Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Лекция № 2. ГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Задача с двумя переменными

Графическим методом могут быть решены задачи линейного программирования с двумя переменными и некоторые задачи с большим числом переменных при выполнении определенных условий.

Задача линейного программирования с двумя переменными должна иметь систему ограничений, представляющую собой систему неравенств. Неравенства могут быть как вида " £ ", так и " ³ ". Условия неотрицательности могут отсутствовать. Математическая модель должна иметь вид

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru (2.1)

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru (2.2)

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru .

Метод решения данной задачи основывается на возможности графического изображения области допустимых решений (ОДР) и нахождения в этой области оптимального решения. Для обоснования метода докажем две теоремы.

Теорема 2.1. О виде области решений линейного неравенства. Областью решений линейного неравенства Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru является одна из двух полуплоскостей, на которые разбивает всю координатную плоскость Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru прямая Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru , соответствующая этому неравенству.

Доказательство. В системе координат О Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru построим прямую Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru (L) и ее нормаль Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru (рис. 2.1).

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru

Рис. 2.1

Прямая (L) разбивает плоскость О Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru на две полуплоскости: верхнюю ( Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru ), соответствующую направлению нормали Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru , и нижнюю ( Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru ). Пусть произвольно выбранная точка М( Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru ) принадлежит ( Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru ), ее проекцией на прямую (L) является точка Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru . Вектор Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru . Координаты векторов Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru и Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru совпадают с координатами точек М и А, т. е. Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru = ( Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru ), Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru . Вектор Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru коллинеарен вектору Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru , поэтому Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru = Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru ×l, где l некоторое число. Найдем скалярное произведение Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru . Запишем это равенство через координаты векторов Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru . Так как точка А принадлежит прямой (L), то Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru , получаем Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru .

Отсюда следует, что если l>0, т. е. M Î( Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru ), то Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru и тогда Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru . Если же l<0, M Î( Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru ), то Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru и Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru .

Пример 2.1. Найти область решений неравенства Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru .

Решение. Строим прямую Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru (рис. 2.2).

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru
Рис. 2.2

Чтобы определить какая из двух полуплоскостей является областью решений, выбираем произвольно "пробную" точку, не лежащую на прямой, и подставляем ее координаты в неравенство. Если неравенство выполняется, то область, содержащая эту "пробную" точку, является областью решений. Если же неравенство не выполняется, то областью решений будет полуплоскость, не содержащая "пробную" точку.

В рассматриваемом примере в качестве "пробной" точки возьмем О(0, 0). Подставляем координаты этой точки в неравенство, получаем 2 × 0 + 3 × 0 £ 6 Û 0 £ 6, следовательно, областью решений является полуплоскость, содержащая начало координат. Этот факт отмечаем на рисунке стрелками.

В общем случае, когда система ограничений состоит из нескольких неравенств, область допустимых решений (ОДР) находят как пересечение полуплоскостей – решений каждого из неравенств-ограничений. ОДР может быть пустым множеством, многоугольником и многоугольным множеством (многоугольником, неограниченным с одной из сторон). Для нахождения среди допустимых решений оптимального используют линии уровня.

Линией уровня называется прямая, в точках которой целевая функция постоянна Z(X) = Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru . Уравнение линий уровня

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru , с = const.

Теорема 2.2. Об изменении значений функции. Значения целевой функции в точках линий уровня возрастают, если линии уровня перемещать в направлении их нормали, и убывают при перемещении линий уровня в противоположном направлении.

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru

Рис. 2.3

Доказательство. Пусть целевая функция задачи линейного программирования имеет вид Z(X) = Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru . В системе координат О Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru построим две линии уровня (L Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru ) и (L Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru ) (рис. 2.3). Их общая нормаль Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru . Пусть точка М( Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru ) Î (L Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru ), а точка Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru Î(L Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru ) является проекцией М на (L Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru ). Вектор Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru , Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru = ( Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru ), Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru . Так как Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru коллинеарен вектору Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru , то вектор Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru = Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru ×l, где l число. Скалярное произведение Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru . Используя координаты векторов Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru и Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru , можно записать Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru . Так как Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru , Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru , то Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru .

Отсюда получаем следующие выводы: 1) если линия уровня перемещается в направлении нормали Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru из положения (L Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru ) к (L Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru ), то l > 0 и, следовательно, Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru ; 2) если же линия уровня перемещается в направлении противоположном направлению нормали Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru из положения (L Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru ) к (L Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru ), то l < 0 и, следовательно, Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru .

Таким образом, если задача линейного программирования на максимум, то для нахождения оптимального решения линии уровня надо перемещать по ОДР в направлении нормали, а в задаче на минимум наоборот – в противоположном направлении. Для нахождения оптимального решения задачи необходимо использовать опорную прямую.

Опорной прямой называется линия уровня, относительно которой ОДР находится в одной из полуплоскостей и которая имеет хотя бы одну общую точку с ОДР. Если ОДР является замкнутым многоугольником, то независимо от вида целевой функции имеется две опорных прямых. Если же ОДР – многоугольное множество (незамкнутый многоугольник), то в зависимости от направления нормали линий уровня ОДР может иметь как две, так и одну опорную прямую.

Алгоритм графического метода решения задач линейного программирования с двумя переменными заключается в следующем.

1. Строится область допустимых решений.

2. Если область допустимых решений является пустым множеством, то ввиду несовместности системы ограничений задача не имеет решения.

3. Если область допустимых решений – это непустое множество, то строится нормаль линий уровня Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru и одна из линий уровня, имеющая общие точки с этой областью.

4. Линия уровня перемещается до опорной прямой в задаче на максимум в направлении нормали, в задаче на минимум – в противоположном.

5. Если при перемещении линии уровня по области допустимых решений в направлении, соответствующем приближению к экстремуму целевой функции, линия уровня уходит в бесконечность, то задача не имеет решения ввиду неограниченности целевой функции.

6. Если задача линейного программирования имеет оптимальное решение, то для его нахождения решаются совместно уравнения прямых, ограничивающих область допустимых решений и имеющих общие точки с соответствующей опорной прямой. Если целевая функция задачи достигает экстремума в двух угловых точках, то задача имеет бесконечное множество решений. Оптимальным решением является любая выпуклая линейная комбинация этих точек. После нахождения оптимальных решений вычисляется значение целевой функции на этих решениях.

Пример 2.2. Решить задачу линейного программирования

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru

Рис. 2.4

Решение. Изобразим на плоскости систему координат Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru (рис. 2.4) и построим граничные прямые области допустимых решений.

Прямые, ограничивающие ОДР:

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru

Область допустимых решений определяется многоугольником ОАВСD. Для линий уровня Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru (с = const) строим нормальный вектор Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru . Перпендикулярно вектору Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru построим одну из линий уровня (на рисунке она проходит через начало координат). Так как задача на максимум, то перемещаем ее в направлении вектора Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru до опорной прямой. На рисунке видно, что опорная прямая проходит через точку B, являющуюся точкой пересечения первой и второй граничных прямых, Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru . Для определения координат точки В решаем систему уравнений

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru

Получаем Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru = 3, Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru = 6. Данному оптимальному решению
X = (3; 6) соответствует максимальное значение целевой функции
max Z(X) = 2 × 3 + 4 × 6 =30.

Ответ: max Z(X) = 30 при X = (3; 6).

Пример 2.3 Решить задачу линейного программирования.

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru

Рис. 2.5

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru

Решение. Строим область допустимых решений, нормаль линий уровня Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru и одну из линий уровня, имеющую общие точки с этой областью (рис. 2.5). Перемещаем линию уровня в направлении противоположном направлению нормали Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru , так как решается задача на отыскание минимума функции. Нормаль линии уровня Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru и нормаль Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru = (2; 1) второй граничной прямой, в направлении которой перемещаются линии уровня, параллельны, так как их координаты пропорциональны 4/2 = 2/1. Следовательно, опорная прямая совпадает со второй граничной прямой области допустимых решений, проходит через две угловые точки этой области Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru и Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru . Задача имеет бесконечное множество оптимальных решений, являющихся точками отрезка Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru . Находим точки Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru , Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru , решая соответствующие системы уравнений.

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru

Вычисляем Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru

Ответ: Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru при Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru

Пример 2.4. Решить задачу линейного программирования.

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru

Рис. 2.6

Прямые, ограничивающие ОДР:

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru

Решение. Строим область допустимых решений, нормаль Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru и одну из линий уровня (рис. 2.6). В данной задаче необходимо найти максимум целевой функции, поэтому линию уровня перемещаем в направлении нормали. Ввиду того, что в этом направлении область допустимых решений не ограничена, линия уровня уходит в бесконечность. Задача не имеет решения по причине неограниченности целевой функции.

Ответ: Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru .

Пример 2.5. Решить задачу линейного программирования.

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru

Рис. 2.7

Решение. Строим прямые линии, соответствующие неравенствам системы ограничений и находим полуплоскости, являющиеся областями решений этих неравенств (рис. 2.7). Область допустимых решений задачи – пустое множество. Задача не имеет решения ввиду несовместности системы ограничений.

Ответ: система ограничений несовместна.

Лекция №3 ГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ Графический метод решения задач линейного
программирования с n переменными

Данным методом решаются задачи линейного программирования, имеющие каноническую форму и удовлетворяющие условию Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru , где n – число неизвестных системы, r – ранг системы векторов-условий (число линейно независимых уравнений системы). Если уравнения системы ограничений линейно независимые, то r = m.

Рассмотрим алгоритм метода на конкретном примере.

Пример 2.6. Решить графическим методом.

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru ,

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru .

Решение.

1. Проверяем условие применимости графического метода. Нетрудно видеть, что любые два из векторов-столбцов системы ограничений, например, Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru , Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru являются линейно независимыми, так как их координаты непропорциональны, поэтому ранг системы векторов-условий r = 2. Находим n - r = 4 - 2 =2 £ 2. Следовательно, метод применим.

2. Приведем систему ограничений-уравнений к равносильной, разрешенной с помощью метода Жордана – Гаусса. Одновременно исключим разрешенные неизвестные из целевой функции. Для этого

Т а б л и ц а 2.1

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru b
–5
–1
–5

запишем коэффициенты целевой функции в последней (третьей) строке таблицы, под матрицей системы. Вычисления приведены в табл. 2.1. Задача после проведенных преобразований

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru

3. Отбросим в уравнениях-ограничениях неотрицательные разрешенные неизвестные Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru и Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru и заменим знаки равенства знаками " Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru ", получим эквивалентную задачу линейного программирования с двумя переменными

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru

которая решается графическим методом (рис. 2.8).

Рис. 2.8

Оптимальное решение Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru ; Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru = (2; 0). Значение целевой функции Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru = 4 × 2 + 0 + 5 = 13.

4. Используем систему ограничений исходной задачи, приведенную к каноническому виду,

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru

и оптимальное решение задачи с двумя переменными Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru = (2; 0) для нахождения оптимального решения исходной задачи

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru ;

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru .

Записываем оптимальное решение исходной задачи
Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru = (3; 0; 2; 0). Значение целевой функции на оптимальном решении совпадает со значением целевой функции для вспомогательной задачи Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru = 1 × 3 + 2 × 0 + 5 × 2 + 3 × 0 = 13.

Ответ: max Z(X) = 13 при Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru = (3; 0; 2; 0).

Задания для самостоятельного решения

Решить задачи линейного программирования графическим методом.

Пример 2.7. Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru ,

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru

Пример 2.8. Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru ,

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru

Пример 2.9. Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru ,

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru

Пример 2.10. Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru ,

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru

Пример 2.11. Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru ,

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru

Пример 2.12. Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru ,

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru

Лекция№4. СВОЙСТВА РЕШЕНИЙ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО
ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Лекция№5-6.

СИМПЛЕКСНЫЙ МЕТОД РЕШЕНИЯ
ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Это метод целенаправленного перебора опорных решений задачи линейного программирования, поэтому его часто называют методом улучшения опорных решений.

Симплексный метод позволяет выполнить следующее:

1) найти начальное опорное решение;

2) перейти к новому опорному решению, на котором значение целевой функции будет ближе к оптимальному решению, т. е. улучшить опорное решение;

3) своевременно прекратить перебор опорных решений, остановившись на оптимальном решении, или сделать заключение об отсутствии оптимального решения.

Название метод получил от вида области допустимых решений задачи, для которой он первоначально применялся. Область допустимых решений этой задачи имела простейший (simple) вид (рис. 3.6).

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru

Рис. 3.6

5.1. Нахождение начального опорного решения и переход
к новому опорному решению

Пусть имеется задача линейного программирования в канонической форме

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru (4.1)

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru (4.2)

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru (4.3)

Будем считать, что правые части всех уравнений системы ограничений неотрицательны. Если в каком-либо уравнении правая часть отрицательная, то это уравнение нужно умножить на -1.

Для нахождения опорного решения воспользуемся тем, что любое допустимое базисное решение считается опорным. Найдем базисное решение методом Жордана – Гаусса. При этом разрешающие элементы для всех преобразований Жордана будем выбирать так, чтобы правые части уравнений системы оставались неотрицательными. Тогда полученное базисное решение будет допустимым, т. е. опорным.

Получим правило выбора разрешающих элементов для преобразований Жордана, обеспечивающее сохранение неотрицательности правых частей системы уравнений.

Пусть разрешающим элементом для преобразования Жордана является коэффициент Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru при неизвестной Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru в уравнении с номером l. В результате преобразования Жордана правые части уравнений, как известно, пересчитываются по следующим формулам:

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru .

1. Для того чтобы правая часть Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru уравнения с разрешающим элементом Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru оставалась неотрицательной, должно выполняться неравенство

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru .

Так как Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru , то первое условие для разрешающего элемента Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru состоит в том, что он должен быть положительным, т. е.

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru .

2. Неотрицательными также должны быть правые части остальных уравнений, т. е.

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru .

Для получения требований, налагаемых на разрешающий элемент Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru , рассмотрим два случая:

а) если Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru , то ввиду того, что Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru , Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru , Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru , без дополнительных условий имеем Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru ;

б) если же Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru , то неравенство

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru

поделим на Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru , получим

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru .

Данное неравенство должно выполняться для любого уравнения с номером i, в котором Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru . Для удобства вычислений вводят вспомогательный параметр Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru . (4.4)

где k – номер вектора условия Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru , вводимого в базис (выбираемого столбца матрицы системы ограничений), а l – номер вектора Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru , выводимого из базиса (номер строки матрицы, в которой должен выбираться разрешающий элемент для преобразования Жордана).

С помощью данного условия возможно выбрать разрешающий элемент в любом столбце k-матрицы системы ограничений, в котором имеется хотя бы один положительный элемент. При нарушении данного условия выбора разрешающего элемента в правой части системы уравнений появляются отрицательные величины.

Используя данное условие, можно найти начальное опорное решение.

Аналогичное условие может быть использовано при переходе от одного опорного решения к другому.

Пусть система уравнений-ограничений с помощью подходящего выбора разрешающих элементов приведена к равносильной разрешенной так, что правые части системы сохранились неотрицательными, и имеет вид

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru .

Тогда базисное решение является допустимым и опорным решением с базисом из единичных векторов Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru .

Очевидно, для перехода от этого опорного решения к новому необходимо использовать соотношение

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru при Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru , (4.5)

где k – номер вектора, вводимого в базис, l – номер вектора, выводимого из базиса, Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru – координаты опорного решения, Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru – коэффициенты разложения вектора Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru по базису опорного решения.

Пример 5.1. Найти начальное опорное решение и путем перебора опорных решений найти оптимальное решение задачи

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru

Решение. Результаты нахождения начального опорного решения и дальнейшего перебора опорных решений приведены в табл. 4.1. Справа от таблицы на каждом шаге вычислений приведены значения параметра Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru для выбранного столбца k (минимальные значения Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru подчеркнуты), соответствующее опорное решение Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru и значение целевой функции Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru на этом решении. Номера столбцов для выбора разрешающих элементов принимались произвольно.

Т а б л и ц а 5.1

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru ,

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru .

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru ,

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru .

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru , Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru .

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru ,

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru .

Сравниваем значения целевой функции на полученных опорных решениях, min{-20, 4, -28} = -28. Находим оптимальное опорное решение

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru .

Ответ: Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru при Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru .

Данный способ нахождения оптимального решения может вызвать затруднения с перебором всех опорных решений и с завершением процесса решения задачи в случае отсутствия решения, поэтому его следует применять только для приобретения навыков в использовании параметра Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru .

5.2. Преобразование целевой функции при переходе
от одного опорного решения к другому

Пусть имеется опорное решение задачи линейного программирования (4.1)-(4.3) Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru c базисом Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru . Значение целевой функции задачи на этом этапе решения равно Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru . Используя преобразование Жордана с разрешающим элементом Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru , перейдем к другому опорному решению Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru с базисом Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru , т. е. введем в базис вектор Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru и исключим Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru . Значение целевой функции на этом этапе решения равно

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru .

Формулы пересчета правых частей уравнений системы при преобразовании Жордана имеют вид

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru ; Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru ; i = 1, 2, …, m; i ¹ l.

Используя эти формулы, получим

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru ,

т. е. Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru . (4.6)

Отсюда находим приращение целевой функции при переходе от одного опорного решения к другому

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru . (4.7)

Здесь через Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru обозначена величина, называемая оценкой разложения вектора условий Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru по базису опорного решения и вычисляемая по формуле

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru (4.8)

или в векторной записи

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru , (4.9)

где Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru - вектор коэффициентов целевой функции при базисных переменных, Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru - вектор коэффициентов разложения вектора Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru по базису опорного решения, Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru - коэффициент целевой функции при переменной Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru .

Пример 4.2. Вычислить оценки Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru разложений векторов условий по базису опорного решения для следующей задачи:

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru .

Решение. Задача имеет начальное опорное решение Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru с базисом Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru . Для удобства расчета запишем исходные данные в следующую таблицу, называемую симплексной (табл. 4.2).

Т а б л и ц а 4.2

    -4
Б Сб Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru
-1 -4
-2
  -13

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru ;

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru ;

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru .

Оценки для векторов, входящих в базис, всегда равны нулю.

Улучшение опорного решения

Теорема 4.1. Если в задаче линейного программирования на максимум (минимум) хотя бы для одного вектора условий оценка разложения по базису невырожденного опорного решения отрицательная (положительная), то опорное решение может быть улучшено,
т. е. можно найти новое опорное решение, на котором значение целевой функции будет больше (меньше).

Доказательство. Пусть решается задача на максимум, которая имеет невырожденное опорное решение Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru , Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru , и оценка разложения некоторого вектора условий Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru отрицательная ( Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru ).

Перейдем к новому опорному решению Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru , введем в базис вектор Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru и исключим из базиса вектор Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru . В этом случае приращение целевой функции равно

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru .

Решение Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru невырожденное, поэтому параметр Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru , вычисляемый по формуле (4.5), отличен от нуля ( Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru > 0). Так как Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru > 0, Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru , то

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru .

Следовательно, значение целевой функции на новом опорном решении Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru будет больше, чем на первом Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru .

Доказательство для задачи на минимум аналогично.

Следствие 1 (условие наибольшего приближения к оптимальному решению). Для наибольшего изменения целевой функции при улучшении опорного решения необходимо выбор вектора, выводимого из базиса (с номером l) и вводимого в базис (с номером k), производить из условий:

– в задаче на максимум Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru ; (4.10)

– в задаче на минимум Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru . (4.11)

В упрощенном варианте выбор вектора, вводимого в базис, можно производить с использованием условий:

– в задаче на максимум Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru ; (4.12)

– в задаче на минимум Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru . (4.13)

Этот вариант перехода к новому опорному решению обычно используется при расчетах на ЭВМ.

Следствие 2 (признак оптимальности опорного решения). Опорное решение задачи линейного программирования на максимум (минимум) является оптимальным, если для любого вектора условий оценка разложения по базису опорного решения неотрицательная (неположительная), т. е.

– в задаче на максимум Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru ; (4.14)

– в задаче на минимум Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru . (4.15)

Действительно, если Z(x) Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru , Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru , Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru , то

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru ,

т. е. Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru – оптимальное решение. Для задачи на минимум доказательство аналогично.

Следствие 3 (признак единственности оптимального решения). Оптимальное решение задачи линейного программирования является единственным, если для любого вектора условий, не входящего в базис, оценка отлична от нуля, т. е.

Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru . (4.16)

Здесь предполагается, что в базис оптимального решения входят первые m векторов.

Следствие 4 (признак существования бесконечного множества оптимальных решений). Задача линейного программирования имеет бесконечное множество оптимальных решений, если она имеет оптимальное решение, при котором хотя бы один из векторов условий, не входящих в базис оптимального решения, имеет оценку равную нулю, т. е. Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru

$ k Î {m+1, m+2, ..., n}: Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru . (4.17)

Следствие 5 (признак отсутствия оптимального решения ввиду неограниченности целевой функции). Задача линейного программирования не имеет решения ввиду неограниченности целевой функции, если для какого-либо из векторов условий Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru с оценкой Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru , противоречащей признаку оптимальности, среди коэффициентов разложения по базису опорного решения нет положительного, т. е.

– в задаче на максимум Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru и Лекция №1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - student2.ru ; (4.18)

– в задаче на минимум