Технология создания цифровых карт с помощью персонального компьютера

С внедрением компьютерных технологий в картографическое производство стала иной
последовательность этапов создания карт.

Полностью изменились некоторые виды работ: произошло объединение составительских и оформительских работ, исключены многие виды работ: ручной фотонабор, ввод сеток
и заливок, фотографические процессы, копирование на пластиках, трудоемкая расчленитель-ная ретушь и др. Взамен им появились новые виды работ: сканирование исходных материалов, регистрация растровых изображений, электронное цветоделение и др. В результате технология создания цифровых карт будет отличаться от технологии создания карт традиционным методом. Некоторые этапы остались неизменными, например, начальный этап создания
карты - редакционно-подготовительные работы. Технология создания цифровых карт может
быть различной. В общем виде последовательность создания цифровых карт может быть
следующей:

Редакционно-подготовительные работы.

На этапе редакционно-подготовительных работ редактор разрабатывает руководящие документы по созданию карты. Как и в традиционной технологии, редактор карты тщательно
изучает район картографирования, осуществляет сбор, анализ и систематизацию исходных
материалов и на основании этого пишет редакционный план карты. Основными видами работ на этапе редакционной подготовки являются:

· сбор, анализ и систематизация картографических материалов;

· изучение картографируемой территории;

· изготовление макета компоновки и других макетов, необходимых для конкретного
произведения;

· создание базы условных знаков и шрифтов с указанием размеров, слоев и стилей
изображения;

· подбор цветов, создание электронной базы предлагаемых цветов;

· определяется последовательность составления-оформления элементов содержания.
От качества подготовки документов зависит качество карты.

Вся документация ведется в электронном виде в программе Мгстозор Шогё. Графики
тонового оформления и все необходимые макеты создаются в тех векторных графических
программах, которые затем будут использоваться для составительско-оформительских работ.

2. Сканирование исходного картографического материала.

Исходными материалами для сканирования могут быть:

· ранее изданные карты;

· авторские оригиналы;

· расчлененные позитивы;

· цифровые материалы в векторном и растровом виде;

· фотографии, слайды и различные иллюстрации.

Тиражные оттиски, авторские оригиналы, расчлененные позитивы сканируются с раз
решением не менее 150 ф1 - для ручной векторизации, не менее 400 ф1 - для автоматической. Автоматическая векторизация может применяться только тогда, когда при составлении
не будет производиться генерализация и обобщение элементов карты.

Отсканированное изображение должно быть хорошего качества и поэтому необходимо
выявить всевозможные дефекты. Цветовую, тоновую и яркостную коррекцию растра, а также
изменение контраста, подчеркивание контуров можно выполнить в программе Рко!о8кор.
Если растровое изображение будет плохого качества с большим количеством дефектов, то
изображение следует отсканировать повторно с другими параметрами.

Материалы для художественного оформления карты (фотографии, иллюстрации, слайды и т. д.) сканируются с необходимым разрешением или импортируются в цифровом виде
из различных источников.

Сшивку фрагментов растрового изображения можно также выполнить в программе АёоЪе Ркоокор или различных приложениях, например, в Ка&ег Бемди (приложении Аи1о-САП), КатЪом (приложении Базу Тгасе).

3. Регистрация растрового изображения, т. е. привязка изображения к определенной системе координат.

Чтобы программа показывала растровое изображение правильно вместе с векторным
изображением поверх него, необходимо провести регистрацию растрового изображения.
Растровое изображение из пиксельной системы координат преобразуют в другую систему
координат таким образом, чтобы на полученный результат можно было корректно наклады
вать другие слои информации.

4. Компьютерная обработка изображения. Она включает в себя:

а) создание слоев и базы данных;

б) векторизацию элементов содержания, если необходимо, с одновременной генерализацией элементов содержания с учетом всех правил топологии с помощью различного выше
перечисленного программного обеспечения;

б) кодирование объектов и внесение в базу данных атрибутивной информации.

5. Печать принтерных проб, корректура и редакционный просмотр.

На разных этапах изготовления оригинала карты осуществляется контроль за работой.
Этот контроль ведется с помощью просмотра цветных и черно-белых принтерных распечаток. Небольшие замечания принимаются корректором на экране монитора. Контроль осуществляется по всем элементам содержания: проверяется распределение объектов по слоям, качество векторизации (сходы с растровой подложки, несогласованность элементов и т. д.), топологические отношения между объектами и др.

6. Экспорт результатов векторизации. Если требуется произвести вывод карты офсетным
способом, то векторное изображение экспортируется в картографическую издательскую систему
СогеЮгам или Ргее Напё .

Картографическое изображение создается и выводится на печать в слоях по краскам: штриховые элементы и фоновые элементы. Штриховые элементы создаются чистыми триад-ными красками, а фоновые - смешением триадных красок (СМГК) (голубой, пурпурный, желтый, черный). Например, реки и береговая линия озер имеют цвет «100С 0М 0У 0К» т. е. 100 %
голубой. Зеленый цвет в парках и скверах имеет цвет «40С 0М 50У 0К» т. е. 40 % от голубого + 50 % от желтого - получаем светло-зеленый.

Выполнив подготовительные работы, создав меню цветов, слоев и стилей, разработав условные знаки, импортировав цифровую карту, например, в программу СогеЮга, Ргее Напё, приступают непосредственно к оформлению. Элементы художественного оформления карты импортируются в файл с готовой картой в чаще всего в форматах Т1РР в цветовой модели СМГК.

Наши рекомендации