Применение проектного метода в обучении экономики.

Достоинства проектного метода заключается в следующем:

- активизирует профессиональную самостоятельную деятельность студентов;

- поощряет и усиливает истинное учение со стороны студентов, так как оно личностно-ориентировано;

- самомотивируемо, то есть происходит возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;

- позволяет учиться на собственном опыте в конкретном деле;

- приносит удовлетворение студентам, видящим продукт своего собственного труда;

- развивает коммуникативные способности студентов при работе в группах;

- развивает исследовательские умения студентов (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, анализа).

Для эффективного применения данной технологии необходима соответствующая методическая база: курсы лекций, методические указания по выполнению практических задач, методические указания по организации и проведению учебной практики, разработка тематики проектов и планов работы.

Современными стандартами образования предусмотрено значительное увеличение количества часов практического обучения, в том числе на учебную практику. Одна из них - это учебная практика на втором курсе. Требования к данной практике по предмету «Экономика организации» создают оптимальные условия для применения проектного метода обучения.

В настоящее время существует большое многообразие типов проектов. Из всего этого многообразия, для учебной практики наиболее применимы практико-ориентированные проекты. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы участников, связан с их будущей трудовой деятельностью. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие результаты совместной деятельности и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организация систематической внешней оценки проекта.

Проект виртуальной фирмы носит творческий характер, его выполнение формирует профессиональную самостоятельность студентов, воспитывает ответственное отношение к будущей профессии.

Изучение и анализ инноваций свидетельствуют о том, что появляются новые организационные формы обучения, которые можно назвать междисциплинарными. На такого рода занятиях выполняются межпредметные задания, в ходе которых студентам приходится применять знания и умения, приобретенные в процессе изучения различных специальных дисциплин.

При проведении презентация виртуальных фирм используется проектный метод с элементами деловой игры.

Алгоритм деятельности преподавателя и учащихся в технологии

проектного обучения (no B.B. Гузееву)

Этапы работы Содержание работы Деятельность студентов Деятельность преподавателя
1 Подготовительный Определение темы и целей проекта Обсуждают их, выбирают одну из тем Предлагает темы проектов
Выделение подтем в теме проекта Выбирают для себя подтему или предлагают новую Принимают участие в обсуждении студентами подтем проекта
  Формирование творческих групп Объединяются в микрогруппы, распределяют обязанности между членами команды Проводит организационную работу по объединению студентов в группы (на основе выбираемых подтем)
Подготовка материалов к исследовательской работе Отдельные студенты привлекаются к разработке заданий Разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности, подбирает литературу
Установление способа предоставления результатов (формы отчета) и критериев оценки результата и процесса Обсуждают и корректируют формы предоставления результатов и критерии оценивания Предлагает формы отчетов и примерные критерии оценивания работ
2 Планирование Определение источников, способов сбора и анализа информации Корректируют и дополняют предложения преподавателя Предлагает основную литературу, способы сбора информации
3 Разработка проекта Осуществление накопления информации путем работы с литературой, анкетирования, эксперимента и др. Осуществляют поисковую работу по накоплению, систематизации, обобщению информации Консультирует, координирует работу студентов, стимулирует их деятельность
4 Оформление результатов Оформление результатов согласно выбранной форме отчета. Возможные формы предоставления результатов (отчета): устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет Оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами Консультирует, координирует работу студентов, стимулирует их деятельность.
5 Презентация Предоставление выполненной работы Докладывают о результатах своей деятельности Организует экспертизу, привлекая преподавателей, специалистов
6 Оценивание Оценка работ согласно разработанным критериям Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок Оценивает работы студентов, потенциал продолжения работы, качество отчета



Наши рекомендации