Окна — объекты графического интерфейса
Основу нового графического интерфейса пользователя составляет организованная и хорошо продуманная система окон и других графических объектов.
Окно — обрамленная прямоугольная область на экране монитора, в которой отображаются приложение, документ, сообщение. Окно будет активным (текущим), если с ним в данный момент работает пользователь.
Окна на экране монитора (на электронном рабочем столе) аналогичны листам бумаги, располагающимся на столе и содержащим какую-либо информацию. Различают несколько типов окон, вид которых и появление на экране монитора определяются отображаемой в них информацией. Структура этих окон выполнена в соответствии с разработанным стандартом. Такими типовыми окнами, которые будут рассмотрены ниже, являются окно приложены и, окно документа, диалоговое окно. Окно справочной системы, также являющееся типовым, является разновидностью диалогового окна, но в нем дополнительно предусмотрена возможность использования гиперссылок для быстрого перехода к различным разделам справки.
Общая концепция Windows состоит в максимальной стандартизации всех элементов и приемов работы, чтобы при подключении нового приложения не надо было осваивать все заново. Поэтому структура окон максимально унифицирована и пользовательский интерфейс очень однообразен.
Окна приложения и документа
Перечислим стандартные элементы, которые составляют окно любого приложения (рис. 12.8):
· рабочее поле, где располагаются создаваемые в этом приложении документы. Они могут занимать весь экран, а могут быть свернуты в значки, как показано на рис. 12.8;
· управляющее (основное) меню, содержащее имена ниспадающих меню;
· ниспадающее меню, содержащее группы команд, объединенных по функциональному назначению;
· панели инструментов, представляющие собой линейки командных кнопок для быстрого выбора наиболее часто используемых команд;
· заголовок окна, в котором отображается название приложения
· кнопка системного меню, с помощью которого вызываются команды изменения размеров окна и его перемещения;
· кнопки <Свернуть>, <Развернуть> (<Восстановить>) и <3акрыть>, дублирующие команды системного меню и служащие для ускорения их вызова;
· строка состояния, содержащая информацию о режимах работы приложения.
Окно документа всегда встроено в окно приложения. По своей структуре оно напоминает окно приложения, но существенно проще. Окно документа во многих приложениях имеет стандартный вид с элементами, указанными на рис. 12.9:
· рабочее поле, где создается документ средствами приложения;
· вертикальные и горизонтальные линейки прокрутки. Они появляются в документах, занимающих места больше, чем площадь рабочего поля, и служат для просмотра документа по вертикали и горизонтали;
· заголовок окна документа, где отображается его название, совпадающее с именем файла;
· кнопка системного меню и кнопки <Свернуть>, <Развернуть> (<Восстановить>) и <3акрыть> имеют то же значение, что и в окне приложения.
Если в данном приложении открыто несколько окон документов, то пользователь может работать лишь в одном из этих окон. Это окно называется активным, его заголовок выделяется цветом. Остальные окна оказываются пассивными. Если окна документов перекрываются, активное окно закрывает все остальные.
Диалоговое окно
Диалоговое окно служит, для настройки параметров операционной системы или приложения, а также выводит необходимые в процессе работы сообщения (рис. 12.10). Оно выводится приложением или операционной системой Windows на экран каждый раз, когда пользователь должен уточнить выбранное им действие.
Диалоговое окно содержит набор типовых объектов (элементов) управления, среди которь1х наиболее часто встречаются:
· вкладки, имеющие вид типового диалогового окна, но они расположены в главном диалоговом окне одна под другой, так что видны только их ярлычки. Выбрать вкладку можно щелчком мыши;
· командные кнопки, имеющие прямоугольную форму и служащие для выполнения написанных на них команд. Выполнить команду можно щелчком мыши на командной кнопке;
· кнопки выбора, имеющие форму круга и предназначенные для выбора одного из нескольких возможных вариантов. Вариант выбирается щелчком мыши на кнопке и отмечается точкой внутри круга;
· переключатели (флажки), имеющие квадратную форму и предназначенные для включения или выключения режимов. При щелчке мышью на переключателе в его поле появляется специальный знак или, наоборот, этот знак исчезает (на рис. 12.10 переключатели отсутствуют);
· поля списка, служащие для выбора одного варианта из предлагаемого перечня. Элементы списка прокручиваются в окне при выполнении щелчка на стрелке списка;
· текстовые поля, в которые вводятся текст или числовые данные. Для числовых полей значение можно устанавливать с помощью пары кнопок со стрелками, расположенных рядом;
· окно предварительного просмотра, в котором отображается объект-документ.
Назначение Рабочего стола
После загрузки операционной системы Windows на экране появляется электронный Рабочий стол. Известно, что хорошо организованный рабочий стол, на котором каждый документ и предмет имеет свое место, дает пользователю возможность более эффективно организовать свою деятельность. Рабочий стол в электронном варианте несет на себе те же функции, что и в обычном исполнении. Поэтому как только вы попадаете в среду Windows,
пользовательский интерфейс имитирует стол, на котором в определенных местах располагаются значки документов и приложений .
На рис. 12.11 показан стандартный Рабочий стол, в центральной части которого расположены значки приложений и документов, к которым наиболее часто обращается пользователь. Эти значки позволяют ускорить запуск соответствующих объектов.
В нижней части экрана (Рабочего стола) выделена серым цветом строка, называемая Панелью задач. На ней находятся:
· в ее центральной части располагаются кнопки задач, т.е. приложений или документов, с которыми пользователь работает в текущем сеансе;
· в левой части находится кнопка <Пуск> (<Start>), нажав которую, вы попадете в I Главное меню Windows (рис. 12.12). Из Главного меню можно запустить перечисленные в нем приложения. Каждый пункт меню содержит свой значок и имя. Некоторые пункты меню сопровождаются стрелкой, указывающей на наличие подменю;
· в правой части Панели задач всегда находятся Панель индикации, где отображаются часы, календарь и индикатор клавиатуры, показывающий или устанавливающий клавиатуру на английский или русский вариант алфавита. Здесь же могут располагаться выведенные пользователем значки разнообразных программ.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБМЕНА ДАННЫМИ.
· Что такое обмен данными
· Понятие составного документа
· Обмен данными перетаскиванием
· Объекта мышью
· Обмен данными через буфер
· Технология внедрения и связывания
· объектов OLE
ЧТО ТАКОЕ ОБМЕН ДАННЫМИ
Обмен данными в широком смысле — это передача информации от одного объекта другому. В компьютерном мире до недавнего времени под обменом данными часто понимали процесс ввода и вывода данных между оперативной памятью и периферийными устройствами. С появлением концепции Windows под обменом данными стали понимать передачу данных от одного объекта к другому. В результате этого процесса объекты могут изменяться, а также могут создаваться новые объекты, образующиеся из одного или нескольких существующих объектов.
Такими объектами могут быть приложения, папки, документы, а передаваемыми данными — фрагменты документов, документы, файлы, папки, т.е. также объекты среда Windows. Так, в результате копирования файла или папки появляются их копии, а вследствие обмена данными между приложениями создаются составные документы, собранные из фрагментов, сформированных в разных приложениях.
Обмен данными в среде Windows осуществляется либо через буфер обмена, либо без него перетаскиванием выделенного объекта мышью. Обмен данными через буфер выполняется с помощью стандартных команд Вырезать (Cut), Копировать (Copy) и Вставить (Paste).Команда Специальная вставка (Paste Special) позволяет выбрать формат, в котором передаются данные. Большинство приложений Windows содержат перечисленные команды в структуре своих меню, а также включают их в контекстные меню.
Помимо перечисленных команд в приложении могут быть задействованы специальные команды, которые дают возможность использовать данные из ранее созданных и хранящихся в файлах объектов.