Анимация «Приемы выделения со вспомогательными клавишами «Ctrl» и «Shift»

Перед просмотром анимации целесообразно провести небольшую беседу с детьми и поставить перед ними вопрос: «Чем удобнее работать – мышью или клавиатурой?». Выслушав мнения детей, можно перейти к просмотру анимаций.

Анимация содержит некоторые сведения об истории появления компьютерной мыши. Рассматриваются преимущества и недостатки мыши и клавиатуры. Ключевая мысль: грамотные пользователи используют совместную работу мыши и клавиатуры. Показан пример, совместного использования мыши и клавиатуры при выполнении сложных выделений объектов из множества, для выполнения наж ними последующих операций. В качестве примера взято изображение стеллажа строительных товаров. Особое внимание уделено операции выделения при работе с разными типами объектов: выделение в тексте, выделение в растровой и векторной графике, выделение в компьютерных играх. Просмотр анимации и выполнение следующего упражнения (0410) рекомендуется провести в рамках одного занятия.

Операции копирования, перемещения и удаления

Анимация «Комбинации клавиш для копирования и перемещения»

Представление об операциях копирования и перемещения дается на разных примерах:

- при работе с векторными графическими объектами,

- с текстом,

- с растровой графикой.

Продемонстрированы разные способы выполнения этих операций и описаны все действия стандартного контекстного меню: вырезать, копировать, вставить, удалить.

Анимация «Копирование и перемещение второй кнопкой мыши»

В данной анимации рассмотрен другой способ выполнения операций перемещения и копирования – через перетаскивание правой кнопкой мыши, которое предоставляет пользователю больший выбор и действует в виде контекстного меню после совершения перемещения объекта. Перетаскивание второй кнопкой мыши продемонстрировано на примере векторных графических объектов и текста.

Игра «Раздели поровну»

Данная игра предназначена для практического использования операций по перемещению и копированию графических объектов (деталей домов) несколькими способами:

- с использованием главного меню программы;

- с использованием комбинаций клавиш (Ctrl+X, Ctrl+C, Ctrl+V)

- с использованием перетаскивания второй кнопкой мыши.

На экране представлен рисунок некоторой территории, в центре которой площадь, а вокруг нее – шесть серых силуэтов домов. Центр площади загроможден деталями для домов. Количества фигур, сосредоточенных в середине экрана, должно хватать лишь на четыре полноценных дома. Используя перетаскивание, ребенок расставляет эти фигуры по контурам домов.

3.5 Тематическое планирование учебного материала

Большая часть объектов Курса элементарной компьютерной грамотности должна быть использована как можно раньше, и в дальнейшем повторяться (тренажеры). Однако, в связи с недостатком основных навыков по чтению, письму и рисованию, некоторые объекты начинать использовать целесообразно только после приобретения детьми основных навыков.

Примерный перечень объектов, которые могут быть использованы

в рамках тематического планирования

Пункты тематического планирования Объекты ИИСС
1 класс
Теоретическая информатика (32 ч)  
1. Правила игры. Правила работы с тетрадью и учебником, правила решения задач и пр. (1 ч).
2. Объекты курса: фигурки (геометрические объекты), бусины, буквы и цифры, области картинки. Свойства объектов – цвет, форма. Одинаковость объектов (4 ч).
3. Цепочки (последовательности) – работа с цепочками бусин, цепочками букв и цепочками цифр, порядковые числительные. Порядок объектов в последовательности. Одинаковые цепочки (5 ч).
4. Построение объекта по заданным свойствам. Построение одинаковых объектов из разных. Выделение объекта по свойствам или образцу. Выделение пары объектов по заданным свойствам. Выделение группы объектов, каждый из которых обладает заданным свойством, – понятия все, каждый. Последовательное выполнение пунктов инструкции (8 ч).
5. Утверждения, истинность, ложность утверждений, неопределенность их значения. Построение утверждения, истинного/ложного для данного объекта. Построение объекта, для которого заданные утверждения имеют заданные значения – истина или ложь. Выделение подмножества объектов, удовлетворяющих одновременно двум свойствам. Начала классификации. Подсчет областей картинки (начала топологии) (8 ч).
6. Алфавитная цепочка, алфавитный порядок. Имена и значения. Частичный порядок (6 ч).



Заключение.

Следует ли детям использовать компьютеры в школе?

Многие педагоги считают, что да. У некоторых имеются возрождения философского или чисто практического характера. Однако все согласны с тем, что какая-то адаптация школы к компьютерному веку необходима.

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России последние пять лет наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности – игры, изменяются и его любимые герои и увлечения.

Начиная учиться в школе, он может почувствовать определенный дискомфорт. Не во всех школах сегодня еще есть оснащенные технологические классы, устаревшие учебные программы и методические приемы приводят к существенному снижению мотивации учения школьников, заставляя вдумчивых педагогов искать более современные средства и методы обучения.

Одним из таких средств, обладающих уникальными возможностями и широко распространенных и апробированных в школах индустриально развитых держав, и является компьютер.

Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребенка тем равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает. Терпеливый товарищ и мудрый наставник, творец сказочник миров и персоналий, вершина интеллектуальных достижений человечества, компьютер играет все большую роль в досуговой деятельности современных детей и в формировании их психофизических качеств и развитии личности. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.

Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером, а неудачный ход игры вследствие пробелов в знаниях побуждает часть из них обращаться за помощью к учителю или самостоятельно добиваться знаний в игре. С другой стороны, этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Это большая область для проявления творческих способностей для многих: учителей, методистов, психологов, всех, кто хочет и умеет работать, может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто их любит и отдает им себя.

Центральным фундаментом в пользу введения курса компьютерной грамотности для учащихся младших классов является принцип равноправного доступа к образованию. Если ставится задача научить детей использовать возможности вычислительной техники, изучение компьютеров не может быть уделом только старшеклассников.

Ряд педагогов сомневаются в реальности достижения целей компьютерной грамотности в младших классах. Некоторые из них считают, что компьютеры представляют не что иное, как еще одно средство отвлечения внимания детей в классе. Другие настаивают на том, что невозможно подготовить учителей к использованию компьютеров на уроках и компетентному обучению детей компьютерной грамотности без серьезной профессиональной подготовки их в области вычислительной технике. Третьи выражают опасение, что постоянное использование компьютеров в школе приведет к такому положению, когда цельное поколение людей не сможет складывать и вычитывать числа, если не будет рядом компьютера. Одним из серьезных аргументов против включения компьютеров в содержание школьного обучения является столь быстрое развитие вычислительной техники, что даже постоянно обновляемая программа будет хронически отставать от него.

Еще более серьезным возражением является то обстоятельство, что дети будут гораздо меньше общаться друг с другом, поскольку значительную часть времени они будут проводить за компьютером. В этой связи выражается опасение, что дети, привыкшие к общению с компьютерами, будут оказывать более высокое предпочтение таким формам общения, которым свойственны точность и четкость, а не интуиция или неоднозначность, которые необходимы для искусства и гуманитарных видов деятельности.

По сравнению с прошлым в наше время пользоваться компьютером стало намного проще, для них характерно “дружественное” по отношению к пользователю программное обеспечение с простым меню и легко выполняемыми инструкциями, а информация представляется с помощью четких графических изображений и звуковых эффектов. Чтобы заставить компьютер делать то, что вы хотите, теперь вовсе необязательно владеть программированием. Нас повсюду окружает новая техника, и для современных детей компьютер сегодня страшен не более, чем стереосистема.

Для разработки нового высококачественного программного обеспечения совершенно необходимо тесное сотрудничество квалифицированных специалистов по программному обеспечению и опытных педагогов начальных классов. Именно для самых младших школьников следует требовать создания самого лучшего, дидактически продуманного и мотивированного программного обеспечения.

Список источников:

1. http://agat9.narod.ru/TECH/STAN_FIL/RAPIRA.HTM

2. http://ch-lib.ozersk.ru/do/programs/pc/annotation.htm

3. http://diaghilev.perm.ru/class/sobr5-3.htm

4. http://gcon.pstu.ac.ru/pedsovet/library/001.htm

5. http://gcon.pstu.ac.ru/pedsovet/library/002.htm

6. http://gcon.pstu.ac.ru/pedsovet/programm/-section=1_1-3htm.htm

7. http://pedagog.home.nov.ru/preemstv.htm

8. http://raduga.realore.com/practicum.php

9. http://sortavala.dax.ru/php4/forum/discuss.phtml?id=3043&part=55719&disc=121328&start=0

10. http://uchcom.botik.ru/educ/history/1986/welcome.ru.html

11. http://www.bytic.ru/cue/2000/s1/6.htm

12. http://www.bytic.ru/tesis/zar2.htm

13. http://www.ito.bitpro.ru/2002/I/1/I-1-632.html

14. http://www.ito.bitpro.ru/2002/I/1/I-1-92.html

15. http://www.nerungri.edu.ru/muuo/news/kval/inf.htm

16. http://www.zankov.ru/director/doc6.asp

17. Агапова Р. О трех поколениях компьютерных технологий обучения в школе. //Информатика и образование. –1994. -№2.

18. Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр. // Вопрос психологии. – 1993. - №3.

19. Белавина И.Г. Психологические последствия компьютеризации детской игры. // Информатика и образование. – 1991. - №3.

20. Буцин Е.С. Обучение младших школьников началам информатики. //Информатика и образование. – 1991. - №3.

21. Варченко В.И. ПМК "Радуга в компьютере" – технология игрового обучения в начальной школе. //"Информатика и образование", №3. М.:, 2001

22. Варченко В.И. Радуга в компьютере. // Начальная школа. – 1997. -№10. – С92.

23. Варченко В.И., Жадобко Е.Б. Технология использования дидактических игр ПМК "Радуга в компьютере" при изучении природоведения в начальной школе.

24. Видерхольд. Компьютер в начальной школе. // Информатика и образование. – 1993. - №2.

25. Витуховская А.А. Компьютерная поддержка учебных курсов для начальной школы//Информатика в начальном образовании: Приложение к журналу "Информатика и образование".2001г. №1 .

26. Глушко А.И. Компьютерный класс в школе. // Информатика и образование. – 1994. - №4.

27. Грамолин В.В. Обучающие компьютерные игры. // Информатика и образование. – 1994 . - №4.

28. Гребенев И.В. Методические проблемы компьютеризации обучения в школе. //Педагогика – 1994. - №5.

29. Гребнов «Методические проблемы компьютеризации обучения в школе»// Педагогика, №5, 1994 г.

30. Давыдов В. В., Рубцов В. В. «Тенденции информатизации современного образования»/ Современная педагогика, №2, 1990 г.

31. Заничковский Е.Ю. проблемы информатики – проблемы интеллектуального развития общества. // Информатика и образование. – 1994. - №2.

32. Зинченко Г.П. ЭВМ в начальной школе. // Информатика и образование. –1991. -№3.

33. Каракозов М.С. Формирование навыка работы с клавиатурой. // Информатика и образование. – 1994. - №2.

34. Ким Н.А., Корабейников Г.Р., Камышева В.А. Занимательная информатика для младших школьников. // Информатика и образование. – 1997. - №2. – С13.

35. Клейман Т.М. Школы будущего: Компьютеры в процессе обучения. –М.: Радио и связь, 1997.

36. Кржен Дж. Компьютер дома. –М., 1996.

37. Лапчик М. Информатика и технология: компоненты педагогического образования. // Информатика и образование. – 1991. -№6.

38. Луцкий Р.М. Графика “Агата” – новые возможности. // Информатика и образование. – 1992. - №1.

39. Маргоми Я.М., Иванов А.М., Баранкина З.С. Содержание и методы непрерывного обучения информатике в начальной и средней школе. //ИНФО, 1991. -№1.

40. Материалы II Международного студенческого форума "Образование. Наука. Производство". Сборник тезисов докладов. Часть I.Белгород:, Издательство БГТУ им. В. Г. Шухова, 2004-322 с.

41. Материалы XII международной конференции-выставки "Информационные технологии в образовании". Сборник трудов. Часть III. М.:, МИФИ, 2002.

42. Мехонцева Д. Научное обос­нование теории воспитания как управле­ния формированием личности//Монография, Красно­ярск, Изд-во Красноярского университета, 1998

43. Мехонцева Д. Обу­чающая система как упорядочение-устой­чивая самоуправляемая и управляемая це­лостность// Школьные технологии, -2001, № 6

44. Мехонцева Д. Объективная цель воспи­тания — формирование самоуправляемой и управляемой личности//Народное Образование, -2001, № 8

Наши рекомендации