Лингвистическое обеспечение НИКС.
Лингвистическое обеспечение представляет собой совокупность методов и средств для диалога судоводителя с системой. В настоящее время используется регламентированный язык общения оператора с НИКС, при котором все элементы диалога жестко запрограммированы и заложены в памяти системы. Лингвистическое обеспечение определяет пользовательский интерфейс системы. В НИКС в основном реализован визуальный графический пользовательский интерфейс, в последних системах он дополнен элементами речевого интерфейса.
В современных НИКС применяются развитые средства для общения судоводителя и системы: пассивный диалог, активный диалог, а также их сочетания. При ведении диалога используются возможности интерактивных видеоустройств. Реализуются системы общения, сочетающие печатный текст, графику, речь, звуковые и видео эффекты. Все шире внедряются программы динамического отображения графики, в том числе трехмерной. Используется полиэкранный режим Работы дисплея.
Визуальный графический пользовательский интерфейс системы организуется с помощью стандартных интерфейсных элементов, отображаемых на экране. Управление этими элементами производится с помощью манипулятора (джойстика, трекбола, мышки), а также клавиатуры. Для выделения интерфейсного элемента на него с помощью манипулятора наводится курсор. Активизация выделенного элемента осуществляется щелчком или двойным щелчком специальной клавиши.
Стандартные интерфейсные элементы разделяются на несколько видов:
• управляющие элементы - различного вида меню, командные кнопки, переключатели, флажки, списки выбора, наборы закладок и т.д.
• элементы для представления данных - поля отображения, метки, списки, текст, ярлыки, таблицы, диаграммы и т.д.
• элементы для ввода и изменения данных - поля ввода, цифровые и аналоговые регуляторы, различного вида редакторы и т.д.
• группирующие элементы: рамки, панели и т.д.
• другие элементы.
С помощью интерфейсных элементов создается иерархический по структуре «язык» для общения судоводителя с системой. Этот «язык» стараются сделать простым, ясным, понятным, обеспечивающим удобное управление НИКС и позволяющим избежать ошибок интерпретации данных и задержек на их расшифровку.
Так как НИКС обычно работает в нескольких режимах (исполнительная прокладка, предварительная прокладка, работа с каталогом, работа с электронным судовым журналом, информация о судне и др.), то для переключения режимов работы используется специальное меню или зависимая группа управляющих кнопок.
Для управления НИКС в конкретном режиме работы создается информационно-управляющая панель, группирующая необходимые при решении задач этого режима интерфейсные элементы. Например, в ECDIS «dKart Navigator», версия 5.10, фирмы «Моринтех» такая панель для режима исполнительной прокладки имеет вид, представленный на рис. 2.3. Она включает в себя: информационные панели текущего места судна, маршрута, карты; управляющую панель, панель индикации сообщений, а также поле информации курсора и поле информации маркера, которые на рисунке не приведены.
Информационная панель текущего места судна.
Информационная панель маршрута.
Информационная панель карты.
Управляющая панель.
Панель индикации сообщений.
Рис. 2.3 Информационно-управляющая панель режима исполнительной прокладки.
На информационной панели текущего места судна в процессе перехода непрерывно отображаются следующие данные:
• судовое время и дата (SHT);
• широта и долгота текущего места судна;
• путевая скорость (SOG) и путевой угол (COG);
• скорость по лагу (LOG) и курс по компасу (НDG);
• суммарный снос.
На этой панели также выводится на индикацию способ получения координат судна.
На панели маршрута индицируются:
• название маршрута;
• номер путевой точки, к которой следует судно (WP#);
• время до прихода в путевую точку (TTG);
• расчетное время и дата прибытия в путевую точку (ЕТА);
• направление на путевую точку (WTG) и разница между WTG и COG;
• курс, проложенный на карте (CUR.), и следующий курс (NXT) после прохождения путевой точки;
• расстояние до путевой точки (DTG);
• уклонение от линии пути (ХТЕ).
На информационную панель карты выводятся:
• номер карты;
• оригинальный масштаб карты и масштаб ее отображения;
• ориентация отображения карты;
• геодезический датум.
На панели сообщений в соответствующих полях выводится в виде условных сокращений предупредительная информация о случаях:
• приближения судна к опасности;
• нахождения судна в области опасных глубин;
• нахождения судна в районе со специальными условиями;
• уклонения от маршрута на величину, большую заданной;
• при отказах внешних устройств.
Для расшифровки сообщения достаточно навести на его поле курсор.
В поле информации курсора выводятся его географические координаты, дистанция, пеленг и курсовой угол курсора относительно текущего места судна.
В поле маркера отображаются данные о положении судна относительно специальных точек, устанавливаемых оператором.
На панели управления сосредоточены управляющие интерфейсные элементы: кнопки функций. Управляющие кнопки содержат обычно пиктограмму или сокращенную надпись, характеризующую выполняемую ими функцию. Для подробного пояснения назначения управляющих кнопок они снабжаются всплывающими при наведении на кнопку ярлыками. Когда выполнение функции требует ввода ее аргументов, при активизации кнопки этой функции появляется панель для занесения необходимых данных.
Управляющая панель содержит кнопки, которые условно можно отнести к разделам, приведенным ниже.
А) Оперативные функции работы с картой;
Выбор карты (выбор из появляющегося списка);
Установка масштаба отображения карты;
(выбор из появляющегося перечня значений);
Установки нагрузки карты (базовая, стандартная, полная);
Установка режима отображения карты
(привязано к судну/отвязано от судна);
Установка оригинального масштаба карты;
Увеличение масштаба отображения карты по шагам;
Уменьшение масштаба отображения карты по шагам;
Установка стандартной нагрузки ЭК.
Возврат к предыдущему масштабу;
Показ и удаление информационно-управляющей панели.
Б) Плавание по маршруту.
Выбор маршрута;
Выбор путевой точки;
Расчет времени прибытия.
В) Навигационные задачи.
Измерения на карте;
Обсервация по пеленгу и дистанции;
Расчет текущего траверзного расстояния;
Дублирующая навигационная система;
Человек за бортом (место падения отмечается маркером, появляется список с необходимой информацией);
Установка маркера.
Г) Управление РЛ-информацией.
Просмотр формуляров целей САРП;
Просмотр формуляров целей АИС;
Установка критериев опасной цели;
Радиолокационная прокладка.
Д) Выбор режима работы.
Устанавливает меню выбора режима работы (по умолчанию эта закладка активизирована);
Возврат в режим исполнительной прокладки;
Вход в режим планирования маршрута;
Вход в режим работы с картами;
Вход в режим работы с судовым журналом;
Вход в режим установки главной конфигурации;
Расчет приливов;
Вход в режим редактирования слоя пользователя;
Выход из dKart Navigator.
Е) Установки.
Устанавливает меню настроек работы программы;
Выбор режима счисления;
Установка вида и перечня дополнительной информации на карте (выбор из появляющегося списка);
Прогнозирование положения судна для заданных условий плавания;
Дополнительные записи в судовой журнал;
Установка палитры карты (ясный день, пасмурный день, сумерки, ночь);
Установка условий подачи звуковых сигналов;
Установка времени;
Установка области отрисовки судна.
Вызов наиболее важных и часто употребляемых функций может также производиться с помощью комбинации клавиш клавиатуры («горячих» клавиш).
Так как требуемый в разных условиях набор данных о процессе судовождения и набор управляющих функций может несколько отличаться, в ряде систем предусматривается возможность изменения состава интерфейсных элементов на информационно-управляющей панели. В частности, в ECDIS «dKart Navigator» для этой цели имеется функция OPTIONS - «Опции изменения индицируемых данных», с помощью которой можно менять состав индицируемых данных на информационных панелях текущего места судна и маршрута.
Для других режимов работы системы «dKart Navigator» выбраны соответствующие их особенностям виды общения с оператором.
Жестких стандартных требований к пользовательскому интерфейсу нет. Поэтому разные типы НИКС имеют неодинаковые средства общения, хотя, естественно, в них много общего, так как все НИКС применяются для решения одной задачи - задачи судовождения. В результате одни функции являются общими для разного вида НИКС, другие различаются, третьи имеются у одних НИКС, а у других отсутствуют.