Передача к распределительным валам
Передача к топливному насосу.
Передача к топливному насосу (рис. 15). Ведущая коническая шестерня привода устанавливается на шлицевом хвостовике коленчатого вала с помощью упорной шайбы, упирающейся в борт картера. При изменении длины картера и коленчатого вала от повышения температуры при работе дизеля шестерня может скользить по шлицам, чем обеспечивается сохранение сборочных зазоров в зацеплении с ведомой шестерней. В зацеплении с ведущей шестерней находится шестерня, составляющая одно целое с вертикальным валом 2. В средней части этого вала имеется шестерня для привода наклонных валов, осуществляющих передачу к распределительным валам, а вверху на шлицах насаживается ведущая шестерня 3 для передачи движения к горизонтальному валику 11 топливного насоса.
Вертикальный вал с подшипником монтируется в гнезде, расточенном в верхнем картере. Закрытое заглушкой отверстие в вале служит для подвода масла к его верхней опоре и другим узлам передачи. В нижней части подшипника имеются внутренняя и наружная кольцевые выточки, сообщающиеся между собой отверстием.
Смазка из гильзы центрального подвода через жиклер и указанные выточки поступает в полость вала. Подобные соединенные между собой кольцевые выточки имеются и в верхней части подшипника, через которые смазка поступает к нижним подшипникам наклонных валиков привода распределения и через канал в корпусе и жиклер — к валику привода топливного насоса.
Рис. 15. Передача к топливному насосу: 1 — подшипник вала; 2 —вертикальный вал; 3 — верхняя коническая шестерня; 4—регулировочная шайба; 5— гайка: 6—стопор; 7, 12 — жиклеры; в —уплотняющие прокладки; 9 — корпус привода топливного насоса; 10—войлочный сальник; 11 —горизонтальный валик привода топливного насоса; 13 — регулировочная шайба.
Масло, вытекая в полость корпуса 9, смазывает конические шестерни привода и валик распределителя воздушного пуска (на тепловозе не применяется). Валик 11 привода насоса выполнен за одно целое с шестерней. Выходящий из корпуса противоположный конец вала имеет мелкие шлицы для соединения с муфтой привода топливного насоса и уплотняется в корпусе маслосгонной резьбой и войлочным сальником 10.
Передача к распределительным валам.
Передача к распределительным валам (рис. 16) осуществляется от средней конической шестерни валика привода топливного насоса с помощью шестерни 1, которая находится в подшипнике 2, установленном в расточке картера, и внутренними шлицами соединяется с валиком 3. Последний на верхнем конце имеет коническую шестерню, сцепленную с конической шестерней, сидящей на распределительном валу. Верхней опорой для валика 3 является бронзовая втулка, запрессованная в расточку литой коробки, которая привернута к торцовой стенке головки блока. Смазка к втулке поступает через канал в головке блока из упорного подшипника распределительных валов, в который масло подается от вертикального вала. Валик закрыт трубчатым кожухом 5, ввернутым в коробку валика привода.
Рис. 16. Передача к распределительным валам: 1—шестерня привода; 2—подшипник шестерни; 3 — валик привода; 4 — стакан кожуха; 5 — трубчатый кожух; 6—накидная гайка;7—уплотнительное кольцо.
Передача к тахометру.
Передача к тахометру (рис. 17). Корпус 1 привода центрирующим буртом входит в расточку на торце крышки головки правого блока цилиндров дизеля и прикрепляется к ней фланцем. В корпусе под углом 90° расположены два отверстия, в которых вращаются валики привода. Валик ведущей шестерни 3 имеет хвостовик с отверстием, связанным с сухарем 2, который своей прорезью соединяется с заглушкой, завернутой в распределительный вал впуска. К валику 4 ведомой шестерни присоединен конец гибкого вала отдатчика тахометра. Масло в корпус поступает через наклонное отверстие, сделанное в буртике, из полости распределительных шестерен. Отверстия корпуса закрыты заглушкой 6 и подшипником 5 валика ведомой шестерни.
Рис. 17. Передача к тахометру:1 — корпус привода; 2 — сухарь; 3— ведущая коническая шестерня;