Устройство вывода графических данных (плоттер).
Плоттер является устройством вывода, которое применяется только в специальных областях. Плоттеры обычно используются совместно с программами САПР. Результат работы практически любой такой программы – это комплект конструкторской и/или технологической документации, в которой значительную часть составляют графические материалы: чертежи, схемы, графики, диаграммы и т. п. Для этого плоттер оборудован специальными вспомогательными средствами.
Поле для черчения у плоттеров соответствует стандартам ISO (форматы A4–A0) или ANSI (форматы A–E).
Все современные плоттеры можно отнести к двум большим классам.
• Планшетные для форматов A3–A2 (реже A1–A0) с фиксацией листа электрическим, реже магнитным или механическим способом, и пишущим узлом.
• Барабанные (рулонные) плоттеры с шириной бумаги формата A1 или A0, роликовой подачей листа, механическим и/или вакуумным прижимом и с пишущим узлом. Барабанные плоттеры используют рулоны бумаги длиной до несколько десятков метров и позволяют создавать длинные рисунки и чертежи.
Устройства хранения данных.
Необходимость во внешних устройствах хранения данных возникает в двух случаях:
• когда на вычислительной системе обрабатывается больше данных, чем можно разместить на базовом жестком диске;
• когда данные имеют повышенную ценность и необходимо выполнять регулярное резервное копирование на внешнее устройство (копирование данных в пределах того же жесткого диска не является резервным и только создает иллюзию безопасности).
В настоящее время для внешнего хранения данных используют несколько типов устройств.
Магнитооптические устройства. Эти устройства получили широкое распространение в компьютерных системах высокого уровня благодаря своей универсальности. С их помощью решаются задачи резервного копирования, обмена данными и их накопления. Однако достаточно высокая стоимость приводов и носителей не позволяет отнести их к устройствам массового спроса.
В этом секторе параллельно развиваются 5,25- и 3,5-дюймовые накопители, носители для которых отличаются в основном форм-фактором и емкостью. Последнее поколение носителей формата 5,25" достигает емкости 5,2 Гбайт. Емкость носителей 3,5" несколько ниже, от 640 Мбайт до 2,3 Гбайт.
В перспективе ожидается появление накопителей заметно большего объема (до нескольких десятков Гбайт).
Флэш-диски. Это современное устройство хранения данных на основе энергонезависимой флэш-памяти. Устройство имеет минимальные размеры и допускает «горячее» подключение в разъем USB (во время работы компьютера), после чего распознается как жесткий диск, причем не требует установки драйвера. Объем флэш-дисков может составлять до 1-2 Тбайт и выше.
Системные ресурсы и их распределение
Основные сведения о ресурсах. Современный компьютер состоит из большого количества разнообразных устройств; и для нормальной работы они должны поддерживаться процессором, им нужен доступ к оперативной памяти и возможность обмена данными с периферией. Также необходимо, чтобы устройства не мешали друг другу, что достигается распределением между ними системных ресурсов.
К системным ресурсам относятся следующие:
• Прерывания. С их помощью устройства могут использовать процессор для обработки возникших в них событий.
• Каналы прямого доступа к памяти (DMA). Используются для обмена данными между устройствами и оперативной памятью без участия процессора. Для реализации этой технологии в каждой системной плате есть контроллер DMA, поддерживающий до восьми каналов обмена данными. Остальные каналы часто свободные, поскольку эта технология практически не применяется в новых устройствах. Распределение каналов DMA почти всегда выполняется успешно, и во многих современных версиях BIOS вообще нет настроек, с ним связанных.
• Порты ввода/вывода. Служат для обмена данными между устройством и процессором. Это диапазоны адресов в шестнадцатеричном виде, по которым процессор может записывать или читать данные с помощью специальных команд IN или OUT. Для этих портов выделен диапазон в 64 Кбайт, большая часть которого свободна, поэтому конфликты с их использованием очень редки.
• Области оперативной памяти, специально выделенные для определенного устройства. Как и в случае с портами ввода/вывода, конфликты с областями памяти встречаются редко.
Прерывания. В работе компьютера часто возникают ситуации, когда процессору необходимо отложить на время выполнение основной программы и обработать нажатие клавиши на клавиатуре, щелчок мыши или другое событие, возникшее в одном из устройств. Для реализации этой задачи во всех компьютерах используют механизм прерывания. Прерывание (INT) – это приостановление процессором выполнения основной программы для обработки события, поступившего от внешнего устройства.
Прерывания могут накладываться друг на друга, и если во время обработки одного прерывания возникает другое с более высоким приоритетом, то выполнение текущего будет приостановлено, и процессор перейдет к более важному. Процессор может обрабатывать тысячи прерываний в секунду, но пользователи не замечают этого, поскольку скорость его работы достаточно велика.
Среди разных групп прерываний следует выделить следующую группу прерываний – это программные прерывания.
Программные прерывания. Они полностью реализуются программным способом без участия контроллера прерываний. Эти прерывания, по сути, – подпрограммы, решающие определенные задачи. Например, все версии BIOS содержат набор программных прерываний, которые выполняют основные операции ввода/вывода, и любая программа может их использовать, или, другими словами, вызывать прерывания BIOS. Свои программные прерывания есть у операционной системы, а также у некоторых других программ.
Технология Plug and Play. В старых компьютерах ресурсы для некоторых плат расширения настраивались вручную, при этом нередко возникали конфликты, особенно после установки новой платы расширения. Решить проблему распределения ресурсов позволила технология Plug and Play, которая выполняет автоматическое конфигурирование подключаемых устройств.
Чтобы воспользоваться всеми преимуществами Plug and Play, необходима поддержка этой технологии со стороны BIOS, операционной системы и подключаемого устройства. На сегодняшний день она полностью применяется как в аппаратном, так и в программном обеспечении, а устройства без ее поддержки являются редкостью.
Содержание отчета
Отчет по лабораторной работе должен содержать:
1) тему и цель лабораторной работы;
2) ответы на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы
1. Что называют вычислительной техникой, вычислительной системой, компьютером?
2. Что такое конфигурация вычислительной системы? На какие две составляющие делится конфигурация вычислительной системы?
3. Что такое аппаратное обеспечение вычислительной системы? Что такое аппаратный интерфейс и протокол? На какие две большие группы делится аппаратное обеспечение? Дайте им характеристику.
4. Что такое программное обеспечение компьютера? Дайте характеристику уровням программного обеспечения.
5. Какие программы называют драйверами устройств?
6. Какие программы называют утилитами?
7. Что называется базовой аппаратной конфигурацией персонального компьютера? Дайте характеристику каждому из его элементов.
8. Что такое монитор? Дайте характеристику основным параметрам монитора.
9. Назовите внутренние устройства персонального компьютера и дайте им характеристику.
10. Что такое платы расширения? Какие устройства могут быть установлены в платы расширения?
11. Расскажите о системах, расположенных на материнской плате компьютера.
12. Что такое процессор? Назовите основные параметры процессора и расскажите о них. Какие дополнительные функции и технологии могут осуществлять процессоры? Что такое система команд процессора? На какие две группы делятся процессоры по количеству команд, которые они могут исполнять? Дайте им характеристику. Что такое совместимость процессоров? Как вы понимаете совместимость «сверху вниз»?
13. Что представляет собой шина? Каких видов она бывает? Расскажите о них. Какие шинные интерфейсы вам известны? Где они используются?
14. Что такое чипсет? Что такое северный и южный мост?
15. Что такое порт компьютера? Назовите и охарактеризуйте порты, используемые в компьютере.
16. Что такое периферийные устройства персонального компьютера? Дайте им характеристику по назначению.
17. Что такое беспроводные клавиатуры?
19. Какие устройства используют для ввода графической информации? Дайте им характеристику.
20. Какие виды сканеров вам известны? В чем их различие?
21. Для чего предназначены принтеры? Назовите различные виды принтеров? В чем их различие?
22. Для чего предназначен плоттер? Дайте характеристику видов плоттера.
23. Для чего используются устройства хранения данных? Назовите их и дайте характеристику устройствам, предназначенным для хранения данных.
24. Для чего предназначен модем? Как он работает?
25. Какие системные ресурсы компьютера вам известны? Дайте им характеристику. Что такое программные прерывания? Что такое технология Plug and Play?
Лабораторная работа № 3
Основные объекты и приёмы управления работой оборудования и приложений операционной системы MS Windows
Основные объекты и приемы управления MS Windows
Цель работы:Изучение приёмов управления, методов использования объектов и приложений операционной системы MS Windows.
Теоретические сведения
Сегодня семейство операционных систем MS Windows (ОС) активно развивается. Регулярно выходят дополнительные пакеты к уже существующим версиям, появились и новые версии: Windows Vista и Windows 7 – версия компьютерной операционной системы семейства Windows NT, следующая за Windows Vista.
Операционная система Windows 7 поступила в продажу 22 октября 2009 года, меньше, чем через три года после выпуска предыдущей операционной системы, Windows Vista. Она с рождения впитала философию Microsoft, которая состоит в том, чтобы предоставить компаниям набор гибких решений, с тем, чтобы компании имели возможность самим решать, где проводить границу между свободой и безопасностью. Речь идёт об инструментах с меняющимися настройками.
К этому можно добавить, что были учтены и некоторые другие, немаловажные аспекты, в частности новые элементы интерфейса:
• Обновленная панель задач – превью окон, функциональное контекстное меню, фиксация, настройка видимости индикаторов.
• Функции Aero Peek и Aero Shake.
• Функция Multi touch, рукописный текст, сенсоры.
• Персонализация вместо тем.
• Переработанный Clear Type, а так же наличие Action Center – все-в-одном.
• Централизованное управление системой.
• Продуманное размещение пунктов настройки.
• Доступ к консоли восстановления системы и к настройкам UAC.
• Удобное включение и отключение предупреждений системы.
• AC – это клиентская часть NAP.
Уделено повышенное внимание работе операционной системы с мультимедийной аппаратурой благодаря наличию Windows Mobility Center:
• Быстрая и интуитивно понятная настройка проектора.
• Настройка мобильного ПК без лишних усилий.
Управление Windows. В Windows большую часть команд можно выполнять с помощью мыши. Элементом управления мыши на экране монитора является указатель мыши (как правило, жирная белая стрелка, направленная в верхний правый угол). Перемещение мыши по плоской поверхности сопровождается перемещением указателя мыши на экране, в частности по рабочему столу. Указатель можно позиционировать (останавливать) на значках или ярлыках объектов или на пассивных элементах управления приложений.
Основные приемы управления с помощью мыши:
1) щелчок – быстрое нажатие левой кнопки мыши;
2) двойной щелчок – два нажатия, выполненные с минимальным интервалом времени между ними;
3) щелчок правой кнопкой – предназначен для вызова динамического (или контекстного) меню;
4) перетаскивание (drag-end-drop) – перемещение экранного объекта или элемента, осуществляется с помощью перемещения мыши при удерживании нажатой ее левой кнопки;
5) специальное перетаскивание – перемещение экранного объекта или элемента, осуществляется с помощью перемещения мыши при удерживании нажатой ее правой кнопки. После перемещения открывается диалоговое окно, содержащее команды для копирования, перемещения или создания ярлыка объекта;
6) протягивание мыши (drag) – выполняется как перетаскивание, но выполняет операцию изменения размеров объекта (увеличения или сжатия);
7) зависание (остановка) указателя на ярлыке (значке) объекта ли на элементе управления, осуществляется в целях вызова всплывающей подсказки, характеризующей свойства объекта.
Значки и ярлыки объектов. Значок является графическим представлением объекта. Ярлык служит только указателем на объект. Удаление значка приводит к удалению объекта, копирование к копированию объекта и т.д. Удаление ярлыка удаляет не объект, а только указатель на объект (также копирование и перетаскивание). Для пользователя приемы работы с ярлыками ничем не отличаются от приемов работы со значками. Ярлыки позволяют экономить место на жестком диске.
Рабочий стол Windows XP. Стартовый экран Windows, начиная с версии 95 и выше, представляет собой системный объект, называемый "Рабочим столом".
Рабочий стол – это графическая среда, на которой отображаются объекты и элементы управления Windows. Все, с чем пользователь имеет дело, работая с компьютером в данной ОС, можно отнести либо к объектам, либо к элементам управления. В исходном состоянии на рабочем столе находится несколько экранных значков (ярлыков) и панель задач (прямая полоса внизу экрана с кнопкой пуск (start) в левой стороне). Значки – это графическое представление объектов Windows, а панель задач – один из основных элементов управления.
Рис. 3.1. Рабочий стол Windows
Файлы и папки Windows.Способ хранения файлов на дисках компьютера называется файловой системой. Иерархическая структура, в виде которой ОС отображает файлы и папки диска, называется файловой структурой.
Основными операциями с файловой структурой считаются:
• навигация (перемещение) по файловой структуре;
• запуск программ и открытие документов;
• создание папок и ярлыков;
• копирование файлов и папок;
• перемещение файлов и папок;
• удаление файлов и папок;
• переименование файлов и папок.
Поиск нужных файлов и папок осуществляется специальным программным средством: Пуск → Найти → Файлы и папки.
Одним из способов работы с файловой структурой является Проводник.
Проводник — служебная программа, предназначенная для навигации по файловой структуре компьютера и ее обслуживания. По сути, мы работаем с ним даже тогда, когда его не видим. Если по щелчку правой кнопкой мыши на каком-либо объекте мы получаем контекстное меню, это результат невидимой работы Проводника. Если при перетаскивании объектов из одного окна в другое происходит их копирование или перемещение, это тоже результат заочной деятельности Проводника.
Однако с ним можно работать и «очно». В Windows XP Проводник вызывается либо из контекстного меню нажатием правой клавишей мыши по любой папке рабочего стола или из меню кнопки Пуск. Окно программы Проводник (рис. 3.2.).
Рис. 3.2. Окно программы Проводник
Окно Проводника имеет две рабочие области: левая панель, называемая панелью папок, и правая панель, называемая панелью содержимого.
Структура окна Проводник:
1) строка заголовка – в ней написано название папки. За эту строку выполняется перетаскивание окна на Рабочем столе. В левой части строки заголовка находится значок Системного меню (открывается двойным щелчком мышки), команды данного меню позволяют управлять размером и размещением окна на Рабочем столе с помощью клавиш управления курсором (клавиатура). В правой части строки заголовка расположены три кнопки управления размером окна – Свернуть, Свернуть в окно (Развернуть), Закрыть.
2) Под Строкой заголовка расположена Строка операционного меню. Меню данной строки (файл, правка, вид и др.) содержат команды, позволяющие проводить операции с содержимым окна или с окном в целом. Команды в меню собраны по смысловому содержанию. Открывается "ниспадающее" меню щелчком мышки.
3) Под строкой операционного меню располагается Панель инструментов,которая содержит командные кнопки с пиктограммами (картинками), соответствующими выполняемой команде.
4) ПодПанелью инструментов находится Адресная строка, в которой указывается доступ к текущей папке. Она также позволяет выполнить переход к другим разделам файловой структуры (дискам, папкам и файлам, расположенном на компьютере) – кнопка с правого края строки.
5) Под Адресной строкой находится Рабочая область папки, в которой отображаются значки объектов, хранящихся в папке.
6) Под Рабочей областью находится горизонтальная Панель прокрутки, справа – вертикальная. Панели прокрутки имеют по две концевые кнопки и движок. Прокрутка осуществляется 3-мя способами: щелчком по одной из концевых кнопок, перетаскиванием движка, щелчком на полосе прокрутки выше или ниже движка.
7) В нижней части окна папки, под полосой прокрутки расположена Строка состояний (или статусная строка), которая отражает дополнительную информацию о папке.
8) Дополнительная панель находится слева и позволяет получить доступ к наиболее часто используемым функциям Windows, выводит дополнительную информацию о файлах или папках. (Она появляется, при нажатии кнопки Папкина панели инструментов.
Рис. 3.3.
Основной папкой в Windows является папка Мой компьютер.
Операции с папкой:
1. Открыть окно исходной папки.
2. Найти нужный объект (файл(ы) или папку(и)). Копирование, перемещение и удаление данных объектов также выполняется разными способами.
3. Переместить объект левой кнопки мыши - перетаскивание.
Если объектов несколько, прежде следует их выделить (маркировать). Маркировка осуществляется 1) мышкой: при нажатой левой кнопке растянуть на объекты рамку или при нажатой клавише CTRL выполнить щелчки по нужным объектам (клавиша Shift и щелчок мышки выделяют рядом расположенные объекты), 2) с помощью клавиатуры – клавиша Shift (ее следует держать нажатой) и клавиши управления курсором.
4. Перемесить объект правой кнопкой мышки – специальное перетаскивание.
5. Скопировать (вырезать, удалить) объекты с помощью команд пиктографического меню.
6. Скопировать (вырезать, удалить) объекты с помощью команд меню Правка строки операционного меню.
7. Скопировать (вырезать, удалить) объекты с помощью клавиатуры (клавиши смотри в меню Правка).
Пункты 5 – 7 выполняются с помощью буфера обмена.
Принцип работы с буфером обмена. Буфера обмена - невидимая для пользователя область памяти, которую создает и обслуживает на компьютере система Windows. В любой момент времени в буфере можно хранить только один объект.
• Открываем папку-источник. Выделяем щелчком нужный объект.
• Копируем или забираем объект в буфер. В первом случае объект остается в папке-источнике и может быть размножен. Во втором случае он удаляется из папки-источника, но может некоторое время храниться в буфере. Последняя операция называется также вырезанием объекта.
• Открываем папку-приемник и помещаем в нее объект из буфера обмена. Три указанные операции (копировать, вырезать и вставить), используя буфер обмена можно выполнять разными способами: 1) классический прием – в использовании пункта Правка в строке меню, 2) командными кнопками панели инструментов: копировать, вырезать, вставить; 4) использование контекстное меню, вызываемое правой кнопкой мыши; 5) использование дополнительной панели слева; 6) использовании комбинаций клавиш клавиатуры: CTRL + С — копировать в буфер; CTRL + X — вырезать в буфер; CTRL + V — вставить из буфера.
Навигация по файловой структуре.Цель навигации состоит в обеспечении доступа к нужной папке и ее содержимому. Навигацию по файловой структуре выполняют на левой панели Проводника, на которой показана структура папок. Папки могут быть развернуты или свернуты, а также раскрыты или закрыты. Если папка имеет вложенные папки, то на левой панели рядом с папкой отображается узел, отмеченный знаком «+». Щелчок на узле разворачивает папку, при этом значок узла меняется на «-». Таким же способом папки и сворачиваются.
Для того чтобы раскрыть папку, надо щелкнуть на ее значке. Содержимое раскрытой папки отображается на правой панели. Одна из папок на левой панели раскрыта всегда. Закрыть папку щелчком на ее значке невозможно — она закроется автоматически при раскрытии любой другой папки.
Запуск программ и открытие документов.Эта операция выполняется двойным щелчком на значке программы или документа на правой панели Проводника. Если нужный объект на правой панели не показан, надо выполнить навигацию на левой панели и найти папку в которой он находится.
Создание папок.Чтобы создать новую папку, сначала следует на левой панели Проводника раскрыть папку, внутри которой она будет создана. После этого надо перейти на правую панель, щелкнуть правой кнопки мыши на свободном от значков месте и выбрать в контекстном меню пункт Создать → Папку. На правой панели появится значок папки с названием Новая папка. Название выделено, и в таком состоянии его можно редактировать. После того как папка будет создана, она войдет в состав файловой структуры, отображаемой на левой панели.
Копирование и перемещение файлов и папок.Папку, из которой происходит копирование, называют источником. Папку, в которую происходит копирование, называют приемником. Копирование выполняют методом перетаскивания значка объекта с правой панели Проводника на левую. Для этого: 1) найти и раскрыть папку-источник, чтобы на правой панели был виден копируемый объект; 2) найти на левой панели папку-приемник, но раскрывать ее не надо; 3) перетащить с правой панели на левую и поместить на значок папки-приемника (эта операция требует аккуратности, поскольку попасть одним значком точно на другой не всегда просто). Для контроля точности попадания надо следить за названием папки-приемника. В тот момент, когда наведение выполнено правильно, подпись под значком меняет цвет, и кнопку мыши можно отпускать.
Если и папка-источник, и папка-приемник принадлежат одному диску, то при перетаскивании выполняется перемещение, а если разным – копирование. В тех случаях, когда нужно обратное действие, выполняют специальное перетаскивание при нажатой правой кнопке мыши.
Удаление файлов и папок.Работа начинается с навигации. На левой панели открывают папку, содержащую удаляемый объект, а на правой панели выделяют нужный объект (или группу объектов).
Удаление можно выполнять несколькими способами: 1) классический способ — с помощью команды Файл → Удалить; 2) из строки меню (если ни один объект не выделен, эта команда не активируется); 3) использовать командную кнопку на панели инструментов; 4) воспользоваться контекстным меню; 5) использовать клавишу Delete клавиатуры.
Щелкните правой кнопкой мыши на удаляемом объекте и выберите в контекстном меню пункт Удалить.
Создание ярлыков объектов.Ярлыки объектов можно создавать двумя способами:
• методом специального перетаскивания (вручную) или с помощью специальной программы-мастера (автоматически). С приемом специального перетаскивания мы знакомы. Объект выбирается на правой панели Проводника и перетаскивается нажатой правой кнопке мыши на значок нужной папки на левой панели. В момент отпускания кнопки на экране появляется меню, в котором надо выбрать пункт Создать ярлык;
• с использованием мастера. Мастерами в системе Windows называют программы, работающие в режиме диалога с пользователем. Диалог строится по принципу «запрос — ответ». Если на все запросы от программы даны корректные ответы, программа ав-томатически выполнит черновую работу.
1. Для того чтобы запустить Мастер создания ярлыка, надо щелкнуть правой кнопкой мыши в окне той папки, в которой создается ярлык объекта.
2. В открывшемся контекстном меню следует выбрать пункт Создать > Ярлык — произойдет запуск мастера.
3. В диалоговом окне мастера имеется командная строка, в поле которой следует ввести путь доступа к объекту, для которого создается ярлык, например C:\Windows\Calc.exe — путь доступа к стандартной программе Калькулятор. Разумеется, пользователь не может помнить пути доступа ко всем нужным объектам, поэтому ввод адреса автоматизирован. Для этого служит командная кнопка Обзор.
4. При щелчке на кнопке Обзор открывается диалоговое окно Обзор. Это стандартное средство для установления пути доступа к объекту.
В поле Папка выбирают нужный диск, на котором расположен искомый файл, — в нашем случае это диск С:.
В рабочей области выбирают папку, в которой расположен файл, — в нашем случае это папка \Windows. Раскрывают эту папку. Если папка раскрыта по ошибке и в ней нет искомого объекта, можно вернуться на шаг назад щелчком на кнопке На один уровень вверх.
Разыскав нужный объект, его выделяют и щелкают на кнопке Открыть. Путь доступа к объекту автоматически заносится в командную строку мастера создания ярлыка.
5. Переход к очередному диалоговому окну мастера выполняют щелчком на командной кнопке Далее.
6. В очередном окне мастера вводят название ярлыка, например: Калькулятор. Если это последнее окно мастера, то кнопка Далее сменяется кнопкой Готово. Щелчок на этой кнопке приводит к выполнению заданной операции.
Данные приемы являются общесистемными. Они относятся не только к Проводнику, но и ко всем окнам папок и большинству окон приложений.
Представление объектов.В системе Windows можно управлять тем, как представляются объекты в окнах папок или на правой панели программы Проводник. Существует пять типов представления объектов: эскизы страниц, плитка, значки, список, таблица.
Выбор метода представления выполняют либо с помощью команд строки меню – пункт Вид, либо с помощью командной кнопки Вид на панели инструментов. Командная кнопка Вид действует как переключатель, автоматически изменяющий способ представления объектов в окне. Если же надо самостоятельно выбрать способ представления, то рядом с этой кнопкой есть раскрывающая кнопка, щелчок на которой раскрывает список возможных режимов.
Упорядочение объектов.Под упорядочением понимают, прежде всего, сортировку. В системе Windows существует четыре метода сортировки: по имени, по типу, размеру и по дате создания. Метод упорядочения выбирают с помощью команды строки меню Вид → Упорядочить значки.
При упорядочении по имени объекты в окне располагаются в алфавитном порядке в соответствии с именами связанных с ними файлов. При упорядочении по типу объекты располагаются тоже в алфавитном порядке, но в соответствии с расширениями имен связанных с ними файлов. Упорядочение по размеру применяют перед проведением служебных операций. Например, перед очисткой жесткого диска с целью высвобождения рабочего пространства удобно знать, какие объекты наиболее ресурсоемки.
Принципы внедрения и связывания объектов.ОС Windows позволяет:
• Создавать комплексные документы, содержащие несколько различных типов данных;
• Обеспечивать совместную работу нескольких приложений при подготовке одного документа;
• Переносить и копировать объекты между приложениями.
Так, например, рисунок, созданный в графическом редакторе Paint, можно скопировать в текстовый документ, разрабатываемый в текстовом редакторе WordPad, то же можно делать и с фрагментами звукозаписи и видеозаписи. Разумеется, звуковой объект нельзя отобразить на печатной странице, но если документ электронный, то его можно вставить в текст в виде значка. Щелчок на этом значке во время просмотра документа позволит прослушать связанную с ним звукозапись.
Возможность использования в одном документе объектов различной природы является очень мощным инструментом Windows. Она основана на т.н. концепции внедрения и связывания объектов (OLE – Object Linking and Embedding).
Внедрение объектов.Под внедрением объектов понимается создание комплексного документа, содержащего два или более автономных объектов. Обычным средством внедрения объектов в документ является их импорт из готового файла, в котором данный объект хранится. Например, если в графическом редакторе Paint был создан и сохранен на диске файл рисунка ABCD.bmp, то в тестовом редакторе WordPad этот рисунок можно вставить в текстовый документ с помощью команды Вставка – Объект.
Импорт вставляемого объекта обеспечивается переключателем Создать из файла, а его выбор на диске – кнопкой Обзор. Кроме графических объектов в текстовый документ можно внедрять и объекты другой природы – тексты, фрагменты звукозаписи и видеозаписи.
При сохранении комплексного документа происходит сохранение и текста и всех внедренных в него объектов. Рисунок, ранее существовавший в виде отдельного графического файла, теперь внедрен в текстовый документ и располагается внутри него. При этом размер исходного текстового документа возрастает на величину внедренных документов.
Связывание объектов.Однако мы могли поместить рисунок в текстовый документ и другим способом. В том же диалоговом окне Вставка → Объект есть флажок, который называется Связь. Если установить этот значок перед вставкой объекта, то происходит другой тип вставки, который называется связыванием.
Связывание отличается от внедрения тем, что сам объект не вставляется в документ, а вместо этого вставляется только указатель на местоположение объекта. Когда при просмотре документа Вы дойдете до этого указателя, текстовый редактор обратится по адресу, имеющемуся в указателе, и отобразит рисунок в тексте документа.
При использовании связывания объектов размер результирующего комплексного документа практически не увеличивается, т.к. указатель занимает очень мало места. Но, если не принять специальные меры, то при передаче такого документа заказчику не произойдет передача связанных объектов, т.к. они останутся в своих местах хранения. Это явление называется разрывом, или потерей связи. Потерянные связи надо восстанавливать. Потеря связи может происходить даже при простом перемещении связанных объектов из одной папки в другую. При использовании метода связывания объектов необходимо специально контролировать целостность связей между объектами и выполнять операции обслуживания этих связей (обновления и восстановления).
Сравнение методов внедрения и связывания.И тот и другой методы имеют свои области применения. Внедряя объекты, мы избавляемся от необходимости поддерживать и обслуживать связи, но при этом получаем файлы огромных размеров. Связывая объекты, мы резко уменьшаем размеры файлов и значительно повышаем производительность компьютера, но вынуждены следить за тем, чтобы все связанные объекты хранились строго в тех папках, в которые они были помещены в момент создания связи.
На практике обычно поступают следующим образом. Если документ готовится для печати на принтере или для просмотра на экране в пределах локальной сети предприятия, то объекты в него вставляют методом связывания. Если же документ готовится для передачи в электронном виде во внешние структуры, в него объекты внедряются.
Работа с архиватором WinRAR
Архивация - это сжатие, уплотнение, упаковка информации с целью ее более рационального размещения на внешнем носителе (диске или дискете). Архиваторы - это программы, реализующие процесс архивации и создающие сжатые резервные копии информации для защиты ее от потери.
Специальными методами сжатия создаются копии файлов меньшего размера, что даёт возможность на дисках или дискетах разместить больше информации, то есть повысить плотность хранения информации на единицу объёма носителя (дискеты или диска).
Архивные файлы широко используются для передачи информации в Интернете и по электронной почте, позволяющие повышатьскорость её передачи.
Архиваторы выполняют следующие операции: помещают копии файлов в архив, извлекают файлы из архива, просматривают оглавление архива и тестируют его целостность, удаляют файлы, находящиеся в архиве, и обновляют их, устанавливают пароль при извлечении файлов из архива и др. Существует целый ряд программ архивации, отличающиеся форматом архивных файлов, скоростью работы, степенью сжатия, набором услуг (полнотой меню для пользователя), удобством пользования (интерфейсом), наличием помощи, собственным размером.
Наиболее популярны и широко используются архиваторы: ARJ, 7 ZIP, RAR, ACE, ICE.
Основные особенности программы WinRAR.WinRAR — это 32-разрядная версия архиватора RAR для Windows, мощного средства создания архивов и управления ими.
WinRAR для Windows поставляется в двух вариантах:
• версия с графическим интерфейсом пользователя (GUI) - WinRAR.exe;
• консольная версия - Rar.exe, запускаемая из командной строки и работающая в текстовом режиме.
Рис. 3.4.
Возможности WinRAR:
• полная поддержка архивов RAR и ZIP;
• использование оригинального высокоэффективного алгоритма сжатия данных;
• наличие графической оболочки с поддержкой технологии перетаскивания (drag & drop);
• возможность использования интерфейса командной строки;
• работа с архивами других форматов (7Z, ACE, ARJ, ISO и др.);
• поддержка непрерывного (solid) архивирования, при котором, как правило, достигается заметно более высокая степень сжатия (на 10 - 50% и выше), чем дают обычные методы, особенно если упаковывается значительное количество небольших файлов однотипного содержания;
• поддержка многотомных архивов;
• создание самораспаковывающихся (SFX) обычных и многотомных архивов с помощью разных модулей SFX;
• возможность восстановления физически повреждённых архивов;
• возможность создания и использования специальных томов для восстановления, позволяющих воссоздавать недостающие или повреждённые тома многотомных архивов.
• поддержка кодировки Юникод в именах файлов;
• наличие других дополнительных функций, например, шифрования данных и имён файлов в архиве, добавления архивных комментарий, ведения протокола ошибок и пр.
Интерфейс программы WinRAR.Меню WinRAR содержит следующие пункты: Файл, Команды, Операции, Избранное, Параметры и Справка. Ещё один элемент интерфейса — панель инструментов. Она находится ниже меню и выше списка файлов. Кнопки на панели инструментов повторяют пункты из меню Команды (у всех пунктов в этом меню ест