Блоки для изображения схем алгоритмов и программ
Наименование | Обозначение | Действие |
Процесс | Выполнение любых операций по обработке данных, например вычисления по формуле | |
Решение | Выбор направления выполнения алгоритма в зависимости от условия | |
Ввод – вывод | Ввод – вывод данных. Внутри блока – имена переменных | |
Дисплей | Представление данных на дисплее при выводе. Внутри записывают имена выводимых переменных | |
Документ | Вывод данных на бумажный носитель. Внутри записывают имена выводимых переменных | |
Пуск – останов | ||
Соединитель | Связь между прерванными линиями схемы | |
Межстраничный соединитель | Связь между блоками на разных листах |
Программная документация должна содержать не только схемы алгоритмов, но и их описание. При этом могут описываться действия, выполняемые отдельными блоками или группами блоков. Для удобства ссылок элементы схем могут нумероваться. При этом блоки «Начало» и «Конец» не нумеруются.
Другим способом обозначения блоков является разбиение листа, на котором изображается схема, на прямоугольные зоны. Границы зон обозначаются черточками на границах листа. Размеры зон пропорциональны размеру "a" стороны основного прямоугольника, показанного на рис. 4 (обычно в 2 раза больше). Столбцы зон обозначаются цифрами, а строки – заглавными латинскими буквами. Блоки располагают посредине каждой зоны и обозначают сочетанием букв и цифр их зон, например, A1, B1 и т.д.
Типы алгоритмов
Все алгоритмы традиционно можно разделить на три основных типа:
1. Линейный, который предполагает естественный порядок выполнения (следования) блоков ввода, процесса и вывода.
На рис. 1.4 приведена схема линейного алгоритма для решения следующей задачи.
Задача. Ввести длины a, b, c трех сторон треугольника. Вычислить его площадь, используя формулу Герона:
S=(p*(p-a)(p-b)(p-c))½,
где p – полупериметр треугольника.
2. Разветвляющийся, который задает выполнение вычислений по одному из возможных направлений в зависимости от исходных данных или промежуточных результатов.
На рис. 1.5 приведена схема разветвляющегося алгоритма для решения следующей задачи.
Задача. На плоскости с центром в начале координат проведена окружность радиусом R. Пользователь вводит координаты (X, Y) некоторой точки. Следует вывести на дисплей ответ: находится ли эта точка внутри (в том числе и на границе) круга, или вне его.
3. Циклический, который содержит многократно повторяющиеся участки (циклы). На рис. 1.6 приведена схема циклического алгоритма для решения следующей задачи.
Задача. Вычислить значение функции
Y=sin(X)
для аргумента, изменяющегося в некотором диапазоне
Xn ≤ X ≤ Xk.
Границы диапазона и шаг его прохождения вводить с клавиатуры. Выводить на экран соответствующие значения аргумента и функции.