В грузо-пассажирском поезде при отсутствии в его составе грузовых вагонов обслуживание и управление тормозами производится как в пассажирском поезде.
(В ред. Указания МПС России от 30.01.2002 г. N Е-72у)
Управление тормозами в пассажирских поездах
Управление автотормозами кранами машиниста N 222, 328, 394, 395.
Для служебного торможения в пути следования необходимо ручку крана машиниста перевести из поездного в V положение и снизить давление в уравнительном резервуаре от установленного зарядного давления при первой ступени на 0,3-0,5 кгс/кв.см независимо от длины состава.
При достижении требуемого давления в уравнительном резервуаре перевести ручку крана машиниста в IV положение (перекрыша с питанием магистрали). В случае необходимости следующая ступень торможения может быть выполнена лишь после того, как закончится выпуск воздуха из магистрали через кран машиниста.
При подходе к запрещающим сигналам и остановках на станциях после прекращения выпуска воздуха из тормозной магистрали через кран машиниста перевести его ручку в III положение (кроме поездов, в составе которых имеются вагоны с включенными автотормозами западноевропейского типа со ступенчатым отпуском).
Если поезд заторможен ступенью 0,3 кгс/кв.см, то перед началом отпуска увеличить разрядку тормозной магистрали до 0,5 кгс/кв.см.
При подходе к сигналам с разрешающим показанием и повторном или нерасчетливом торможении, когда поезд может остановиться ранее установленного или требуемого места, отпуск автотормозов после каждого торможения производить переводом ручки крана машиниста в I положение до повышения давления в уравнительном резервуаре в пределах 5,0-5,2 кгс/кв.см; затем ручку крана перевести в поездное положение, а перед последующим торможением - в III положение.
Если за время отпуска автотормозов запасные резервуары не успевают подзарядиться до установленного давления, для выполнения следующего (повторного) торможения снизить давление в тормозной магистрали не менее чем на 0,6 кгс/кв.см.
Разрешается в необходимых случаях при нерасчетливом торможении для остановки произвести отпуск автотормозов переводом ручки крана машиниста в поездное положение и после достижения требуемого увеличения или стабилизации скорости поезда ручку крана перевести в III положение (перекрыша без питания магистрали) с готовностью выполнить повторное торможение для остановки поезда в требуемом месте.
При отпуске автотормозов после служебных торможений Ручку крана машиниста выдерживать в I положении до получения давления в уравнительном резервуаре 5,0-5,2 кгс/кв.см, а при отпуске после экстренного торможения до 3,0-3,5 кгс/кв.см, а в короткосоставных поездах - до 1,5-2,0 кгс/кв.см , после чего ручку перевести в поездное положение.
Отпуск автотормозов в поезде после служебного торможения производить лишь после того, как закончится выпуск воздуха из магистрали через кран машиниста.
В поездах, состоящих из семи вагонов и менее, отпуск автотормозов после служебного торможения производить постановкой ручки крана машиниста в I положение на 1-2 с и последующим перемещением ее 1 поездное положение, а после экстренного торможения временно пере крыть комбинированный кран, ручку крана машиниста поставить в I положение и после зарядки уравнительного резервуара до давления 5,0 кгс/кв.см перевести в поездное, открыть комбинированный кран и зарядить тормозную сеть поезда.
Отпуск автотормозов в поезде после служебного торможении производить перед остановкой при скорости 4-6 км/ч; при преобладании в поезде композиционных колодок и дисковых тормозов отпустит тормоза после остановки поезда.
10.2.1.5. Время с момента перевода ручки крана машиниста в положение отпуска до приведения поезда в движение должно быть: при длине до 20 вагонов включительно после ступени торможения - не менее 15 с после полного служебного торможения - не менее 30 с, после экстренного - не менее 1,5 мин;
При длине поезда более 20 вагонов после ступени торможения - не менее 40 с, после полного служебного торможения - не менее 1 мин, после экстренного - не менее 3 мин.
В случае снижения давления в магистрали ниже 3,5 кгс/кв.см во время торможения на спуске остановить поезд, привести в действие вспомогательный тормоз локомотива, после чего отпустить автоматические тормоза и зарядить тормозную сеть до установленного давления.
Если при следовании поезда в конце спуска выполнено последнее торможение, при котором давление в магистрали ниже 3,5 кгс/кв.см, но не менее 3,2 кгс/кв.см, и далее по условиям профиля пути скорость поезда будет снижаться настолько, что потребуется произвести отпуск автотормозов, а за время до следующего торможения можно осуществить подзарядку тормозной сети до установленного давления, то останавливать поезд для подзарядки автотормозов не требуется.
Избегать частых торможений без подзарядки тормозной сети поезда, так как неполная зарядка влечет за собой при повторных торможениях истощение автотормозов с последующим уменьшением тормозного эффекта. Нельзя отпускать тормоза на высокой скорости перед повторным торможением, если до торможения скорость поезда увеличится сверх установленной, а тормозная сеть к этому моменту не успеет зарядиться.
При наличии в составе пассажирского поезда вагонов с включенными воздухораспределителями западноевропейских типов КЕ, Эрликон, ДАКО поезд должен следовать на автоматических тормозах (электрическое управление отключается). Перед отправлением поезда после прицепки локомотива к составу завысить давление в тормозной магистрали путем кратковременной (на 1-2 с) постановки ручки крана машиниста в I положение.
В пути следования следить за поддержанием установленного зарядного давления, обращая особое внимание на восстановление зарядного давления при отпуске автотормозов. С целью сохранности колесных пар вагонов и обеспечения достаточной плавности торможения первую ступень торможения выполнять снижением давления в тормозной магистрали на 0,3-0,5 кгс/кв.см с последующим при необходимости усилением торможения повторным снижением давления в тормозной магистрали на необходимую величину, но не менее чем на 0,3 кгс/кв.см
Отпуск тормозов после служебного торможения производится переводом ручки крана машиниста N 394, 395 в I положение до получения давления в уравнительном резервуаре 5,3 кгс/кв.см и последующим переводом в поездное положение. При кранах машиниста N 222, 328 (без стабилизатора) отпускать автотормоза после служебного торможения переводом ручки крана машиниста в I положение до давления в уравнительном резервуаре 5,2 кгс/кв.см. При кранах машиниста N 222, 328 для ускорения отпуска и восстановления предтормозного давления, когда еще не произошла полная зарядка тормозной сети, дать 2-3 толчка перемещением ручки крана из поездного в I положение на 1-2 с. Допускается при необходимости производить толчки и при кранах машиниста N 394, 395.
(В ред. Указания МПС России от 30.01.2002 г. N Е-72у)
После экстренного торможения ручку крана машиниста необходимо выдерживать в I положении до давления в уравнительном резервуаре 3,0 кгс/кв.см, а в короткосоставном поезде - до 1,5-2,0 кгс/кв.см, после чего ручку перевести в поездное положение; после зарядки уравнительного резервуара до нормального зарядного давления при кранах машиниста N 394, 395 надо завысить давление в тормозной магистрали, выдержав ручку крана в I положении до давления в уравнительном резервуаре 5,5-5,7 кгс/кв.см, а при кранах N 222, 328 дать 2-3 толчка перемещением ручки крана в I положение на 1-2 с.