Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности

1.Объяснительно – иллюстративный предназначен для передачи учебной информации учителем, которая предполагает организацию усвоения знаний с использованием средств наглядности. С помощью этого метода закладывается основной запас теоретических знаний, на базе которых позже можно организовать самостоятельную работу школьников. Учитель объясняет и показывает, используя все имеющиеся наглядные средства обучения, а ученики воспринимают, осмысливают, запоминают, т.е. принимают пассивное участие.[3,с.193]

2.Репродуктивный метод направлен на закрепление знаний и формирование умений и навыков. Роль учителя заключается в том, что он системой заданий организует деятельность школьников по неоднократному воспроизведению знаний и умений. Таким образом учитель организует и побуждает школьников к деятельности. Дети повторяют, выполняют свои действия по образцу (репродуцируют), логика их рассуждений определяется планом, инструкцией. В информатике этот метод применяется на уроках первичного закрепления учебного материала, при проверке домашнего задания.

3.Метод проблемного изложения имеет своей целью показать учащимся сложный путь познания, движения к истине, продемонстрировать образец доказательного решения какого – либо сложного вопроса. Учитель сам ставит проблему, четко ее формулируя перед учащимися, и сам же ее решает. Дети следят за ходом рассуждений, осмысливают и запоминают, получая образец научного рассуждения.

В действующих программах есть темы с проблемным изложением материала, которые могут быть использованы при применении рассматриваемого метода, так как он пока мало применим в обучении.

4.Частично-поисковый метод имеет своей целью обучить учащихся поиску решения проблемы или ее отдельных этапов. Задача учителя – научить школьников самостоятельно применять знания, вести поиск новых. Этот метод применяется при опоре на уже имеющиеся у школьников знания и умения, полученные в предшествующих темах. Большую роль в этом методе играет эвристическая беседа, которая представляет собой систему логически взаимосвязанных вопросов, соединенных так, что каждый последующий логически вытекает из содержания ответа на предыдущий вопрос. Подходящие темы информатики для изучения их данным методом это: понятие алгоритма, табличные величины, информация, ее содержание и формы представления[2,с.140].

5.Исследовательский метод. Суть этого метода состоит в том, что учащиеся самостоятельно изучают новый для них материал, приобщаясь к творческой деятельности. На практике технология применения данного метода выглядит так: дети наблюдают и изучают факты, ставят проблему, выдвигают гипотезу, строят план решения, осуществляют этот план, формулируют результаты, выполняют их проверку, и делают вывод, где можно применить результаты проведенного исследования.

В реальном учебном процессе этот метод применяется крайне редко, так как он требует большие затраты времени и готовность учащихся к исследовательской работе посредством выполнения все усложняющихся заданий. Применить данный метод обучения можно на уроке информатики в 10 классе, изучая тему: методы сортировки.

Опираясь на характеристики методов обучения данной классификации, можно составить таблицу сравнительных возможностей различных методов обучения на уроках информатики (см. табл.2)

Итак, мы сравнили возможности различных методов при решении некоторых задач обучения информатике. Имея такую картину возможностей разных методов, педагог может выбрать их конкретное сочетание для соответствующей учебной ситуации.

Презентации. Правила создания презентации. Облачные сервисы по созданию презентаций.

Презентация (от английского слова – представление) – это набор цветных картинок-слайдов на определенную тему, который хранится в файле специального формата с расширением РР. Термин «презентация» (иногда говорят «слайд-фильм») связывают, прежде всего, с информационными и рекламными функциями картинок, которые рассчитаны на определенную категорию зрителей (пользователей).

Общие требования:

1. На слайдах должны быть только тезисы, ключевые фразы и графическая информация (рисунки, графики и т.п.) – они сопровождают подробное изложение мыслей докладчика, но не наоборот;

2. Количество слайдов должно быть не более 20;

3. При докладе рассчитывайте, что на один слайд должно уходить в среднем 1,5 минуты;

4. Не стоит заполнять слайд большим количеством информации. Наиболее важную информацию желательно помещать в центр слайда;

5. По желанию можно раздать слушателям бумажные копии презентации.

Примерный порядок слайдов:

· 1 слайд – Титульный (организация, название работы, автор, руководитель, рецензент, дата);

· 2 слайд – Вводная часть (постановка проблемы, актуальность и новизна, на каких материалах базируется работа);

· 3 слайд – Цели и задачи работы;

· 4 слайд – Методы, применяемые в работе;

· 5…n слайд – Основная часть;

· n+1 слайд – Заключение (выводы);

· n+2 слайд – Список основных использованных источников;

· n+3 слайд – Спасибо за внимание! (подпись, возможно выражение благодарности тем, кто руководил, рецензировал и/или помогал в работе).

Правила шрифтового оформления:

1. Рекомендуется использовать шрифты с засечками (Georgia, Palatino, Times New Roman);

2. Размер шрифта: 24-54 пункта (заголовок), 18-36 пунктов (обычный текст);

3. Курсив, подчеркивание, жирный шрифт, прописные буквы используются для смыслового выделения ключевой информации и заголовков;

4. Не рекомендуется использовать более 2-3 типов шрифта;

5. Основной текст должен быть отформатирован по ширине, на схемах – по центру

Правила выбора цветовой гаммы:

1. Цветовая гамма должна состоять не более чем из 2 цветов и выдержана во всей презентации. Основная цель – читаемость презентации;

2. Желателен одноцветный фон неярких пастельных тонов (например, светло-зеленый, светло-синий, бежевый, светло-оранжевый и светло-желтый);

3. Цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать (текст должен хорошо читаться, белый текст на черном фоне читается плохо);

4. Оформление презентации не должно отвлекать внимания от её содержания.

Графическая информация:

1. Рисунки, фотографии, диаграммы должны быть наглядными и нести смысловую нагрузку, сопровождаться названиями;

2. Изображения (в формате jpg) лучше заранее обработать для уменьшения размера файла;

3. Размер одного графического объекта – не более 1/2 размера слайда;

4. Соотношение текст-картинки – 2/3 (текста меньше чем картинок).

Анимация:

1. Анимация используется только в случае необходимости.

Билет 11.

1. Кабинет информатики: нормативное обеспечение (журнал ТБ, СанПин, др.); оборудование; организации работы; санитарно-гигиенические требования к организации работы в кабинете информатики.

Паспорт кабинета информатики – правила, ТБ, санпин и т.д. (как первый урок в новом учебном году).

Алгоритм, свойства алгоритмов.

Алгоритм – точное и понятное предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на достижение поставленной цели или получение конкретного результата. Свойства – дискретность (разбиение алгоритма на шаги); понятность (каждый шаг алгоритма должен быть понятен исполнителю); точность (указание последовательности шагов); результативность (получение результата за конечное число шагов); массовость (использование алгоритма для решения однотипных задач). Способы – словесный; графический; программный.

Билет 12.

Содержание и организация внеклассной работы по информатике. Проектная деятельность по информатике.

Являясь составной частью воспитательной работы в школе, внеклассная работа по информатике направлена на достижение общей цели обучения и воспитания – создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе с учетом индивидуальных и возрастных особенностей в рамках воспитательной системы школы.

Внеклассные мероприятия повышают интерес к предмету, побуждают к самостоятельной работе на уроке и к постоянному поиску чего-то нового. Обучаясь или участвуя во внеклассных мероприятиях, дети познают окружающую действительность, фантазируют, у них появляется возможность раскрыться и выразиться творчески.

Выделяют следующие виды внеклассной работы:

1. Работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала, т.е. дополнительные занятия

2. Работа с учащимися, проявляющими интерес и склонность к информатике.

3. Работа с учащимися по развитию интереса в изучении информатики.

Основной целью первого вида внеклассной работы является ликвидация пробелов и предупреждение неуспеваемости, эта работа имеет ярко выраженный индивидуальный характер и требует от учителя особого такта.

Последние два вида – это и есть, собственно говоря, внеклассная работа в традиционном понимании смысла этого термина.

Цели второго вида внеклассной работы могут быть очень разнообразны и зависят от интересов и учителя, и учащихся.

Третий вид внеклассной работы может иметь подобные цели, но ее содержание и формы проведения определяет учитель, при этом основной целью является развитие интереса учащихся к информатике.

В целом внеклассная работа как педагогическая система направлена на решение следующих задач:

1. усовершенствование умений и навыков, приобретенных на уроках;

2. создание благоприятных условий для сплочения коллектива, развития навыков сотрудничества;

3. расширение мировоззрения учащихся, развитие познавательного интереса, поскольку склонность школьников к тому или иному предмету практически невозможно удовлетворить в рамках только учебной программы;

4. организация свободного времени учащихся.

Наши рекомендации