Кибернетические методы Data Mining
Второе направление Data Mining - это множество подходов, объединенных идеей компьютерной математики и использования теории искусственного интеллекта.
К этой группе относятся такие методы:
· искусственные нейронные сети (распознавание, кластеризация, прогноз);
· эволюционное программирование (в т.ч. алгоритмы метода группового учета аргументов);
· генетические алгоритмы (оптимизация);
· ассоциативная память (поиск аналогов, прототипов);
· нечеткая логика;
· деревья решений;
· системы обработки экспертных знаний.
Методы Data Mining также можно классифицировать по задачам Data Mining.
В соответствии с такой классификацией выделяем две группы. Первая из них - это подразделение методов Data Mining на решающие задачи сегментации (т.е. задачи классификации и кластеризации) и задачи прогнозирования.
В соответствии со второй классификацией по задачам методы Data Mining могут быть направлены на получение описательных и прогнозирующих результатов.
Описательные методы служат для нахождения шаблонов или образцов, описывающих данные, которые поддаются интерпретации с точки зрения аналитика.
К методам, направленным на получение описательных результатов, относятся итеративные методы кластерного анализа, в том числе: алгоритм k-средних, k-медианы, иерархические методы кластерного анализа, самоорганизующиеся карты Кохонена, методы кросс-табличной визуализации, различные методы визуализации и другие.
Прогнозирующие методы используют значения одних переменных для предсказания/прогнозирования неизвестных (пропущенных) или будущих значений других (целевых) переменных.
К методам, направленным на получение прогнозирующих результатов, относятся такие методы: нейронные сети, деревья решений, линейная регрессия, метод ближайшего соседа, метод опорных векторов и др.
Задачи Data Mining
Задачи (tasks) Data Mining иногда называют закономерностями (regularity) или техниками (techniques).
Единого мнения относительно того, какие задачи следует относить к Data Mining, нет. Большинство авторитетных источников перечисляют следующие: классификация, кластеризация, прогнозирование, ассоциация, визуализация, анализ и обнаружение отклонений, оценивание, анализ связей, подведение итогов.
Визуализация данных – это представление информации с помощью изображений, графиков, схем, таблиц и диаграмм. Ценность визуализации в том, что она часто позволяет наиболее наглядно и лаконично выявить и показать содержащуюся в данных информацию, потому что на картинке можно сразу продемонстрировать то, что в вербальном эквиваленте займет не один абзац.
В разработке способов визуального представления данных в равной мере принимают участие ИТ-специалисты и дизайнеры, так как от дизайна во многом зависит, насколько понятной и «читаемой» будет визуализация.
С помощью визуализации данных решаются самые разные задачи.
Во-первых, это важный инструмент на начальных этапах анализа данных. Самые простые графики позволяют быстро обнаружить в данных закономерности, тенденции или аномалии, на которые будет ориентироваться аналитик при дальнейшей работе с данными. Аналогичным образом журналист, используя графики при первичном просмотре данных, может сформулировать для себя вопросы, из которых в дальнейшем можно вывести сюжет для очередного материала.
Во-вторых, визуализации часто играют важную роль в представлении конечных результатов анализа. Это могут быть статичные графики, иллюстрирующие тенденции; интерактивные визуализации, позволяющие пользователям самостоятельно исследовать данные; а также инфографика (статическая или интерактивная), наглядным образом представляющая основанную на данных историю.
Важная задача визуализации в том, чтобы в одной картинке с ограниченным числом физических измерений (как правило, двухмерной) показать множество содержащихся в данных измерений и взаимосвязь между ними.
Вопросы для самоконтроля
1. Как оределяем Коэффициент корреляции Пирсона?
Как решать Задачи Data Mining?
3. Что означает Обработка больших объёмов данных?
4. Какие виды бывает Деревья решений.