Выделения строк, столбцов, диапазонов.
Программа Excel входит в пакет Microsoft Office и предназначена для подготовки и обработки электронных таблиц под управлением Windows..
Документом (т.е. объектом обработки) Excel является файл с произвольным именем и расширением .XLS. В терминах Excel такой файл называется рабочей книгой (Workbook). В каждом файле XLS может размещаться от 1 до 255 электронных таблиц, каждая из которых называется рабочим листом (Sheet).
В представлении пользователя электронная таблица Excel состоит из 65536 строк (row) и 256 столбцов (column), размещенных в памяти компьютера. Строки пронумерованы целыми числами от 1 до 65536, а столбцы обозначены буквами латинского алфавита А, В, ..., Z, АА, АВ, ..., IV. На пересечении столбца и строки располагается основной структурный элемент таблицы - ячейка (cell). В любую ячейку можно ввести исходные данные - число или текст, а также формулу для расчета производной информации. Ширину столбца и высоту строки можно изменять.
Для указания на конкретную ячейку таблицы мы используем адрес, который составляется из обозначения столбца и номера строки, на пересечении которых эта ячейка находится (например, A1, F8, С24, АА2 и т.д.). В некоторых табличных процессорах ячейка называется клеткой, а адрес - координатами клетки.
Чтобы получить возможность вводить данные и выполнять большинство команд, необходимо выделить ячейки или объекты, нужные для работы. Выделенная область ячеек всегда имеет прямоугольную форму.
Выделить одну ячейку можно следующими способами: щелкнуть левой клавишей мыши в нужном месте или ввести адрес нужной ячейки в поле имени.
Выделить интервал смежных ячеек можно следующими способами: удерживая левую клавишу, протащить указатель мыши по диагонали от первой до последней ячейки диапазона или ввести в поле ввода адрес диапазона ячеек.
Для выделения несмежных ячеек следует выделить первую группу смежных ячеек и, удерживая клавишу Ctrl, продолжить выделение следующих фрагментов.
Для выделения всей строки или столбца следует щелкнуть по имени строки или столбца.
Для выделения всех ячеек рабочего листа следует нажать на кнопку Выделить все, находящуюся на пересечении заголовков строк и столбцов.
Ввод данных может осуществляться в отдельную ячейку или в указанный диапазон.
Ввод данных в активную ячейку осуществляется нажатием клавиши Enter после набора данных на клавиатуре. При этом выделение по умолчанию перемещается вниз по активному столбцу. Направление перемещения задается, параметром Переход к другой ячейке после ввода в направлении на вкладке Правка команды Параметры меню Сервис.
Для ввода данных в диапазон необходимо выделить нужный интервал ячеек и ввести данные последовательно в ячейки диапазона. Чтобы ввести одно и то же значение сразу в несколько ячеек, нужно сначала выделить эти ячейки, а затем ввести значение и при нажатой клавише Ctrl нажать Enter.
Допущенные при вводе ошибки могут быть исправлены до завершения ввода или после. До нажатия клавиши Enter можно вносить любые исправления, пользуясь строкой формул, можно также отменить весь ввод, нажав клавишу Esc.
Отмена ввода после нажатия -клавиши Enter осуществляется командой Отменить меню Правка. Эта команда позволяет отменить до 16 последних выполненных действий для рабочего листа. Команда Вернуть меню Правка позволяет повторно выполнить отмененные действия.
В Excel имеется дополнительная «оснастка» для облегчения заполнения таблиц данными. Для этого нужно ввести заголовки столбцов или первую строку значений, чтобы таким образом задать ширину таблицы. Затем после ввода очередного значения нажимать клавишу Tab для перехода к следующей ячейке справа или Enter для перехода на первую ячейку следующей строки.
В Excel имеются мощные средства редактирования данных. В последних версиях данные можно редактировать как в строке формул, так и непосредственно в ячейке. Над содержанием ячейки можно выполнять все известные команды редактирования, выполняемые через буфер обмена.
Полное удаление редактируемых данных возможно также несколькими способами: удаление старых данных осуществляется при вводе новых данныхг начинающихся с первой позиции; при нажатии клавиши DEL; при выполнении команды Очистить меню Правка. Эта команда позволяет выбрать объект удаления:
· все — удаляет содержимое ячеек, форматирование и примечания;
· форматы — удаляет из ячейки только форматирование;
· содержимое — удаляет из ячейки только содержимое;
· примечание — удаляет только примечание, относящееся к ячейке.
При редактировании в ячейке формулы Excel выделяет разноцветными рамками ячейки и диапазоны, ссылки на которые используются в формуле.
Копирование и перемещение ячеек на рабочем листе можно выполнять с помощью команд меню Правка или мышью способом Drug & Drop. Последний способ используется при копировании или перемещении на небольшие расстояния. Для его использования должен быть установлен параметр Перетаскивание ячеек на вкладке Правка команды Параметры меню Сервис. Копирование и перемещение ячеек можно также производить с помощью оперативного меню.
При выполнении копирования ячеек вышеуказанными способами пользователь не может задавать параметры вставки. Excel предоставляет такую возможность, но только для копируемых (а не перемещаемых) данных. Для этого необходимо после выполнения команды Копировать меню Правка над выделенными ячейками выполнить команду Специальная вставка меню Правка. Диалоговое окно этой команды позволяет:
1. Указать, что именно будет вставляться: формула, значение, форматы, примечание и т. д. Задаётся переключателем в поле Вставка.
2. Указать, какую операцию следует выполнить над содержимым буфера обмена и исходным содержимым диапазона назначения. Можно выполнять любые арифметические операции. Задается переключателем в поле Операция.
3. Выбрать параметр Транспонировать, указывающий, что строки диапазона будут вставлены по столбцам и наоборот.
4. Выбрать параметр Пропускать пустые ячейки, чтобы предотвратить замещение в области вставки существующих значений пустыми значениями из области копирования.
Следует отметить, что выбор параметра Значение в поле Вставка означает, что если в буфере обмена находится формула, в диапазон вставки будет вставлено только значение, а сама формула, по которой оно было рассчитано, будет потеряна (останется в области копирования).
Для вставки ячеек следует выделить интервал, в который необходимо вставить ячейки, выполнить команду Ячейки меню Вставка, указать направление, в котором необходимо переместить окружающие ячейки. При вставке ячеек осуществляется автоматическое изменение ссылок в формулах, расположенных в смещаемых ячейках.
Для вставки строк и столбцов следует щелкнуть по заголовку строки или столбца или выделить такое количество строк или столбцов, какое необходимо вставить, а затем выполнить команду Строки или Столбца меню Вставка. Вставка всегда происходит выше первой из выделенных строк и левее первого из выделенных столбцов. Удаление выделенных ячеек, строк, столбцов производится аналогично (команда Удалить меню Правка). При удалении ячеек следует указать направление смещения окружающих ячеек.
Над рабочими листами книги можно выполнять следующие операции:
· выделять рабочие листы;
· вставлять новые листы;
· удалять листы;
· переименовывать листы;
· перемещать и копировать листы в пределах одной книги или в другую книгу;
· защитить данные на рабочем листе.
Вставка и удаление листов производится аналогично вставке строк и столбцов (соответствующие команды меню Вставка и Правка).
Рабочему листу можно присвоить любое символьное имя длиной не более 31 символа, включая пробелы. Переименовать лист можно следующими способами:
1. щелкнуть дважды по ярлыку листа и ввести новое имя;
2. выполнить команду Лист - Переименовать меню Формат;
3. выполнить команду Переименовать оперативного меню, выводимого при нажатии правой клавиши мыши, установленной на ярлыке листа.
Для перемещения листов в пределах одной книги следует выделить нужное количество листов и, удерживая нажатой левую клавишу мыши, протащить указатель к месту вставки.
Перемещение листа в другую книгу можно осуществить двумя способами:
1. с помощью команды Переместить/Скопировать лист меню Правка;
2. с помощью мыши аналогично перемещению листа внутри книги.
Команды копирования листов аналогичны командам перемещения. Копирование мышью осуществляется протаскиванием указателя мыши при нажатой клавише Ctrl.
Оформление таблицы в Excel, Границы и заливка. Выравнивание в ячейке. Объединение
Ячеек. Оформление заголовка и размещение текста в центре ячейки. Основные действия с