Справочно-правовые системы в РФ

Компьютерные сети. Особенности построения. Назначение и классификация

Компьютерные сети –это система связи двух или более компьютеров , или компьютерного оборудования связанных с помощью каналов связи в единую систему, удовлетворяющую требования распределенной обработки данных

В зависимости от территориального расположения абонентов, сети подразделяются на : локальные, региональные, глобальные.

Локальные сети- это вычислительные сети, объединяющие абонентов в пределах небольшой территории. Такие сети связывают компьютеры и расположены на расстоянии в пределах 1 или неск зданий. 50-100 метров. Дом , офис, фирма и т д

Региональная сеть- вычисл сеть которая связывает абонентов расположенных на значительном расстоянии друг от друга. Они включает абонентов большого города, региона,или отдельно взятой страны.

Глобальные сети – это вычисл сеть которая объединяет абонентов находящихся в различных странах, континентах. Эти сети позволяют решить проблему объединения информационных ресурсов человечества и организаций доступа к этим ресурсам

Объединение глобальных, региональных и локальных компьютерных сетей позволяет создавать многосетевые иерархии, обеспечивающие мощные средства обработки огромных информационных массивов и доступ к неограниченным информационным ресурсам.В общем случае компьютерная сеть представляется совокупностью трех вложенных друг в друга подсистем: сети рабочих станций, сети серверов и базовой сети передачи данных.

Рабочая станция (клиентская-машина, рабочее место, абонентский пункт, терминал) — это компьютер, за которым непосредственно работает абонент компьютерной сети. Сеть рабочих станций представлена совокупностью рабочих станций и средств связи, обеспечивающих взаимодействие рабочих станций с сервером и между собой.

Сервер — это компьютер, выполняющий общие задачи компьютерной сети и предоставляющий услуги рабочим станциям. Сеть серверов — это совокупность серверов и средств связи, обеспечивающих подключение серверов к базовой сети передачи данных.

Базовая сеть передачи данных — это совокупность средств передачи данных между серверами. Она состоит из каналов связи и узлов связи. Узел связи — это совокупность средств коммутации и передачи данных в одном пункте. Узел, связи принимает данные, поступающие по каналам связи, и передает данные в каналы, ведущие к абонентам.

Базовыми требованиями, определяющими архитектуру компьютерных сетей, являются следующие:

открытость — возможность включения дополнительных компьютеров, терминалов, узлов и линий связи без изменения технических и программных средств существующих компонентов;

живучесть — сохранение работоспособности при изменении структуры;

адаптивность — допустимость изменения типов компьютеров, терминалов, линий связи, операционных систем;

эффективность — обеспечение требуемого качества обслуживания пользователей при минимальных затратах;

безопасность информации. Безопасность — это способность сети обеспечить защиту информации от несанкционированного доступа.

Указанные требования обеспечиваются модульной организацией управления процессами в сети, реализуемой по многоуровневой схеме. Чисдо уровней и распределение функций между ними существенно влияет на сложность программного обеспечения компьютеров, входящих в сеть, и на эффективность сети. Формальной процедуры выбора числа уровней не существует. Классической является семиуровневая схема. Эта архитектура пришита в качестве эталонной модели.

Уровень 1 — физический.

Уровень 2 — канальный

Уровень 3 — сетевой

Уровень 4 — транспортный

Уровень 5 — сеансовый —

Уровень 6 — представительный

Уровень 7 — прикладной

Базовые принципы организации компьютерной сети определяют ее основные характеристики:

операционные возможности — перечень основных действий по обработке данных. производительность — представляет собой суммарную производительность компьютеров, участвующих в решении задачи пользователя;

время доставки сообщений — определяется как статистическое среднее время от момента передачи сообщения в сеть до момента получения сообщения адресатом;

стоимость предоставляемых услуг.

Вопрос 21

Поиск по реквизитамдокумента это наиболее простой, удобный и очевидный способ поиска. Под поиском по реквизитам понимается поиск по номеру, виду документа, принявшему органу, дате принятия и т.д. Однако он применим только в тех ситуациях, когда точно известны реквизиты конкретного документа. Основная проблема заключается в том, что в большинстве реальных ситуаций чаще всего требуется поиск документов, точные реквизиты которых заранее неизвестны. Другими словами, нужно найти документы, зная только общий смысл проблемы.

Поиск правовых документов осуществляется по следующим реквизитам:

1. Вид документа

2. Регистрационный номер документа

3. Наименование органа принявшего документ

4. Название документа

5. Ключевые слова

6. Тематика документа

7. Дата принятия документа

8. Статус документа

9. Слова и словосочетания из текста

Вопрос 22

Поисковая система

Поисковая система — веб-сайт, предоставляющий возможность поиска информации в Интернете.

Вопрос 23

Полнотекстовый поиск (автоматический поиск по словам из текста документа). Этот вид поиска основан на автоматической обработке текста. При запросе на поиск тех документов, где встречается конкретное слово, автоматически происходит перебор всего массива документов и выбор всех тех документов, где это слово встречается. Существуют быстрые алгоритмы такого поиска, когда при первоначальном вводе каждого документа все встречающиеся в нем слова вносятся в общий словарь, и в дальнейшем при поиске по любому слову из словаря можно мгновенно получить список всех документов, где оно встречается. Более того, на основе полнотекстового поиска могут быть реализованы различные способы формирования поисковых запросов. При формировании сложных запросов дополнительно может использоваться признак близости слов в тексте. Например, в запросе ГЛАВНЫЙ И БУХГАЛТЕР может быть указано, что слова должны находиться РЯДОМ в пределах 2 (или 3) строк.

У полнотекстового поиска имеются и свои недостатки. Во-первых, полученный список будет содержать «шум», то есть документы, где искомое слово используется не в нужном контексте и т.п. Во-вторых, не будут найдены такие документы, где встречаются синонимы данного термина. Так, задав поиск по слову НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ, невозможно автоматически получить документы, где используется выражение ЛИЦО, НЕ ДОСТИГШЕЕ ВОСЕМНАДЦАТИ ЛЕТ.

Вопрос 24

Поиск по специализированным классификаторам. Существует достаточно много разновидностей классификаторов. Общей чертой всех разновидностей поиска по классификаторам является то, что вся информация проходит предварительную обработку и рубрицируется. Это означает, что эксперт ставит в соответствие каждому элементу информационного массива (документу в целом или его части) определенный элемент классификатора, то есть таким образом указывается определенная рубрика. После такой обработки пользователь может выбрать интересующую его рубрику и получить всю подборку документов или их частей, которые были предварительно отобраны экспертом. Чаще всего в основе таких классификаторов лежит предмет правового регулирования, «тема» документа. При этом классификатор представляет собой систему юридических понятий (рубрик, ключевых слов, дескрипторов), отражающих содержание актов, которые составляют информационный массив.

В зависимости от расположения рубрик классификаторы можно разделить на иерархические и алфавитные.

В первой разновидности классификаторов рубрики расположены в иерархическом порядке, от общего к частному. Такое расположение рубрик более традиционно, оно напоминает оглавление книги и понятно абсолютному большинству пользователей. В разных базах данных используются различные классификаторы этой разновидности: Общеправовой классификатор отраслей законодательства (ОКОЗ), его модификации или другие независимые разработки.

Классификаторы второй разновидности разработаны на основе специальных словарей, состоящих из юридических понятий, расположенных в алфавитном порядке (в частности, к этой разновидности классификаторов относятся ключевые слова).

Каждая из этих разновидностей классификаторов (чаще вторая) может усложняться путем уточнения и увеличения количества юридических понятий, составляющих классификатор. Рубрики могут состоять из некоторого набора терминов и представлять собой описание определенной ситуации.

Вопрос 25

С помощью e-mail можно посылать сообщения, получать их в свой электронный почтовый ящик, отвечать на письма корреспондентов, рассылать копии писем сразу нескольким адресатам, переправлять полученное письмо по другому адресу, использовать вместо адресов (числовых или доменных имен) логические имена, создавать несколько подразделов почтового ящика для разного рода корреспонденции, включать в письма различные файлы, пользоваться системой «отражателей почты» для ведения дискуссий с группой корреспондентов.

Для доставки письма необходимо знать электронный адрес получателя. Адрес электронной почты состоит из имени пользователя и домена, на котором он зарегистрирован, соединенных знаком @ (читается «эт», на компьютерном сленге «собака» или «лягушка»). Например, [email protected] — это адрес электронной почты пользователя ivanov, зарегистрированного на портале KM.RU. На пути к адресату письмо проходит несколько почтовых отделений (узлов). Процесс поэтапного определения пути письма называется маршрутизацией (routing). Адрес пишется только латиницей; большие и маленькие буквы в почтовом адресе не различаются. Если адрес написан неправильно, письмо или не дойдет вовсе, или попадет не к тому адресату.

Электронная почта не требует одновременного присутствия обоих абонентов на разных концах линии. Письмо одновременно может быть послано нескольким абонентам. E-mail не обладает приватностью обычной почты, не следует доверять электронному письму конфиденциальных сведений.

Хотя электронная почта может рассматриваться как частный случай передачи файлов, она имеет ряд особенностей, не привычных для стандартных процедур пересылки файлов. Во-первых, отправитель и получатель почти всегда люди, а не машины. Это означает, что система электронной почты состоит из двух различных, но тесно взаимосвязанных частей: одна обеспечивает взаимодействие с человеком (например, составление, редактирование, прочтение сообщений), другая — передачу сообщений (например, рассылка по спискам, обеспечение передачи). Другое различие между электронной почтой и средствами передачи файлов общего назначения состоит в том, что почтовые послания представляют собой четко структурированный документ. Во многих системах каждое послание сопровождается большим количеством дополнительных полей. Они включают в себя имя и адрес отправителя, имя и адрес получателя, дату и время отправки письма, перечень тех, кому направлена копия письма, уровень значимости, степень секретности. Почтовые программы для персональных компьютеров используют разные протоколы для приема и отправки почты.

Вопрос 26

Топология шина (или, как ее еще часто называют общая шина или магистраль) предполагает использование одного кабеля, к которому подсоединены все рабочие станции. Общий кабель используется всеми станциями по очереди. Все сообщения, посылаемые отдельными рабочими станциями, принимаются и прослушиваются всеми остальными компьютерами, подключенными к сети. Из этого потока каждая рабочая станция отбирает адресованные только ей сообщения.

Достоинства топологии “шина”:

· простота настройки;

· относительная простота монтажа и дешевизна, если все рабочие станции расположены рядом;

· выход из строя одной или нескольких рабочих станций никак не отражается на работе всей сети.

Недостатки топологии “шина”:

· неполадки шины в любом месте (обрыв кабеля, выход из строя сетевого коннектора) приводят к неработоспособности сети;

· сложность поиска неисправностей;

· низкая производительность – в каждый момент времени только один компьютер может передавать данные в сеть, с увеличением числа рабочих станций производительность сети падает;

· плохая масштабируемость – для добавления новых рабочих станций необходимо заменять участки существующей шины.

Топология “кольцо”

Кольцо – это топология локальной сети, в которой рабочие станции подключены последовательно друг к другу, образуя замкнутое кольцо. Данные передаются от одной рабочей станции к другой в одном направлении (по кругу). Каждый ПК работает как повторитель, ретранслируя сообщения к следующему ПК, т.е. данные передаются от одного компьютера к другому как бы по эстафете. Если компьютер получает данные, предназначенные для другого компьютера – он передает их дальше по кольцу, в ином случае они дальше не передаются.

Достоинства кольцевой топологии:

· простота установки;

· практически полное отсутствие дополнительного оборудования;

· возможность устойчивой работы без существенного падения скорости передачи данных при интенсивной загрузке сети.

Однако “кольцо” имеет и существенные недостатки:

· каждая рабочая станция должна активно участвовать в пересылке информации; в случае выхода из строя хотя бы одной из них или обрыва кабеля – работа всей сети останавливается;

· подключение новой рабочей станции требует краткосрочного выключения сети, поскольку во время установки нового ПК кольцо должно быть разомкнуто;

· сложность конфигурирования и настройки;

· сложность поиска неисправностей.

Кольцевая топология сети используется довольно редко. Основное применение она нашла в оптоволоконных сетях стандарта Token Ring.

Топология “звезда”

Звезда – это топология локальной сети, где каждая рабочая станция присоединена к центральному устройству (коммутатору или маршрутизатору). Центральное устройство управляет движением пакетов в сети. Каждый компьютер через сетевую карту подключается к коммутатору отдельным кабелем При необходимости можно объединить вместе несколько сетей с топологией “звезда” – в результате вы получите конфигурацию сети с древовидной топологией. Древовидная топология распространена в крупных компаниях. Мы не будем ее подробно рассматривать в данной статье.

Топология “звезда” на сегодняшний день стала основной при построении локальных сетей. Это произошло благодаря ее многочисленным достоинствам:

· выход из строя одной рабочей станции или повреждение ее кабеля не отражается на работе всей сети в целом;

· отличная масштабируемость: для подключения новой рабочей станции достаточно проложить от коммутатора отдельный кабель;

· легкий поиск и устранение неисправностей и обрывов в сети;

· высокая производительность;

· простота настройки и администрирования;

· в сеть легко встраивается дополнительное оборудование.

Однако, как и любая топология, “звезда” не лишена недостатков:

· выход из строя центрального коммутатора обернется неработоспособностью всей сети;

· дополнительные затраты на сетевое оборудование – устройство, к которому будут подключены все компьютеры сети (коммутатор);

· число рабочих станций ограничено количеством портов в центральном коммутаторе.

Среди сетевого оборудования можно выделить следующие виды:
- Сетевые карты – контроллеры, которые предназначены для приема сигналов из сети и передачи сигналов в сеть.
- Терминаторы – специальные резисторы, производящие затухание сигналов на концах сети.
- Концентраторы – центральные устройства сети или кабельной системы, пересылающие пакеты из своего порта на все порты системы. Их разделяют на пассивные и активные. Пассивные – пропускают сигнал без усиления, а активные – усиливают и передают полученные сигналы.
- Повторители – устройства, которые усиливают входящий сигнал на расстояние одного сегмента сети.
- Коммутаторы – это центральные устройства сети, которые управляются программным обеспечением и позволяют сократить трафик за счет передачи приходящего пакета только конечному адресату.
- Маршрутизаторы – устройства, которые позволяют фильтровать широковещательные сообщения и маршрутизировать и переадресовывать пакеты из одной сети в другую.
- Мосты – это устройства, соединяющие два сегмента и передающие трафик между ними. Они также конвертируют и усиливают сигналы для кабелей различного типа, что позволяет расширить размеры сети без нарушений ограничений длинны кабеля.
- Шлюзы – аппаратно-программные комплексы, которые соединяют разнородные сетевые устройства или сети. Они решают проблемы самых разных систем администрации и протоколов.
- Мультиплексоры – специальные офисные устройства, которые поддерживают множество цифровых абонентских линий.
- Межсетевые экраны – некие сетевые устройства, которые контролируют поступающую и исходящую информацию сети, тем самым обеспечивая ее защиту.

Вопрос 27

Internet – всемирная информационная компьютерная сеть, представляющая собой объединение множества региональных компьютерных сетей и компьютеров, обменивающих друг с другом информацией по каналам общественных телекоммуникаций (выделенным телефонным аналоговым и цифровым линиям, оптическим каналам связи и радиоканалам, в том числе спутниковым линиям связи).

Информация в Internet хранится на серверах. Серверы имеют свои адреса и управляются специализированными программами. Они позволяют пересылать почту и файлы, производить поиск в базах данных и выполнять другие задачи.

Обмен информацией между серверами сети выполняется по высокоскоростным каналам связи (выделенным телефонным линиям, оптоволоконным и спутниковым каналам связи). Доступ отдельных пользователей к информационным ресурсам Internet обычно осуществляется через провайдера или корпоративную сеть.

Провайдер - поставщик сетевых услуг – лицо или организация предоставляющие услуги по подключению к компьютерным сетям. В качестве провайдера выступает некоторая организация, имеющая модемный пул для соединения с клиентами и выхода во всемирную сеть.

Основными ячейками глобальной сети являются локальные вычислительные сети. Если некоторая локальная сеть непосредственно подключена к глобальной, то и каждая рабочая станция этой сети может быть подключена к ней.

Существуют также компьютеры, которые непосредственно подключены к глобальной сети. Они называются хост - компьютерами (host - хозяин). Хост – это любой компьютер, являющийся постоянной частью Internet, т.е. соединенный по Internet – протоколу с другим хостом, который в свою очередь, соединен с другим, и так далее.

Для подсоединения линий связи к компьютерам используются специальные электронные устройства, которые называются сетевыми платами, сетевыми адаптерами, модемами и т.д.

Практически все услуги Internet построены на принципе клиент-сервер. Вся информация в Интернет хранится на серверах. Обмен информацией между серверами осуществляется по высокоскоростным каналам связи или магистралям. Серверы, объединенные высокоскоростными магистралями, составляют базовую часть сети Интернет.

Вопрос 28

Компьютерная сеть – это совокупность компьютерного и сетевого оборудования, соединенного с помощью каналов связи в единую систему. Для создания компьютерной сети нам потребуются следующие компоненты:

· компьютеры, имеющие возможности для подключения к сети (например, сетевая карта, которая есть в каждом современном ПК);

· передающая среда или каналы связи (кабельные, спутниковые, телефонные, волоконно-оптические и радиоканалы);

· сетевое оборудование (например, коммутатор или роутер);

· сетевое программное обеспечение (как правило, входит в состав операционной системы или поставляется вместе с сетевым оборудованием).

Компьютерные сети принято подразделять на два основных вида: глобальные и локальные.

Локальные сети (Local Area Network – LAN) обладают замкнутой инфраструктурой до выхода на поставщиков услуг интернета. Термин “локальная сеть” может описывать и маленькую офисную сеть, и сеть большого завода, занимающего несколько гектаров. Применительно к организациям, предприятиям, фирмам используется термин корпоративная сеть – локальная сеть отдельной организации (юридического лица) независимо от занимаемой ею территории.
Корпоративные сети являются сетями закрытого типа, доступ к ним разрешен только ограниченному кругу пользователей (например, сотрудникам компании). Глобальные сети ориентированы на обслуживание любых пользователей.

Глобальная сеть (Wide Area Network – WAN) охватывает большие географические регионы и состоит из множества локальных сетей. С глобальной сетью, которая состоит из нескольких тысяч сетей и компьютеров, знакомы все – это Интернет.

Системному администратору приходится иметь дело с локальными (корпоративными) сетями. Обычный пользовательский компьютер, подключенный к локальной сети, называется рабочей станцией. Компьютер, предоставляющий свои ресурсы для общего использования другим компьютерам сети, называется сервером; а компьютер, обращающийся к совместно используемым ресурсам на сервере – клиентом.

Существуют различные виды серверов: файловые (для хранения общих файлов), серверы баз данных, серверы приложений (обеспечивающие удаленную работу программ на клиентах), web-серверы (для хранения web-контента) и другие.

Загрузка сети характеризуется параметром, называемым трафиком. Трафик – это поток сообщений в сети передачи данных. Под ним понимают количественное измерение числа проходящих по сети блоков данных и их длины, выраженное в битах в секунду. Например, скорость передачи данных в современных локальных сетях может быть 100Мбит/с или 1Гбит/с

В настоящее время в мире насчитывается огромное количество всевозможного сетевого и компьютерного оборудования, позволяющего организовать самые различные компьютерные сети. Все многообразие компьютерных сетей можно разделить на несколько видов по различным признакам:

По территории:

· локальные – охватывают небольшие территории и располагаются внутри отдельных офисов, банков, корпораций, домов;

· региональные – образуются путем объединения локальных сетей на отдельных территориях;

· глобальные (интернет).

По способу связи компьютеров:

· проводные (компьютеры соединяются посредством кабеля);

· беспроводные (компьютеры обмениваются информацией посредством радиоволн. например, по технологии WI-FI или Bluetooth).

По способу управления:

· с централизованным управлением – для управления процессом обмена данных в сети выделяется одна или несколько машин (серверов);

· децентрализованные сети – не содержат в своем составе выделенных серверов, функции управления сетью передаются по очереди от одного компьютера другому.

По составу вычислительных средств:

· однородные – объединяют однородные вычислительные средства (компьютеры);

· неоднородные – объединяют различные вычислительные средства (например: ПК, торговые терминалы, веб-камеры и сетевое хранилище данных).

По типам среды передачи сети разделяются на оптоволоконные, с передачей информации по радиоканалам, в инфракрасном диапазоне, через спутниковый канал и т.д.

Вы можете встретить и другие классификации компьютерных сетей. Как правило, системному администратору приходится иметь дело с локальными проводными сетями с централизованным, либо децентрализованным управлением.

Вопрос 29

Для того чтобы при обмене данными компьютеры, объединенные в сеть, действовали согласованно, разработан ряд стандартов и правил, называемых протоколами. Весь набор сетевых протоколов, на которых базируется Интернет называется TCP/IP (ти си пи ай пи). Название образовано из аббревиатур двух базовых протоколов — TCP, отвечающего за гарантированную транспортировку данных по каналам связи, и IP, содержащего правила адресации.

Протоколы, входящие в семейство TCP/IP разделяются на уровни.

Физический уровень описывает среду передачи данных (будь то кабель, оптоволокно или радиоканал), физические характеристики такой среды и принцип передачи данных (разделение каналов, модуляцию, амплитуду сигналов, частоту сигналов, способ синхронизации передачи, время ожидания ответа и максимальное расстояние).

Канальный уровень описывает, каким образом передаются пакеты данных через физический уровень, включая кодирование (т.е. специальные последовательности битов, определяющих начало и конец пакета данных). Примеры протоколов канального уровня — Ethernet, IEEE 802.11 Wireless Ethernet, SLIP, Token Ring, ATM и MPLS.

Сетевой уровень изначально разработан для передачи данных из одной сети (подсети) в другую.

Протоколы транспортного уровня могут решать проблему гарантированной доставки сообщений («дошло ли сообщение до адресата?»), а также гарантировать правильную последовательность прихода данных. Транспортные протоколы определяют, для какого именно приложения предназначены эти данные.

На прикладном уровне работает большинство сетевых приложений. Эти программы имеют свои собственные протоколы обмена информацией, например, HTTP для WWW, FTP (передача файлов), SMTP (электронная почта), SSH (безопасное соединение с удалённой машиной), DNS (преобразование символьных имён в IP-адреса) и многие другие.

Вопрос 30

Система управления базами данных (СУБД) — совокупность программных и лингвистических средств общего или специального назначения, обеспечивающих управление созданием и использованием баз данных.

Основные функции СУБ

1. управление данными во внешней памяти (на дисках);

2. управление данными в оперативной памяти с использованием дискового кэша;

3. журнализация изменений, резервное копирование и восстановление базы данных после сбоев;

4. поддержка языков БД (язык определения данных, язык манипулирования данными).

Специальным образом организованная и хранящаяся во внешней памяти ЭВМ взаимосвязанная информация (данные) о реальных объектах, называются базами данных (БД).

Совокупность базы данных и обслуживающих программ называется информационно-поисковой системой (ИПС).

Программное обеспечение, с помощью которого строится база данных, на основе которого создаются и функционируют ИПС, называется системой управления базами данных(СУБД). Они обычно ориентируются на один из типов структур данных: "деревья" (иерархические СУБД), сети (сетевые СУБД), отношение (реляционные СУБД).

Широко используются такие базы данных:

· справочники (телефонные, фармацевтические, научные)

· словари (иностранных слов, терминов)

· каталоги (библиотечные, музыкальные)

· картотеки (видеофильмов, медицинских карт, личных дел)

· расписания (уроков, движений поездов, автобусов)

· коллекции и т.д.

Устройства внешней памяти, предназначенные для хранения БД, должны иметь высокую информационную ёмкость и малое время доступа к хранимой информации.

В работе с СУБД возможны следующие режимы: создание, редактирование (внесение любых изменений в уже созданную базу данных), поиск, манипулирование (просмотр, копирование файлов, сортировка)

Справочно-правовые системы в РФ

Обеспечение работников правоохранительных органов, актуальной, полной информацией, сведениями об изменениях и дополнениях, вносимых в нормативно-правовые документы , является одной из первоочередных задач гос-ва и на сегодняшний день. Также работников правоохранит-х органов необходимо своевременно информировать о изменениях и дополнениях вносимых в нормативно-правовые документы сложность решения этой задачи состоит в том, что ежедневно органами высшей гос власти вносятся несколько 10-ков НПА, принимаемых субъектами РФ, а также ведомственных документов, но трудности и вместе с тем необходимость возникающих проблем становится очевидным.

Данная проблема была решена путем создания и внедрения в компьютерной СПС.

Компьютерная СПС –это программный комплекс включающий в себя массив правовой информации и программные инструментальные средства позволяющие пользователю работать с этим массивом.

Компьютерные СПС обладают рядом важнейших свойств , делающих их практически незаменимыми при работе с нормативно правовой информацией:

1) Возможность работы с огромными массивами текстовой информации(объем база практически не ограничен, при добавлении в базу новых документов, старые остаются).

2) Использование в СПС специальных поисковых программных средств, что позволяет осуществлять поиск в режиме реального времени по всей информационной базе

В России первые инф системы появились по инициативе гос-ва. В рамках программы правовой информатизации . в России в 1975 году был создан НЦПИ- научный центр правовой информатизации. Основная задача центра разработка справочных систем и гос учет правовых актов. В Настоящее время она известна как база данных «ЭТАЛОН» НЦПИ и Минюста России.

1989- ЮСИС, 1991- ГАРАНТ , 1992 - КОДЕКС И К+.

Всего на Российском рынке известно более 10 разработчиков коммерческих правовых систем, но упомянутые выше, яв-ся наиболее распространенными среди пользователей и оказывают максимальное влияние на формирование рынка правовых систем. При этом основную долю на рынке таких систем занимают только три системы : К+, ГАРАНТ, КОДЕКС.

Основные характеристики СПС:

1) Объем информационных ресурсов

2) Метод формирования пользовательской базы

3) Скорость поиска информации

4) Актуальность информации

5) Оперативность поступления новой информации

6) Аутентичность документов оригиналу

7) Возможность юридической обработки документов

8) Возможность удаленного доступа к СПС

9) Возможность использования гипертекста.

2) СПС Консультант +

Наиболее используемой в РФ СПС является К+, обеспечивающая полное и оперативное включение , обновление, коррекцию всех правовых документов Правительства, Гос думы, Центр банка и многих других органов.

Общероссийская сеть К+ -крупнейшая сервисная сеть. Более 25 лет работающая на российском рынке информ- правовых услуг. СПС К+ открывает доступ к разным типам правовой информации : НПА, материалам суд практики, комментариям, закона -проектам, финансовым консультациям, международным правовым актам и т д.

К+ активно содействует созданию в России единого информационного правового пространства. С этой целью во всероссийском масштабе ведет широкую программу информационного сотрудничества с органами власти и управления РФ. В рамках программы заключено более 80 прямых договоров об информационном обмене с федеральными органами власти и управления РФ. Наличие прямых договоров обеспечивает полное и оперативное включение правовых документов в информационную базу К+.

СПС К+ характеризуется :

1) Высокой степенью сжатия информации

2) Быстродействием

3) Простотой и удобством работы с программной оболочкой

Преимущества достигнуты в результате внедрения ряда оригинальных разработок:

1) Многоуровневый рубрикатор базирующийся на общеправовом классификаторе отраслей законодательства ( ОКОЗ). Для рубрикатора с большим числом рубрик и уровней вложенности были разработаны необходимые средства отображения которые позволяют использовать преимущества древовидной структуры рубрикатора. Формировать сложные поисковые запросы, объединяя по -разным логическим условием произвольное число рубрик.

2) Режим гипертекста т, е переход из одного документа в другой по системе перекрестных ссылок . Главная особенность работы с НП – информации, состоит в необходимости учета существующей связи между документами и отслеживанием изменений, а также возможности получить для каждого документа из информационного банка, списки прямых и обратных ссылок и в случае необходимости быстрой перейти в текст документа по этим ссылкам.

Прямые ссылки- это документы на которые действуют просматриваемый документ.

Обратные ссылки - документы которые действуют на просматриваемый документ. Ссылки четко классифицированы по 17 типам, упорядочены по важности и хронологии происходящих с документом изменений.

Введение гипертекста не повлияло на «кусочный» способ пополнения информационного банка. Это достигнуто за счет спец разработанных алгоритмов , динамик настройки перекрестных ссылок. Режим папок документов т. е возможность сохранять сформулированные подборки документов по некоторым тематикам, производить их объединение или пересечение. Становится возможной коллективная работа нескольких пользователей над одной проблемой. Можно использовать фрагменты документов из информационного банка СПС, сохранять историю запросов, создавать закладки, выполнять иное.

3 Структура информационного массива СПС К+

Раздел Содержание раздела
Законодательство Нормативные и иные официальные акты федеральных и региональных органов государственной власти.
Судебная практика Судебные акты, материалы по вопросам правоприменительной практики.
Финансовые консультации Консультационные материалы по бухгалтерскому чету, налогообложению, банковской, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности, вопросам валютного регулирования. Схемы отражения в бухучете финансово-хозяйственных операций (проводки), а также материалы бухгалтерских печатных изданий.
Комментарии законодательства Комментарии к нормативным актам федерального законодательства.
Формы документов Типовые формы, бланки, образцы деловой документации.
Законопроекты Проекты федеральных законов, находящиеся на рассмотрении в Федеральном Собрании РФ.
Международные правовые акты Многосторонние и двусторонние международные договоры Российской Федерации, документы международных организаций, документы о ратификации.
Правовые акты по здравоохранению Нормативные документы по медицине и фармацевтике, консультации по медицинской и фармацевтической деятельности.

Наши рекомендации