Глава 4. Практическое использование тестирующей системы в начальной школе.
На государственной преддипломной практике мною был разработана и апробирована тестирующая система, созданная на базе программы TestMaker v.1.1.
Информационная система контроля знаний.
Данная программа является бесплатной и находится в открытом доступе в интернете. С помощью неё можно легко, быстро и удобно создать нужную вам тестирующую систему.
Создание теста в программе TestMaker. Открываем вложенную программу TestMaker_Admin. Открываем вкладку “Операции” и создаем папку для нашего теста.
Вводим имя папки. Далее открываем ту же вкладку и выбираем опцию “Создать тест”.
В появившемся окне вводим имя теста. После, под списком вопросов, нажимаем на синий плюсик. Таким образом мы добавляем новый вопрос к нашему тесту.
В правой части экрана заполняем поля “Текст вопроса”, “Варианты ответов”, “Объяснение верного ответа”. Выбираем нужные критерии теста, такие как “Тип ответа”, “Время, отведенное на вопрос” и “Кол-во баллов за верный ответ”. Так же можно поставить воспроизведение аудио или видеофайла при правильном ответе. Далее нажимаем кнопку “Добавить”. Таким образом мы добавляем первый вопрос в тест. Повторяем данные операции для всех остальных вопросов теста.
После этого сохраняем тест во вкладке Операции=>создать EXE тест. В таком формате тест можно открывать на любом компьютере без установки дополнительного программного обеспечения.
Так же во вкладке Операции=>Опции теста можно настроить дополнительные параметры тестирования, такие как тип теста, ограничение по времени, порог для зачета и др.
При открытии данного теста учеником, появляется окно, где необходимо ввести Ф.И.О. и группу, в которой он учится.
Далее предлагаются вопросы по тесту, на которые необходимо ответить. По окончании тестирования ученику на экран выводится оценка, процент решенных заданий. Так же по окончанию теста можно сохранить его протокол для проверки учителем или создать ведомость по данному ученику.
Так же в данной программе можно выполнять тестирование с использованием локальных сетей. Для этого компьютер-сервер должен включить встроенную программу TestMaker_Server. В ней необходимо выбрать тест, который необходимо провести и открытый порт, через который будет приниматься информация от сдающих тест.
При такой форме выполнения теста группа учащихся открывает на своих компьютерах вложенную программу TestMaker_User, в которой так же необходимо заполнить строки Ф.И.О. и группу и выполнять тест. Вся информация о ходе теста будет показываться на программе TestMaker_Server.
Методический материал
Для своей тестирующей системы я выбрал обыкновенный тест для проверки знаний по математике во втором классе.
1. Укажи числа, состоящие только из сотен и единиц:
а) 596 б) 604 в) 830 г) 905
2. Укажи ряд чисел, расположенных в порядке убывания:
а) 935, 928, 876, 729, 627, 604, 564, 357
б) 357, 564, 604, 627, 729, 876, 928, 935
3. Укажи только чётные числа:
а) 45 б) 94 в) 70 г) 66 д) 13 е) 53
4. Укажи верные неравенства:
a) 968 - 217 < 968 - 216 б) 240 : 3 > 240 : 2 в) 14 · 3 < 14 · 4
5. Укажи правильный ответ к примеру:
114 - 57 : 19 + 13 · 5 = | 52 - 36 : ( 62 - 58 ) = |
а) 68 б) 176 в) 118 | а). 33 б) 4 в) 43 |
6. Отметь запись, которая соответствует выражению:
“сумму чисел 19 и 48 увеличить в 3 раза”
а) 19 + 48 · 3 в) (19 + 48) · 3 г) 19 · 48 + 3
7. Укажи верные равенства:
а) 5 дм 2 см < 5 дм 3 см б) 1 кг = 1000 г
в) 1 ч. 30 мин. = 130 мин.
8. Укажи верные неравенства:
а) > ; б) > ; в) 1 >
9. Укажи правильный ответ:
доля всей ткани составляет 30 метров. Сколько всего ткани
в рулоне? а) 6 метров б) 150 метров в). 30 метров
10. Длина прямоугольника 6 см, ширина в 3 раза меньше.
Чему равна сумма длин сторон прямоугольника?
а) 14 см 6) 18 см в) 16 см
11. В магазине 4 метра ткани стоят 64 рубля. Сколько стоят
2 метра такой ткани?
а) 16 рублей б) 32 рубля в) 128 рублей
[тесты по математике 2 класс /1-3/, стр.2]
12. В книжном шкафу стояло 140 книг. Когда 50 книг забрали, то
оставшиеся книги расставили на 9 полок поровну. Сколько книг
поставили на каждую полку?
а) 9 книг б) 10 книг в) 90 книг
13. Собрали 43 ящика с яблоками, с грушами - на 27 ящиков
меньше, чем с яблоками, а с вишнями - в 2 раза больше, чем
с грушами. Сколько собрали ящиков с вишнями ?
а) 70 ящиков б) 54 ящика в) 32 ящика
Апробация
Данная тестирующая система была апробирована в средне-образовательной школе здоровья г. Москвы №1061 во время прохождения мной государственной преддипломной практики. Было проведено несколько компьютерных тестирований с учениками 2Б класса. Дети привыкали к данной форме тестирования, и задания с каждым разом выполнялись всё быстрее и правильнее. Такой метод тестирования занимает намного меньше времени, чем письменное тестирование, поэтому после него легко продолжать обычный урок.
Заключение.
В настоящее время информационные технологии играют важную роль в процессе обучении и в жизни учеников школы, что повышает качество образования.
Поэтому тема выпускной квалификационной работы является актуальной.
Цельювыпускной квалификационной работы было:
Проанализировать возможность использования тестирующих систем на уроках русского языка в начальной школе.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы нами были решены следующие задачи:
1. Проанализировать учебно-методическую литературу по организации учебного процесса.
2. Проанализировать учебно-методическую литературу по созданию и использованию автоматизированных тестирующих систем в начальной школе.
3. Спроектировать и построить автоматизированную тестирующую систему для начальной школы.
4. Разработать учебно-методический материал для автоматизированной тестирующей системы.
5. Апробировать созданную автоматизированную тестирующую систему на практике.
Выводы выпускной квалификационной работы:
Данная ВКР может помочь любому учителю создать автоматизированную систему контроля знаний по разнообразным предметам. В ВКР есть все необходимые рекомендации и пошаговое выполнение. Это упростит контроль знаний в начальной школе, что является ,безусловно, важным компонентом развития современной педагогической науки.
Таблица 1. Достоинства и недостатки различных форм предтестовых заданий.
Формы предтестовых заданий | Достоинства | Недостатки |
Задания с двумя ответами | Благодаря краткости позволяют охватить большой объем материала, легко разрабатываются (только один дистрактор), результаты выполнения обрабатываются быстро с высокой объективностью. | Стимулируют механическое запоминание, поощряют угадывание, требуют увеличения количества заданий и, соответственно, времени тестирования для компенсации эффекта угадывания. |
Задания с выбором из четырех-пяти ответов | Годятся для самых различных предметов, в силу краткости формулировок в тесте можно охватить большой объем содержания, обеспечивают возможность автоматизированной проверки и высокую объективность оценок учащихся, позволяют провести развернутый статистический анализ своих характеристик, скорректировать их и значительно повысить надежность педагогических измерений. | Требуют значительной работы авторов при подборе дистракторов, не годятся для проверки родуктовного уровня деятельности и когнитивных умений. |
Задания с конструируемыми регламентированными ответами | Просты в разработке, исключено угадывание, частично годятся для автоматизированной проверки. | Проверяют в основном знание фактологического материала или понятийного аппарата, иногда (в гуманитарных предмета х)приводят к неоднозначным правильным и частично правильным ответам |
Задания со свободно конструируемыми ответами | Позволяют оценивать сложные учебные достижения, в том числе творческий уровень деятельности, легко формулируются, исключают угадывание. | Требуют длительной дорогостоящей процедуры проверки, значительного времени выполнения, не позволяют охватить значительный объем содержания предмета, снижают надежность педагогических измерений. |
Задания на соответствие | Просты в разработке, идеально подходят для оценивания ассоциативных знаний и проведения текущего контроля, уменьшают эффект угадывания. | В основном используются лишь для проверки репродуктивного уровня деятельности и алгоритмических умений, громоздки по форме представления. |
Схема 1
Связь и взаимодействие преподавания и учения
Схема 2
Структура деятельности человека
Список литературы.
1.Анастази А. Психологическое тестирование./ - М., 1982.
2. Самылкина Н.Н. Современные средства оценивания результатов обучения /- М.,2007
3.Звонников В.И. Современные средства оценивания результатов обучения / - М., 2007
4.Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов /- М., 2001
5.Гутгарц Р.Д. Особенности дистанционного тестирования в Интернете / - Иркутск, 2001
6.Шмелев Г.А., Бельцер А.И. Адаптивгное тестирование знаний в системе « Телетестинг» / - М., 2001
7.Зимняя И.А. Педагогическая психология /- М., 2005
8.Балыхина Т.М. Словарь терминов и понятий тестологии /- М., 2000
9.Андреев А.Б. Компьютерное тестирование : системный подход к оценке качества знаний студентов /- М., 2001
10. Родионов Б.У., Татур А.О. Стандарты и тесты в образовании /- М.,1995
11. Коротяев Б.И. Педагогика как совокупность педагогических теорий. - М., 1986
12. Педагогика. Под ред. Ю.К. Бабанского. 2-е изд. М., 1988.
13. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. Изд. 2-е. М., 1982.
14. Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе, М., 1960; Педагогический процесс и его диалектика, М., 1970
15. Официальный сайт Министерства Образования и Науки Российской Федерации(http://mon.gov.ru)
16. Преподавание математики в начальных классах: Учебное пособие / Под ред. Д.Н. Хохловой. М.: ЮНИТИ, 2001..
17. Обучение математики в начальных классах общеобразовательной школы / Под ред. Б.Н. Иванникова. М.: Издательство Феникс, 2004.
18. 1. Аванесов В.С. Современные методы обучения и контроля знаний. Владивосток: Дальрыбвтуз, 1999.
19. 1. Матушанский Г.У. Проектирование педагогических тестов для контроля знаний // Информатика и образование. – 2000.