Электронное обучение: самообучение; обучение, управляемое инструктором; дистанционное обучение.
Если оценивать наиболее значимые изменения, произошедшие за последние десять лет в образовательной индустрии, то абсолютное большинство из них связаны с повсеместным внедрением информационно - телекоммуникационных технологий в учебный процесс. Традиционное классическое обучение, веками практикуемое во всём мире, стало всё менее отвечать современным потребностям общества в условиях всеобщей мобильности и глобализации. Если ранее достаточно было один раз получить хорошее образование и в дальнейшем использовать его практически всю жизнь, то в наше время во многих отраслях обновление знаний должно происходить не реже, чем в пять лет, а в ряде случаев ежегодно.
Электронное обучение (e-Learning) уже сегодня включает в себя достоинства обоих форм обучения. С одной стороны, предлагая унифицированную услугу вне зависимости от места и времени обучения, с другой - включая интерактивные формы взаимодействия слушателя и преподавателя, а также прогрессивный контроль обучения.
Электронное обучение может быть определено в широком смысле слова как любое использование Web - и Интернет - технологий для обучения. Различные типы электронного обучения требуют применения различных инструментов и технологий.
Существует несколько видов электронного обучения:
· самообучение;
· обучение, управляемое инструктором;
· теленаставничество и дистанционная подготовка.
Цель электронного обучения, управляемого обучаемым, заключается в передаче высокоэффективных образовательных знаний независимым учащимся.
Дистанционное обучение
В этих типах электронного обучения используются видеоконференции, мгновенный обмен сообщениями, Интернет - телефоны и другие инструменты совместной работы.
Дистанционная подготовка имеет более кратковременные сроки, определяемые проектом цели. При дистанционной подготовке контакт между человеком, дающим советы, и учащимся определён более точно. Он обычно ограничен определённой темой, такой, как решение конкретной проблемы или выполнение конкретного проекта. Дистанционный педагог выступает в роли технического или делового консультанта, а не советника по личным вопросам и общему карьерному росту.
Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.
Дистанционное обучение позволяет:
§ снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы, как учащихся, так и преподавателей;
§ проводить обучение большого количества человек;
§ повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т.д.
§ создать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения).
Управление качеством образования на основе информационных технологий
Сфера образовательных услуг все больше представляет собой крупный сектор экономики. Ее масштабы, структура и уровень развития занимают особое место в оценке экономического статуса страны. Образование становится услугой, которая имеет все необходимые свойства товара и, следовательно, как любой объект рынка, оценивается. В этих условиях становится закономерным появление понятия «рынок образовательных услуг». Спрос на качественные образовательные услуги и подготовку высокопрофессиональных кадров, особенно в крупных городах, удовлетворяется, в том числе, за счет организаций, далеких от образовательной сферы, качество оказываемых услуг которых не контролируется и вызывает сомнения. Необходимым условием для формирования инновационной экономики становится модернизация системы образования на основе применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
И информационные технологии, и системы, используемые в образовательном процессе (контроль и оценка качества обучения, показатели, критерии и способы оценки и др.), и инструменты информатизации управления деятельностью вуза (подсистемы автоматизации управления) являются способом реализации системы менеджмента качества в вузе. Прежде всего, речь идет о создании и функционировании распределенной информационной системы на основе технологии клиент-сервер, которая функционирует в рамках единой информационной среды (ЕИС) учебного заведения, обеспечении доступа пользователей к учебным, учебно-методическим и организационным материалам, данным мониторинга качества образования.
Использование информационных технологий обеспечивает тесную интеграцию всех элементов образовательной системы вуза на базе единой информационной среды, являющейся системно-организационной совокупностью средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения.