Применение компьютерных средств в обучении экономики.
Компьютерное образование, является велением времени, и вопрос: вводить или не вводить компьютер в образовательные учреждения - давно решён положительно. Появились такие понятия, как компьютерная грамотность, информационная культура, которые предполагают, что компьютер станет повседневным техническим средством на работе, дома, в процессе обучения.
Компьютерная грамотность – это умение находить и воспринимать информацию, применяя компьютерные технологии, создавать объекты и устанавливать связь в гиперсреде, включающей в себя все типы и носители информации; конструировать объекты и действия в реальном мире и его моделях с помощью компьютера.
Информационная культура личности предполагает способность человека осознать и освоить информационную культуру мира как систему символов и знаков, прямых и обратных информационных связей и свободно ориентироваться в информационном обществе, адаптироваться к нему.
Компьютеризация обучения позволяет уменьшить разрыв между тем, что дат своим выпускникам школа, и требованиями, которое им предъявляет современное общество. Тем более уже сейчас показателем высокого профессионализма современного учителя считается компьютерная компетентность, а не просто компьютерная грамотность.
Компьютер в сфере образования выступает в разных функциях:
a. как предмет изучения;
b. как средство в учебно-воспитательном процессе;
c. как компонент системы педагогического управления;
d. как компонент управления образовательными учреждениями;
e. как средство научно-педагогической деятельности.
В связи со столь разнообразными функциями компьютера и информационных технологий в образовательной сфере существует следующая классификация видов их применения:
1. Учебное
2. Орудийное
3. Профессиональное и профориентационное
4. Дефектологическое
5. Досуговое
6. Учительское
7. Организационное
8. Педвузовское
Внедрения современных компьютерных технологий предполагает наличия в образовательных учреждениях:
· Современных компьютеров и средств коммуникаций как технических средств обучения;
· Системного и прикладного программного обеспечения;
· Методических разработок по применению новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе.
При компьютеризации образования возникает ряд сложных проблем, требующих своего изучения и решения:
1 Учёт мотивационного фактора. Одним учащимся интереснее сам компьютер и области его применения, другие стремятся его использовать в творческой деятельности – рисовать сочинять музыку, писать сочинения, статьи. Третьих, имеющих прагматическую направленность, увлекает работа с издательскими системами, средствами анимации и видеомонтажом, электронной почтой и т. д.
2 Учёт индивидуального фактора. Разработка программ с учётом не только степени обученности и обучаемости школьников, но и лево-правополушарного доминирования.
3 Учёт этнического фактора. Разработка программ на родном языке и т. д.
4 Создание компьютерных баз данных по направлениям: «Ученик», «Успеваемость», «Трудные подростки» и т. д. для организации педагогического менеджмента (управления) и другие аспекты.
Любая обучающая система на базе ЭВМ и программное обеспечение к ней должны базироваться на основополагающих принципах, имеющих в специальной литературе «три “и”»: инициатива, индивидуализация, интерактивность.
Инициатива – предполагает предоставления обучаемому возможности прерывать и возобновлять курс в любом месте, задавать вопросы, просить о помощи, возвращаться назад для повторения, не ограничивать инициативу при составлении ответов.
Индивидуализация – означает создание учебно-программного обеспечения, ориентируемого на индивидуальные особенности и стиль учебной деятельности конкретного обучаемого.
Интерактивность – подразумевает взаимный обмен информацией в режиме диалога как между обучаемым и системой в целом, так и между отдельными частями системы.
Если компьютер используется как средство учебной деятельности, то его функции мало чем отличаются от тех , которые он выполняет в рамках других видов деятельности. Возможности применения значительны: от справочной системы до средства моделирования некоторых ситуаций.
Выполнение функций обучения – наиболее существенная характеристика применения компьютера в обучении.
Задачи применения компьютера в обучении:
v Обеспечения обратной связи в процессе обучения
v Обеспечения индивидуализации учебного процесса
v Повышение наглядности учебного процесса
v Поиск информации из самых широких источников
v Моделирование изучаемых процессов или явлений
v Организация коллективной и групповой работы
Использовать компьютер в качестве средства обучения можно по-разному: это и работа всем классом и группами, и индивидуальная работа. Перечисленные способы обусловлены не только наличием или нехваткой достаточного количества аппаратных средств, но и дидактическими целями. Так, если в классе имеется только компьютер или если учитель ставит перед собой задачу организации коллективной работы по поиску решения задач, он организует работу класса на основе учительского компьютера. Такой подход в ряде случаев оказывается даже более продуктивным, чем индивидуальная работа учащихся с компьютером.
Заключение
Технические средства обучения уже довольно давно вошли в наши образовательные учреждения и течении второй половины двадцатого века получили широкое распространение. Накоплен интересный практический опыт, разработаны научные основы их применения. Однако с появления ЭВМ и постепенным использованием их в образовании, особенно в последние двадцать лет, стоит проблема технического переоснащения школ, детских садов, вузов, среднеспециальных учреждений. Сложность данного этапа заключается в том, что традиционные технические средства обучения так и не стали обычными, повседневными средствами, используемыми массовым учителем, а время требует перехода на современные образовательные информационные технологии на основе компьютера и мультимедийной аппаратуры.
Учитывая экономическое и политическое положение нашей страны и понимая, что современные компьютеры далеко не сразу придут во все образовательные учреждения в необходимом количестве, я при написании этой работы дал характеристику и охарактеризовал методику использования и традиционных средств, которыми в основном укомплектованы наши образовательные учреждения, и рассказал о новых. Поэтому в данной работе я предоставил широкий спектр как традиционных, так и новых технических средств. Так же я охарактеризовал общие дидактические принципы их использования в разных учебных учреждениях.