой диву даешься, что люди еще двести лет назад умудрялись жить и быть вполне счастливыми, не имея ни многотиражных газет, ни радио, ни телевидения, ни даже телефонов. А информацию о событии или друг о друге они узнавали через голубей, гонцов, затем — через посыльных на конях, позже — через почтовые кареты и почтово-багажные поезда. Сделать авиаотправление даже в моем детстве могли позволить себе далеко не все — специальные конверты и дополнительные почтовые марки были несколько дороже, да и самолеты летали не во все города. Телетайп и телеграф тоже были недешевы, и простые россияне пользовались этим средством связи либо в экстремальных ситуациях, либо для очень коротких сообщений.
Отдельные истории можно писать про возможность общения через междугородный телефон, который был единственной альтернативой для тех, кто жаждал общения, но не имел дома стационарного телефона. Одна из сторон должна была вызвать дру