Составление описательного рассказа о предмете
Материал для обследования: яблоко или муляж яблока
Процедура и инструкция: Ребенку предлагается рассмотреть яблоко и составить рассказ-описание. Логопед дает установку на описание: «Что это? Какого цвета? Какое по форме? По размеру? Какое на вкус? Где растет? Как употребляют в пищу? «Что ты можешь рассказать о яблоке?»
Б) Влияние применения наглядного моделирования на процесс составления рассказов дошкольниками (II серия заданий)
- составление рассказа по сюжетной картине с использованием наглядного моделирования;
- составление описательного рассказа о предмете с использованием схемы-описания.
1) составление рассказа по сюжетной картинке с использованием наглядного моделирования
Материал для обследования: сюжетная картина «Снеговик», 2 набора фишек разного цвета по 7 штук в наборе.
Процедура и инструкция: Предлагаем ребенку рассмотреть картину и выкладываем один набор фишек. «Подумай о чем можно рассказать? Разложи фишки на те места, о которых ты хотел бы рассказать». Если ребенок затрудняется, то в качестве примера демонстрируем выкладывание одной фишки. После того, как все фишки разложены, предлагаем ребенку второй набор фишек. «А теперь, подумай, о чем ты будешь рассказывать сначала, о чем потом. Раскладывай фишки по порядку под картиной. Они помогут тебе составить рассказ по этой картине. Составь рассказ по картине».
2) составление описательного рассказа о предмете с использованием наглядного моделирования
Материал для обследования: яблоко, схема для описания овощей и фруктов.
Процедура и инструкция: Ребенку предлагается рассмотреть яблоко и составить рассказ-описание, используя наглядную схему. Логопед дает установку на описание: «Что это? Какого цвета? Какое по форме? По размеру? Какое на вкус? Где растет? Как употребляют в пищу?”, «Что ты можешь рассказать о яблоке?»
Оценка выполнения:
Оценка способности производить анализ неречевой ситуации (для задания на составление рассказа по серии сюжетных картин)
- правильная последовательность картинок – 1 балл;
- неправильная последовательность картинок – 0 баллов.
3. Уровни семантической оценки текста
Высокий уровень - рассказ полностью соответствует изображённой ситуации, последовательность звеньев не нарушена, все основные звенья представлены полностью; между частями ситуации имеются причинно-следственные и временные связи – 4 балла.
Уровень выше среднего - рассказ в целом соответствует изображенной ситуации; последовательность звеньев не нарушена, имеются пропуски отдельных деталей ситуации; отражены лишь некоторые причинно-следственные отношения – 3 балла.
Средний уровень - рассказ в значительной степени соответствует изображенной ситуации; имеются искажения отдельных смысловых звеньев либо их пропуски, перестановки – 2 балла.
Уровень ниже среднего - рассказ лишь частично соответствует изображаемой ситуации; имеются искажения смысла; пропущено большое количество смысловых звеньев, воспроизведены лишь отдельные фрагменты ситуации без определения их взаимоотношений – 1 балл.
Низкий уровень - неспособность самостоятельно составить рассказ; ответы на вопросы по картинкам – 0 баллов.
4. Уровни языкового оформления текста
- Высокий уровень - рассказ состоит из грамматически правильных предложений, характеризуется связностью, развернутостью, употребляются различные виды синтаксических конструкций – 4 балла.
- Уровень выше среднего - рассказ состоит главным образом из простых и сложносочинённых предложений; имеются грамматически правильные предложения, однако средства синтаксической связи представлены эпизодически – 3 балла.
- Средний уровень - рассказ краткий, состоит из простых предложений, а также дефектных синтаксических конструкций, средства синтаксической связи ограничены – 2 балла.
- Уровень ниже среднего - рассказ очень краткий, состоит преимущественно из неправильных предложений, отсутствуют средства синтаксической связи между ними– 1 балл.
- Низкий уровень - рассказ отсутствует, вместо него воспроизводится несколько дефектных, фрагментарных предложений – 0 баллов.
Приложение 2
Протоколы исследования связных речевых высказываний детей контрольной группы