Созданные с использованием механизма наследования новые классы называются классами-наследниками или классами-потомками.
//Объявление базового класса
Class A
{
… //Члены класса A
};
//Объявление класса-наследника
Class B : public A
{
… //Собственные члены класса B
};
Новые классы наследуют только те свойства и методы, которые объявлены в разделах public и protected базовых классов. При этом свойства и методы из раздела protected доступны только базовому классу и его наследникам, тогда как свойства и методы из раздела public доступны объектам любого класса (рис. ). Исключением из этого правила являются конструкторы и деструкторы, которые не наследуются.
Уровни доступа к членам класса
Пример
#include <iostream.h>
#include <math.h>
class farida {
public:
// illustrasiya nasledovaniya
int a;
int b;
int vag1(int s) { a=2*s+8;return(a);}
int vag2 (int s) { b=2*s*s+4*s;return(b);}
} ;
Class aytan :public farida
{
public:
int a;
int b;
int vag3(int s) { a=2*s+8;return(a);}
int vag4 (int s) { b=2*s*s+4*s;return(b);}
} ;
aytan * z=new aytan;
aytan * w=new aytan;
farida * x =new farida;
farida * y=new farida;
main ()
{ int d,c,g,h;
c= x->vag2(1);d= x->vag1(2); ;x->a=1;g=z->vag2(x->a);cout<<g<<endl;
c=x->a; cout<<c<<endl;
if (x->a==x->b )
cout<<x->vag1(2) ;
else
cout<<y->vag2(6);
delete x;delete y;
}
В состав класса B входят собственные члены и члены класса A из разделов public и protected.
Рассмотрим другой пример наследования, в качестве базового класса возьмем класс person, характеризующий любого человека, и включим в раздел protected свойство класса name– имя человека:
class person
{
protected:
char name[20];
};
Создадим на основе класса person класс-наследник student:
class student : public person
{
char department[20]; // факультет
public:
student(char* _name, char* _department);
void message();
};
//Конструктор
student :: student(char* _name, char* _department)
{
strcpy(name, _name);
strcpy(department, _department);
}
//message – метод, сообщающий сведения об объекте
Void student::message()
{
cout << "My name is " << name << ". I study at " << department << endl;
}
Как видно, методы класса student используют как собственное свойство, так и свойство, полученное по наследству.
Создание объекта класса student и вызов его метода ничем не отличаются от того, как это делается для класса без наследования:
int main(void)
{
student N("Nick", "SS,SK,VT");
N.message();
return 0;
}
Во время выполнения такой программы на экране появляется сообщение:
My name is Nick. I study at SS, SK, VT.
Теперь рассмотрим наследование методов базового класса, включим в базовый класс конструктор, инициализирующий собственное свойство базового класса значением "Noname", и метод message, сообщающий информацию о классе:
Class person
{
protected:
char name[20];
public:
Person(); // constructor
void message();
};
Person :: person()
{
strcpy(name, "Noname");
}
Void person::message()
{
cout << "My name is " << name << endl;
}
Таким образом, в класс-наследник student теперь включены два метода message, имеющие одинаковый тип и одинаковый список параметров – один из базового класса, другой – собственный. Собственный метод доступен через имя объекта. Однако можно получить доступ к унаследованному методу, если использовать для доступа к методу указатель соответствующего типа – указатель на базовый класс:
int main(void)
{
person A;
student B("Ann", "SS,SK,VT");
A.message();
B.message();
person* pperson = &B;
pperson->message();
student* pstudent = &B;
pstudent->message();
return 0;
}
На экране увидим сообщения:
Noname Сообщение об= объекте A
Ann SS,SK,VT Сообщение об объекте B (используется
собственный метод message)
Ann Сообщение об объекте B (используется
метод message, полученный по наследству)
Ann SS,SK,VT Сообщение об объекте B (используется
собственный метод message)
В С++ можно избежать получения по наследству метода, если метод с таким же именем включен в класс-потомок, для этого используется механизм виртуальных функций.
Виртуальная функция - это функция, объявленная в базовом классе с помощью ключевого слова virtual, такая функция в классах-потомках замещается на функцию, принадлежащую производному классу и имеющую то же имя:
class person
{
protected:
char name[20];
public:
person();
virtual void message();
};
Теперь результатом выполнения программы будут следующие сообщения:
Noname Сообщение об объекте A
Ann SS,SK,VT Сообщение об объекте B (используется
собственный метод message)
Ann SS,SK,VT Сообщение об объекте B (используется
собственный метод message)
Ann SS,SK,VT Сообщение об объекте B (используется
собственный метод message)
С помощью виртуальных функций можно создать класс-наследник, имеющий тот же интерфейс, что и базовый класс, но обладающий своей собственной моделью поведения. Механизм виртуальных функций реализуется следующим образом: обычно обработка вызовов функций выполняется на этапе компиляции и завершается на этапе редактирования связей, когда вызов метода жестко связывается с соответствующей функцией (раннее связывание); если метод объявлен как виртуальный, выполняется так называемое позднее связывание, т. е. связывание вызова и функции во время выполнения программы.
Вопрос . Полиморфизм
Полиморфизм – это принцип ООП, позволяющий включать в состав класса несколько функций с одинаковыми именами, но выполняющих различные действия. Такие функции должны иметь различные списки параметров, они должны отличаться или количеством параметров в списках, или типами соответствующих параметров. Полиморфизм в ООП есть проявление свойства языка C++, называемого перегрузкой функций .
Пример полиморфизма – класс графических примитивов Draw. Класс может проявить себя как текст, прямоугольник или окружность. Для этого в класс включены три метода show(), различающиеся параметрами.
Компилятор, обрабатывая вызов функции, сопоставляет список фактических параметров со списками формальных параметров всех методов класса, имеющих то же имя, и выбирает ту функцию, у которой список формальных параметров совпал со списком фактических параметров при вызове функции:
#include <string.h>
#include <iostream.h>
Class Draw
{
int x1, y1, x2, y2, r;
char *message;
public:
Draw();
virtual ~Draw();
void show();
void show(int xx1, int yy1, int xx2, int yy2);
void show(int xx1, int xx2, int rr);
};
Draw::Draw() // конструктор
{
x1=x2=y2=y1=r=0;
message=new char[10];
strcpy(message, "text");
}
Draw::~Draw() // деструктор
{
delete[] message;
message=NULL;
}