Системный блок и его начинка
Практическая работа №16
1. Тема:Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту комплекс профилактических мероприятий для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности.
2.Цель: ознакомиться с эксплуатационными требованиями к компьютерному рабочему месту; профилактическими мероприятиями для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности.
3. Оснащение: методические указания к практической работе, ПК
4 Порядок выполнения работы
4.1 Краткие теоретические сведения
А зачем компьютеру уход?
Те, кто считают компьютер простым рабочим инструментом вроде молотка, довольно далеки от истины. Человеческая техническая мысль прошла длинный путь, и молоток, не требующий ухода, находится в его начале, а компьютер - в конце. Даже по самой грубой оценке компьютер состоит из 4 компонентов - системного блока, монитора, мыши и клавиатуры. Разобравшись в системном блоке более детально, мы увеличим это число минимум до 10, а уж если вспомнить, что процессор состоит из десятков миллионов транзисторов, то применять к ПК известный закон "надежность машины обратно пропорциональна числу ее узлов" станет совсем страшно. Конечно, на пути ошибок и неисправностей стоит серьезный заслон в виде жесточайших систем контроля качества, которые внедрены на всех крупных заводах по производству электроники, но все-таки компьютер слишком сложен и многое может пойти "не так"...
Чтобы минимизировать вероятность сбоя, нужно эксплуатировать компьютер и его отдельные компоненты в тех режимах, на которые рассчитывал производитель, выводя свои графики надежности. И задача пользователя в меру своих сил оправдывать ожидания производителя. В этом случае техника будет оправдывать ожидания покупателя, тем более что уход за ней не очень сложен и редко занимает много времени.
Польза от профилактических мероприятий, наверное, очевидна - исправно работающий компьютер включается всегда, когда он нужен пользователю, добросовестно открывает и печатает нужные документы, показывает фильмы и крутит музыку, развлекает играми и т. п. Неисправный компьютер приносит массу проблем, портит нервы, требует больше времени для выполнения тех же задач, а иногда попросту теряет документы пользователя, приводя к прямым финансовым и физическим потерям.
Регулярность профилактики
Лучше предотвратить заболевание, чем его лечить. Это вам скажет любой врач. Проблема в том, что для предотвращения заболевания нужно замечать его первые признаки или даже некую неблагоприятную комбинацию факторов, которые могут привести к заболеванию. Поэтому мамы не отпускают своих детей на улицу без шарфа и шапки, когда идет снег и дует ветер, поэтому зубные врачи рекомендуют посещать их для профилактического осмотра два раза в год. И поэтому нельзя протирать монитор от пыли раз в два месяца, а проверку диска на ошибки производить лишь после потери первых рабочих файлов. Эти простые операции нужно производить регулярно. Каждый наш совет сопровождается комментарием - насколько часто следует выполнять ту или иную операцию. Некоторые действия надо делать смотря по ситуации, то есть в том случае, если произошло определенное событие.
Ежедневные операции занимают от нескольких секунд до пяти минут, те, что проводятся дважды в год, могут отнять два-три часа, но они одинаково важны для здоровья вашего компьютера.
Частота операций приводится для среднего домашне-офисного (SOHO) компьютера, который работает ежедневно, но не очень много, до 3-4 ч, и при этом не несет феноменальной нагрузки по обработке сверхбольших объемов данных. На нем играют, редактируют и печатают документы, бродят в сети и т. п. Если вы используете компьютер более интенсивно, все профилактические мероприятия нужно проводить чаще. Тем, кто работает на компьютере реже, увеличивать интервалы между профилактическими мероприятиями нежелательно.
Простейшие советы
Ежедневная забота о компьютере требует мизерных затрат времени. Главное здесь - правильный подход к простейшим операциям, таким, как включение и выключение компьютера. Однажды, привыкнув к нему, вы не будете замечать затрат времени или испытывать неудобства.
Включение и выключение
Правильный порядок включения ПК тоже важен. Последствия его несоблюдения неочевидны, ибо проявляются редко, но зато уже в виде неприятных проблем, на решение которых потребуется много времени. Сначала нужно включить принтер и/или сканер, а также внешний модем, если они потребуются вам в работе. Затем включается монитор (если он питается не через системный блок), и только в последнюю очередь - сам компьютер. Порядок выключения обратный - сначала компьютер, потом, монитор, потом периферия.
Естественно, устройства, подключенные через различные стабилизаторы питания и ИБП, требуют предварительного включения своего питающего прибора. О том, насколько важно его наличие, мы поговорим ниже.
Выключение компьютера, работающего под ОС Windows, крайне рекомендуется производить штатными средствами, т. е. через меню "Пуск" и его пункт "Завершить работу". Современные компьютеры с материнской платой ATX выключаются под управлением Windows самостоятельно, на более старых ПК без управления питанием вы должны выключить компьютер сами, увидев на экране надпись "Теперь питание можно отключить". Если при включении компьютера Windows предлагает загрузку в безопасном режиме, попробуйте сначала загрузиться в обычном режиме. Только после того как загрузка не удалась, переходите в безопасный режим.
Многих пользователей раздражает программа Scandisk, запускаемая после некорректного завершения работы с компьютером. Конечно, во многих случаях ее запуск будет излишним, но только специалисты и опытные пользователи могут отличить важные и неважные поводы для проверки диска. Поэтому лучше потерпите - регулярная проверка диска избавляет от многих проблем с потерей важных данных. Для самых нетерпеливых имеется аналогичный продукт, входящий в пакет Norton SystemWorks, знаменитый Disk Doctor, выполняющий ту же самую работу более быстро.
Напоследок отметим еще один важный момент. Если вы включили компьютер и вдруг решили его выключить (или наоборот), не торопитесь. Частые включения-выключения очень вредны электронике, особенно работающей от переменного тока. Поэтому обязательно подождите 15 с между включением и выключением ПК.
Мониторинг работы системы
Чтобы видеть, что с вашей системой все в порядке, нужно отслеживать массу параметров ее работы. Упомянем температуру процессора, скорость вращения его вентилятора, напряжение на материнской плате, а также другие, легче измеряемые параметры - свободное место на жестком диске, загрузка процессора, заполненность оперативной памяти и т. п. Для постоянного мониторинга разрабатываются разнообразные программы, например первую группу параметров измеряет утилита MBProbe, а вторую - Norton System Doctor, которая к тому же умеет проверять открываемые файлы на вирусы. Для выполнения этих задач существует масса приложений. Они часто поставляются вместе с материнской платой. Ваше участие в работе необязательно - о критических ситуациях программа известит сама.
Жесткие диски
Сам жесткий диск опломбирован, надежно установлен в корпусе и потому не нуждается в физическом уходе. Конечно, важна защита от трясок и перегрева, но эти вопросы решаются при сборке компьютера, а также с помощью правильной установки системного блока (об этом ниже). Непосредственно диски требуют периодической проверки и обслуживания программными средствами. Ежемесячного контроля для средне нагруженного компьютера будет вполне достаточно.
1. Проверка диска на ошибки. Она уже обсуждалась выше, но тогда инициатором проверки была Windows. Иногда, даже если с компьютером все в порядке, нужно обслуживать диск самому. Запустите Scandisk для Windows (Мой компьютер -> Свойства диска -> Сервис -> Выполнить проверку или Пуск -> Программы -> Стандартные -> Служебные -> Проверка диска) и выберите "Полную проверку", которая включает не только контроль файловой системы, но и поиск физических ошибок чтения/записи на диск. Три-пять сбойных секторов на диске - не повод для паники, просто следует проверять диск чаще (еженедельно), а вот если их число растет каждую неделю, пора покупать новый винчестер. Ту же работу выполняют программы Norton Disk Doctor, Disk Keeper и подобные.
2. Дефрагментация диска. Эта операция является спутницей ежемесячной проверки на ошибки и выполняется после устранения всех ошибок. Суть ее проста - файловая система оптимизируется для наиболее быстрой и надежной работы. Оглавления каталогов записываются в начало диска, файлы из одного каталога перемещаются так, чтобы быть записанными по соседству и без фрагментации (файл целиком записывается в идущую подряд цепочку секторов на винчестере). Если пренебрегать дефрагментацией, работа ОС станет более медленной, а в случае сбоев будет очень трудно восстанавливать файлы на диске.
3. Проверка на вирусы. Эта операция, конечно, не относится к обслуживанию дисков, но в качестве профилактической меры очень полезна. Конечно, для этого нужно иметь полноценную антивирусную программу с регулярно обновляемыми базами вирусов. Российские разработки Kaspersky Antivirus и Dr. Web удовлетворяют обоим критериям и оперативно реагируют на новые вирусные угрозы.
Приводы CD-ROM
Никакого феноменального ухода приводы CD-ROM не требуют. Когда качество чтения заметно ухудшается (в зависимости от интенсивности эксплуатации и качества привода это может быть и год, и три), нужно очистить оптическую систему с помощью специального чистящего комплекта (особый диск и жидкость), которые можно купить в компьютерных салонах. В качестве превентивной меры разумно проводить такую очистку ежегодно.
Ну а для продления срока жизни привода, избегайте подолгу держать его открытым, проверяйте диски перед установкой в привод и отбраковывайте явно сбойные (сильно поцарапанные, неровные, с явно смещенным центром тяжести и геометрическим центром). Нелишним будет также протирать диски от пыли очень мягкой и сухой тряпочкой. Такие используются для протирки стекол на очках.
Чтобы подольше служил сам диск, не сгибайте его, аккуратно вставляйте и вынимайте из коробки и в привод CD-ROM, берегите от влаги, перепадов температур и прямых солнечных лучей. Никогда не беритесь за рабочую (нижнюю) поверхность диска, только за его ребра, не оставляйте диск лежать без коробки.
Блок питания
Помимо обеспечения правильного электропитания, этой части системного блока нужна всего одна профилактическая процедура. Речь идет о защите от пыли, которая нужна вентилятору. Выдувать ее можно через решетку вентилятора при помощи пылесоса, удобно это делать одновременно с обслуживанием процессора - в хороших БП имеется масса вентиляционных отверстий на стенках, обычно спрятанных внутри системного блока. В целом процедура аналогична той, что проделывается с процессором.
Мышка и клавиатура
Мышь и клавиатура - несут самую большую механическую нагрузку среди всех частей ПК. Вместе с тем их отказ наиболее безобиден, хотя и неприятен. Как правило, отказывают манипуляторы не сразу, сначала какие-то операции с их помощью начинают выполняться нестабильно. Поэтому у вас будет время сходить и купить новую клавиатуру или мышь (от $2 до 5). Ну а во избежание этих затрат времени и денег уделяйте клавиатуре и мышке немного внимания.
Осторожная эксплуатация. Конечно, клавиши предназначены для нажатия, но это не значит, что по ним нужно бить или вдавливать их в стол до треска и скрипа. Общеизвестно, что средняя клавиатура живет у заядлого игромана в два-три раза меньше, чем у обычного пользователя. Далее, не стоит пить на рабочем месте кофе, есть чипсы, в общем крошить над клавиатурой и проливать на нее жидкости. То же самое относится к мышке. Ее, кстати, нужно эксплуатировать на специальном коврике, полноценной собственности мышки. На нем не должно лежать больше ничего, даже вашей кисти. Этот совет не относится к владельцам оптических мышей - их "грызуны" более стойко переносят контакты с пылью и грязью.
Еженедельные процедуры. Самое меньшее, что вы можете проделать, - защитить технику от пыли. Регулярно протирайте клавиатуру, мышку и ее коврик сухой мягкой тряпочкой или специальной влажной чистящей салфеткой. Для удаления жира с коврика мыши его можно протирать тряпочкой, смоченной в спирте.
Ежемесячные процедуры. Этот совет касается только владельцев мышей с шариком. Шарик тоже надо чистить: повернуть фиксирующее кольцо на дне мышки, извлечь шарик, протереть его спиртом. Также нужно протереть и очистить от пыли три ролика, с которыми контактирует шарик, когда находится на своем месте. После этих процедур шарик устанавливается на свое место и фиксируется кольцом.
Чистка клавиатуры дважды в год. Эта операция выполнима не на всех клавиатурах, и надо работать с осторожностью, чтобы не повредить клавиши. Прежде всего, тщательно зарисуйте на бумаге положение всех клавиш - их придется вынимать. Далее, начиная с краев клавишного блока, аккуратно поддевайте концом отвертки клавиши и извлекайте их из пазов. Они держатся простым пластмассовым креплением, поэтому их извлечение и обратная установка не требуют никаких особых инструментов. Сняв все клавиши, оботрите их тряпочкой, смоченной мыльным раствором, промойте и тщательно просушите. Освобожденную от всех клавиш клавиатуру нужно пропылесосить и тщательно протереть специальной влажной салфеткой для чистки оргтехники, а при ее отсутствии - мягкой и сухой тряпочкой. По окончании этих операций установите клавиши обратно, аккуратным нажатием фиксируя их на своих местах.
Монитор как "наше все"
Монитор требует минимального ухода, но его нужно осуществлять регулярно - просто во имя своего зрения. "Ремонт" глаз возможен далеко не всегда, зато он всегда стоит дорого, поэтому лучше тратить время и деньги на качественные мониторы (см. врезку "Советы покупателю").
Еженедельная чистка. Один-два раза в неделю нужно тщательно протирать монитор от пыли мягкой и сухой тряпочкой. Особое внимание уделите экрану - благодаря статическому электричеству, он собирает особенно много пыли. Эту процедуру нужно выполнять при выключенном мониторе, причем после выключения должно пройти хотя бы 10 мин.
После удаления пыли, можно протереть монитор специальной салфеткой для очков (есть такие салфетки и для мониторов, но они менее распространены). Ни в коем случае не используйте при обслуживании монитора (да и других комплектующих) полироли и прочую бытовую химию, не предназначенную специально для компьютерной техники. В конце концов для протирания монитора можно избрать самый простой способ - выдохнуть на стекло (оно слегка запотеет) и протереть его мягкой тканью. Глядя на стекло под большим углом, проконтролируйте отсутствие разводов и загрязнений.
Иногда рекомендуют также пылесосить монитор, но с учетом опасности его внутренних компонентов эта операция, как и ремонт монитора, должна выполняться только специалистами.
1. Регулярная настройка. Со временем кинескоп монитора теряет свои свойства, поэтому ухудшается яркость и четкость изображения. Пользователь вынужден напрягать глаза, "сажая" себе зрение. Во избежание этого, ежемесячно проверяйте и настраивайте свой монитор.
Настройте контраст и яркость изображения. При использовании Nokia Test нажмите в меню кнопку "Brightness and contrast" и, увеличив яркость до максимума, уменьшаете ее, пока не пропадут с экрана квадратики до 3%. Настройка контраста производится так же - предельно увеличив его, переходите к уменьшению контраста до того уровня, на котором отдельные полоски, из которых состоит рамка тестовой картинки, будут еще хорошо различимы между собой.
Также проверьте, что не нарушена геометрия изображения и его размеры. Это можно делать даже по стартовой настроечной таблице в Nokia Monitor Test - сетка должна быть прямоугольной, ее края четко видны на экране.
Для проверки сведения вызовите Convergence Test. В сетке из разноцветных уголков не должно быть слишком резких ступенек на границах цветов. Если в течение нескольких месяцев сведение ухудшается, значит, монитор пора везти в ремонт.
Принтер, особенно струйный
Мы остановимся на струйных принтерах, как наиболее распространенных при домашнем использовании. Как и монитор, принтер нужно регулярно протирать от пыли, но вот ежемесячное обслуживание требуется другое.
Нерегулярная настройка. Она требуется после смены картриджа, а также в том случае, если четкость отпечатков снизилась. Большинство "струйников" имеют операцию под названием калибровка головок. Во время калибровки принтер выводит вертикальные и горизонтальные линии разных цветов. Ваша задача - выбрать тот вариант картинки, на котором линии наименее изломаны на стыках цветов. Если с отпечатками все в порядке, регулярная настройка не нужна. Для собственного спокойствия ее можно проводить один-два раза в год.
Прочистка головок. Эта операция обязательна (особенно на принтерах с несменяемой головкой), если вы давно не печатали. В этом случае прочистку нужно проводить раз в месяц. Вставьте в принтер чистый лист и выполните в панели управления принтера одноименную операцию. При этом будет потрачено немало чернил, зато остаток не засохнет в принтере. Учтите, что если вы печатали только черно-белые документы, значит, в прочистке нуждается как минимум головка цветной печати, и наоборот. Для принтеров с несъемной головкой, если краска все же засохла, может помочь отмачивание головки в дистиллированной воде в течение двух-трех дней.
Очистка протяжного механизма. Протяжный механизм рано или поздно пылится и начинает капризничать, плохо тянуть бумагу. Когда это произойдет (в профилактических целях - один раз в год), протрите резиновые валики протяжного механизма спиртосодержащим раствором (например, хорошей водкой). Иногда протяжный механизм загрязняется краской и начинает пачкать бумагу. В этом случае нужно взять достаточно рыхлую бумагу и несколько раз пропустите ее через принтер. Затем возьмите чистый лист и прогоните его, чтобы убедиться, что все в порядке.
Здоровое питание
Для максимально надежной работы компьютера желательно защитить его от пляски напряжения, которая часто встречается в российских электросетях. Минимальный вариант - хороший стабилизатор напряжения (например, ZIS Pilot). От удлинителя с лампочкой его можно отличить по более высокой цене (от $30) и тяжести. Еще более надежный вариант - источник бесперебойного питания (ИБП, UPS). Сегодня они недороги, бытовые модели стоят $40-60, при этом заметно улучшают характеристики электропитания и защищают компьютер от внезапного отключения электросети. Это позволяет владельцу ПК завершить работу штатно, а не внезапно, продлевая таким образом жизнь компьютеру и сохраняя результаты своего труда.
Владельцам ИБП нужно проверять своего защитника ежемесячно. Делается это очень просто - достаточно вытащить вилку ИБП из розетки и проверить, проработает ли компьютер хотя бы две-три минуты. Если проработает - все в порядке.
Комфортный климат
Об охлаждении внутри корпуса мы уже говорили, но вот как насчет охлаждения самого корпуса? Нет, ставить вентилятор возле системного блока необязательно, а вот обеспечить сзади и по бокам толику свободного пространства (хотя бы 20-30 см) очень желательно. Кроме того, не ставьте системный блок под прямые солнечные лучи, а также поблизости от отопительных приборов.
Для защиты от пыли поднимите компьютер с пола. Каждые десять сантиметров играют роль - это легко проверить, подержав компьютер три-четыре месяца на полу, и столько же - на столе. Выбирая место для системного блока, учтите также, что нежелательно подвергать его вибрации, тряске и толчкам. Поэтому стол или подставка под ПК должны быть устойчивы, а сам корпус компьютера защищен от случайного опрокидывания.
4.2 Рекомендации по выполнению задания.
Для выполнения задания можно воспользоваться Интернет.
4.3 Задания для практической работы
Задание № 1.Перечислите профилактические мероприятия для внешних и внутренних устройств компьютера:
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
7. |
8. |
9. |
Задание № 2.Отразите основные санитарно-гигиенические требования к месту домашнего компьютера:
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
Задание № 3.Укажите некоторые требования к помещению для домашнего компьютера:
1. |
2. |
3. |
Задание № 4.Укажите, какие действия запрещены в кабинете информатики:
1. |
2. |
3. |
4. |
Задание № 5.Укажите комплекс упражнений для снятия усталости за компьютером:
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
Приложения к работе
Требования к освещению помещений и рабочих мест
В компьютерных залах должно быть естественное и искусственное освещение. Световой поток из оконного проема должен падать на рабочее место оператора с левой стороны.
Искусственное освещение в помещениях эксплуатации компьютеров должно осуществляться системой общего равномерного освещения.
Допускается установка светильников местного освещения для подсветки документов. Местное освещение не должно создавать бликов на поверхности экрана.
Отраженная блескость на рабочих поверхностях ограничивается за счет правильного выбора светильника и расположения рабочих мест по отношению к естественному источнику света.
Для искусственного освещения помещений с персональными компьютерами следует применять светильники типа ЛПО36 с зеркализованными решетками, укомплектованные высокочастотными пускорегулирующими аппаратами. Допускается применять светильники прямого света, преимущественно отраженного света типа ЛПО13, ЛПО5, ЛСО4, ЛПО34, ЛПО31 с люминисцентными лампами типа ЛБ. Допускается применение светильников местного освещения с лампами накаливания. Светильники должны располагаться в виде сплошных или прерывистых линий сбоку от рабочих мест параллельно линии зрения пользователя при разном расположении компьютеров.
Для обеспечения нормативных значений освещенности в помещениях следует проводить чистку стекол оконных проемов и светильников не реже двух раз в год и проводить своевременную замену перегоревших ламп.
Требования к шуму и вибрации в помещениях
Уровни шума на рабочих местах пользователей персональных компьютеров не должны превышать значений, установленных СанПиН 2.2.4/2.1.8.562-96 и составляют не более 50 дБА.
Снизить уровень шума в помещениях можно использованием звукопоглощающих материалов с максимальными коэффициентами звукопоглощения в области частот 63-8000 Гц для отделки стен и потолка помещений. Дополнительный звукопоглощающий эффект создают однотонные занавески из плотной ткани, повешенные в складку на расстоянии 15-20 см от ограждения. Ширина занавески должна быть в 2 раза больше ширины окна.
Требования к организации и оборудованию рабочих мест
Рабочие места с персональными компьютерами по отношению к световым проемам должны располагаться так, чтобы естественный свет падал сбоку, желательно слева.
Схемы размещения рабочих местс персональными компьютерами должны учитывать расстояния между рабочими столами с мониторами: расстояние между боковыми поверхностями мониторов не менее 1,2 м, а расстояние между экраном монитора и тыльной частью другого монитора не менее 2,0 м.
Рабочий столможет быть любой конструкции, отвечающей современным требованиям эргономики и позволяющей удобно разместить на рабочей поверхности оборудование с учетом его количества, размеров и характера выполняемой работы. Целесообразно применение столов, имеющих отдельную от основной столешницы специальную рабочую поверхность для размещения клавиатуры. Используются рабочие столы с регулируемой и нерегулируемой высотой рабочей поверхности. При отсутствии регулировки высота стола должна быть в пределах от 680 до 800 мм.
Глубина рабочей поверхности стола должна составлять 800 мм (допускаемая не менее 600 мм), ширина - соответственно 1 600 мм и 1 200 мм. Рабочая поверхностьстола не должна иметь острых углов и краев, иметь матовую или полуматовую фактору.
Рабочий стол должен иметь пространство для ног высотой не менее 600 мм, шириной - не менее 500 мм, глубиной на уровне колен - не менее 450 мм и на уровне вытянутых ног - не менее 650 мм.
Быстрое и точное считывание информации обеспечивается при расположении плоскости экрана ниже уровня глаз пользователя, предпочтительно перпендикулярно к нормальной линии взгляда (нормальная линия взгляда 15 градусов вниз от горизонтали).
Клавиатура должна располагаться на поверхности стола на расстоянии 100-300 мм от края, обращенного к пользователю.
Для удобства считывания информации с документов применяются подвижные подставки (пюпитры), размеры которых по длине и ширине соответствуют размерам устанавливаемых на них документов. Пюпитр размещается в одной плоскости и на одной высоте с экраном.
Для обеспечения физиологически рациональной рабочей позы, создания условий для ее изменения в течение рабочего дня применяются подъемно-поворотные рабочие стулья с сиденьем и спинкой, регулируемыми по высоте и углам наклона, а также расстоянию спинки от переднего края сидения.
Конструкция стула должна обеспечивать:
ширину и глубину поверхности сиденья не менее 400 мм;
поверхность сиденья с закругленным передним краем;
регулировку высоты поверхности сиденья в пределах 400-550 мм и углом наклона вперед до 15 градусов и назад до 5 градусов.;
высоту опорной поверхности спинки 300±20 мм, ширину - не менее 380 мм и радиус кривизны горизонтальной плоскости 400 мм;
угол наклона спинки в вертикальной плоскости в пределах 0±30 градусов;
регулировку расстояния спинки от переднего края сидения в пределах 260-400 мм;
стационарные или съемные подлокотники длиной не менее 250 мм и шириной 50-70 мм;
регулировку подлокотников по высоте над сиденьем в пределах 230±30 мм и внутреннего расстояния между подлокотниками в пределах 350-500 мм.;
поверхность сиденья, спинки и подлокотников должна быть полумягкой, с нескользящим не электризующимся, воздухонепроницаемым покрытием, легко очищаемым от загрязнения.
Рабочее место должно быть оборудовано подставкой для ног, имеющей ширину не менее 300 мм, глубину не менее 400 мм, регулировку по высоте в пределах до 150 мм и по углу наклона опорной поверхности подставки до 20 град. Поверхность подставки должна быть рифленой и иметь по переднему краю бортик высотой 10 мм.
Практическая работа №16
1. Тема:Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту комплекс профилактических мероприятий для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности.
2.Цель: ознакомиться с эксплуатационными требованиями к компьютерному рабочему месту; профилактическими мероприятиями для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности.
3. Оснащение: методические указания к практической работе, ПК
4 Порядок выполнения работы
4.1 Краткие теоретические сведения
А зачем компьютеру уход?
Те, кто считают компьютер простым рабочим инструментом вроде молотка, довольно далеки от истины. Человеческая техническая мысль прошла длинный путь, и молоток, не требующий ухода, находится в его начале, а компьютер - в конце. Даже по самой грубой оценке компьютер состоит из 4 компонентов - системного блока, монитора, мыши и клавиатуры. Разобравшись в системном блоке более детально, мы увеличим это число минимум до 10, а уж если вспомнить, что процессор состоит из десятков миллионов транзисторов, то применять к ПК известный закон "надежность машины обратно пропорциональна числу ее узлов" станет совсем страшно. Конечно, на пути ошибок и неисправностей стоит серьезный заслон в виде жесточайших систем контроля качества, которые внедрены на всех крупных заводах по производству электроники, но все-таки компьютер слишком сложен и многое может пойти "не так"...
Чтобы минимизировать вероятность сбоя, нужно эксплуатировать компьютер и его отдельные компоненты в тех режимах, на которые рассчитывал производитель, выводя свои графики надежности. И задача пользователя в меру своих сил оправдывать ожидания производителя. В этом случае техника будет оправдывать ожидания покупателя, тем более что уход за ней не очень сложен и редко занимает много времени.
Польза от профилактических мероприятий, наверное, очевидна - исправно работающий компьютер включается всегда, когда он нужен пользователю, добросовестно открывает и печатает нужные документы, показывает фильмы и крутит музыку, развлекает играми и т. п. Неисправный компьютер приносит массу проблем, портит нервы, требует больше времени для выполнения тех же задач, а иногда попросту теряет документы пользователя, приводя к прямым финансовым и физическим потерям.
Регулярность профилактики
Лучше предотвратить заболевание, чем его лечить. Это вам скажет любой врач. Проблема в том, что для предотвращения заболевания нужно замечать его первые признаки или даже некую неблагоприятную комбинацию факторов, которые могут привести к заболеванию. Поэтому мамы не отпускают своих детей на улицу без шарфа и шапки, когда идет снег и дует ветер, поэтому зубные врачи рекомендуют посещать их для профилактического осмотра два раза в год. И поэтому нельзя протирать монитор от пыли раз в два месяца, а проверку диска на ошибки производить лишь после потери первых рабочих файлов. Эти простые операции нужно производить регулярно. Каждый наш совет сопровождается комментарием - насколько часто следует выполнять ту или иную операцию. Некоторые действия надо делать смотря по ситуации, то есть в том случае, если произошло определенное событие.
Ежедневные операции занимают от нескольких секунд до пяти минут, те, что проводятся дважды в год, могут отнять два-три часа, но они одинаково важны для здоровья вашего компьютера.
Частота операций приводится для среднего домашне-офисного (SOHO) компьютера, который работает ежедневно, но не очень много, до 3-4 ч, и при этом не несет феноменальной нагрузки по обработке сверхбольших объемов данных. На нем играют, редактируют и печатают документы, бродят в сети и т. п. Если вы используете компьютер более интенсивно, все профилактические мероприятия нужно проводить чаще. Тем, кто работает на компьютере реже, увеличивать интервалы между профилактическими мероприятиями нежелательно.
Простейшие советы
Ежедневная забота о компьютере требует мизерных затрат времени. Главное здесь - правильный подход к простейшим операциям, таким, как включение и выключение компьютера. Однажды, привыкнув к нему, вы не будете замечать затрат времени или испытывать неудобства.
Включение и выключение
Правильный порядок включения ПК тоже важен. Последствия его несоблюдения неочевидны, ибо проявляются редко, но зато уже в виде неприятных проблем, на решение которых потребуется много времени. Сначала нужно включить принтер и/или сканер, а также внешний модем, если они потребуются вам в работе. Затем включается монитор (если он питается не через системный блок), и только в последнюю очередь - сам компьютер. Порядок выключения обратный - сначала компьютер, потом, монитор, потом периферия.
Естественно, устройства, подключенные через различные стабилизаторы питания и ИБП, требуют предварительного включения своего питающего прибора. О том, насколько важно его наличие, мы поговорим ниже.
Выключение компьютера, работающего под ОС Windows, крайне рекомендуется производить штатными средствами, т. е. через меню "Пуск" и его пункт "Завершить работу". Современные компьютеры с материнской платой ATX выключаются под управлением Windows самостоятельно, на более старых ПК без управления питанием вы должны выключить компьютер сами, увидев на экране надпись "Теперь питание можно отключить". Если при включении компьютера Windows предлагает загрузку в безопасном режиме, попробуйте сначала загрузиться в обычном режиме. Только после того как загрузка не удалась, переходите в безопасный режим.
Многих пользователей раздражает программа Scandisk, запускаемая после некорректного завершения работы с компьютером. Конечно, во многих случаях ее запуск будет излишним, но только специалисты и опытные пользователи могут отличить важные и неважные поводы для проверки диска. Поэтому лучше потерпите - регулярная проверка диска избавляет от многих проблем с потерей важных данных. Для самых нетерпеливых имеется аналогичный продукт, входящий в пакет Norton SystemWorks, знаменитый Disk Doctor, выполняющий ту же самую работу более быстро.
Напоследок отметим еще один важный момент. Если вы включили компьютер и вдруг решили его выключить (или наоборот), не торопитесь. Частые включения-выключения очень вредны электронике, особенно работающей от переменного тока. Поэтому обязательно подождите 15 с между включением и выключением ПК.
Мониторинг работы системы
Чтобы видеть, что с вашей системой все в порядке, нужно отслеживать массу параметров ее работы. Упомянем температуру процессора, скорость вращения его вентилятора, напряжение на материнской плате, а также другие, легче измеряемые параметры - свободное место на жестком диске, загрузка процессора, заполненность оперативной памяти и т. п. Для постоянного мониторинга разрабатываются разнообразные программы, например первую группу параметров измеряет утилита MBProbe, а вторую - Norton System Doctor, которая к тому же умеет проверять открываемые файлы на вирусы. Для выполнения этих задач существует масса приложений. Они часто поставляются вместе с материнской платой. Ваше участие в работе необязательно - о критических ситуациях программа известит сама.