Применение проектного метода в обучении экономики.
Достоинства проектного метода заключается в следующем:
- активизирует профессиональную самостоятельную деятельность студентов;
- поощряет и усиливает истинное учение со стороны студентов, так как оно личностно-ориентировано;
- самомотивируемо, то есть происходит возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
- позволяет учиться на собственном опыте в конкретном деле;
- приносит удовлетворение студентам, видящим продукт своего собственного труда;
- развивает коммуникативные способности студентов при работе в группах;
- развивает исследовательские умения студентов (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, анализа).
Для эффективного применения данной технологии необходима соответствующая методическая база: курсы лекций, методические указания по выполнению практических задач, методические указания по организации и проведению учебной практики, разработка тематики проектов и планов работы.
Современными стандартами образования предусмотрено значительное увеличение количества часов практического обучения, в том числе на учебную практику. Одна из них - это учебная практика на втором курсе. Требования к данной практике по предмету «Экономика организации» создают оптимальные условия для применения проектного метода обучения.
В настоящее время существует большое многообразие типов проектов. Из всего этого многообразия, для учебной практики наиболее применимы практико-ориентированные проекты. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы участников, связан с их будущей трудовой деятельностью. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие результаты совместной деятельности и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организация систематической внешней оценки проекта.
Проект виртуальной фирмы носит творческий характер, его выполнение формирует профессиональную самостоятельность студентов, воспитывает ответственное отношение к будущей профессии.
Изучение и анализ инноваций свидетельствуют о том, что появляются новые организационные формы обучения, которые можно назвать междисциплинарными. На такого рода занятиях выполняются межпредметные задания, в ходе которых студентам приходится применять знания и умения, приобретенные в процессе изучения различных специальных дисциплин.
При проведении презентация виртуальных фирм используется проектный метод с элементами деловой игры.
Алгоритм деятельности преподавателя и учащихся в технологии
проектного обучения (no B.B. Гузееву)
Этапы работы | Содержание работы | Деятельность студентов | Деятельность преподавателя |
1 Подготовительный | Определение темы и целей проекта | Обсуждают их, выбирают одну из тем | Предлагает темы проектов |
Выделение подтем в теме проекта | Выбирают для себя подтему или предлагают новую | Принимают участие в обсуждении студентами подтем проекта | |
Формирование творческих групп | Объединяются в микрогруппы, распределяют обязанности между членами команды | Проводит организационную работу по объединению студентов в группы (на основе выбираемых подтем) | |
Подготовка материалов к исследовательской работе | Отдельные студенты привлекаются к разработке заданий | Разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности, подбирает литературу | |
Установление способа предоставления результатов (формы отчета) и критериев оценки результата и процесса | Обсуждают и корректируют формы предоставления результатов и критерии оценивания | Предлагает формы отчетов и примерные критерии оценивания работ | |
2 Планирование | Определение источников, способов сбора и анализа информации | Корректируют и дополняют предложения преподавателя | Предлагает основную литературу, способы сбора информации |
3 Разработка проекта | Осуществление накопления информации путем работы с литературой, анкетирования, эксперимента и др. | Осуществляют поисковую работу по накоплению, систематизации, обобщению информации | Консультирует, координирует работу студентов, стимулирует их деятельность |
4 Оформление результатов | Оформление результатов согласно выбранной форме отчета. Возможные формы предоставления результатов (отчета): устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет | Оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами | Консультирует, координирует работу студентов, стимулирует их деятельность. |
5 Презентация | Предоставление выполненной работы | Докладывают о результатах своей деятельности | Организует экспертизу, привлекая преподавателей, специалистов |
6 Оценивание | Оценка работ согласно разработанным критериям | Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок | Оценивает работы студентов, потенциал продолжения работы, качество отчета |