Сигнализатор обрыва тормозной магистрали с датчиком усл.
4.10. Электроблокировочный клапан усл.№ Э-104Б (КЭ-44)............. 187
4.11. Электроблокировочный клапан КПЭ-99..................................... 189
4.12. Сигнализаторы отпуска тормозов................................................. 191
4.13. Автоматические выключатели управления (АВУ) усл.№ Э-119Б, усл.№ Э-119В............................................................................................................. 194
Автоматические (пневматические) выключатели управления (ПВУ). 196
Глава 5. ПРИБОРЫ ТОРМОЖЕНИЯ И АВТОРЕЖИМЫ....................... 199
5.1. Воздухораспределители..................................................................... 199
5.2. Воздухораспределитель усл. № 292-00............................................ 200
5.3. Воздухораспределитель усл.№ 483-000 (483-000 М)...................... 209
5.4. Реле давления (повторитель) усл.№ 304-002................................... 223
Автоматические регуляторы режимов торможения (авторежимы) 225
5.6. Тормозные цилиндры........................................................................ 232
5.7. Запасные резервуары......................................................................... 239
Глава 6 ВОЗДУХОПРОВОД II ЕГО АРМАТУРА..................................... 243
6.1. Магистрали......................................................................................... 243
6.2. Краны.................................................................................................. 244
6.3. Клапаны.............................................................................................. 247
6.4. Соединительные рукава.................................................................... 260
6.5. Маслоотделители, пылеловки и фильтры...................................... 262
ГЛАВА 7. ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКИЕ ТОРМОЗА............................ 265
7.1. Классификация схем ЭПТ и общий принцип их работы............. 265
7.2. Преимущества и недостатки ЭПТ.................................................... 267
Структурная схема двухпроводного ЭПТ и назначение тормозных приборов 268
7.4. Электровоздухораспределитель усл.№ 305-000............................. 269
7.5. Междувагонные соединения............................................................. 277
7.7. Клеммные коробки............................................................................ 279
Электрическая схема ЭПТ пассажирских поездов с локомотивной тягой. 280
ЭПТ электропоездов, оборудованных краном машиниста усл.№ 334Э 286
ГЛАВА 8. ТОРМОЗНЫЕ РЫЧАЖНЫЕ ПЕРЕДАЧИ............................... 311
8.1. Назначение и требования к рычажным передачам...................... 311
8.2. Передаточное число и к.п.д. рычажной передачи......................... 312
8.3. Типовые схемы и детали рычажных передач................................ 314
8.4. Регулирование тормозных рычажных передач............................. 338
ГЛАВА 9. АВТОМАТИЧЕСКАЯ ЛОКОМОТИВНАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ, АВТОСТОПЫ II СКОРОСТЕМЕРЫ........................................................... 352
9.1. Структура АЛСН и общий принцип работы................................. 353
9.2. Электропневматический клапан автостопа................................... 357
9.3. Локомотивный скоростемер ЗСЛ-2М.............................................. 360
Электронный скоростемер КПД-3 (комплекс передачи данных) 364
ГЛАВА 10 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТОРМОЗНОГО ОБОРУДОВАНИЯ 371
10.1. Осмотр и проверка тормозного оборудования при приемке локомотива в депо.............................................................................................................. 371
10.2 Проверка тормозного оборудования при смене бригад без отцепки локомотива от состава.............................................................................. 373
10.3 Порядок смены кабины управления. Прицепка локомотива к составу и отцепка от состава..................................................................................... 374
ГЛАВА 11.ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЕЗДОВ ТОРМОЗАМИ........................... 377
11.1. Тормозные нормативы для грузовых и пассажирских поездов. Порядок следования поездов при недостающем тормозном нажатии............... 377
11.2. Порядок размещения и включения автотормозов в поездах..... 379
11.3. Виды и порядок опробования тормозов в поездах...................... 380
11.4. Справка (формы ВУ-45) об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии и порядок ее заполнения.......................................................... 390
11.5. Полное опробование тормозов у группы вагонов, прицепленных к одиночно следующему локомотиву.......................................................................... 392
11.6. Включение тормозов у недействующих локомотивов................ 393
11.7. Контрольная проверка тормозов................................................... 395
ГЛАВА 12. УПРАВЛЕНИЕ ТОРМОЗАМИ................................................. 399
12.1. Проверка действия тормозов в пути следования......................... 399
12.2. Управление автотормозами грузовых поездов обычного формирования, пневматическими и ЭПТ пассажирских поездов и электропоездов... 402
12.3. Действия локомотивной бригады при нарушении целостности тормозной магистрали поезда..................................................................................... 411
Управление автотормозами в грузовых поездах повышенного веса и длины. 413
Управление тормозами при вынужденной остановке поезда на перегоне. 420
12.6. Особенности управления тормозами в зимний период. Предупреждение замерзания тормозного оборудования................................................... 421
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................. 427
ВВЕДЕНИЕ
Эффективность тормозных средств является одним из важнейших условий, определяющих возможность повышения веса и скорости движения поездов, пропускной и провозной способности железных дорог. От свойств и состояния тормозного оборудования подвижного состава в значительной степени зависит безопасность движения.
Первая попытка применения автоматического тормоза на подвижном составе была предпринята в 1847 году. Этот тормоз был механическим и управлялся с помощью троса, натянутого вдоль поезда.
В 1869 году появился первый пневматический неавтоматический тормоз, который не обеспечивал торможение поезда при разъединении воздушных рукавов, а в 1872 году - автоматический, особенностью которого являлось наличие на каждом вагоне воздухораспределителя и запасного резервуара.
В России широкое внедрение автоматического тормоза Вестингауза началось в 1882 году, в связи, с чем в Петербурге в 1899 фирмой «Вестингауз» был построен тормозной завод.
Первым изобретателем отечественного автоматического тормоза был машинист Федор Казанцев. Его неистощимый двухпроводный тормоз был успешно испытан в пассажирском поезде в 1910 году. В 1923 году Московский тормозной завод выпустил первые образцы отечественных тормозов системы Казанцева для пассажирских поездов. В 1927 году Казанцев создал новый тип воздухораспределителя, который вскоре был принят для оборудования грузовых поездов.
Большие заслуги в деле создания и оснащения подвижного состава отечественными пневматическими автотормозами принадлежат известному изобретателю И.К. Матросову. Воздухораспределитель усл.№ М-320 его конструкции в 1932 году был принят в качестве типового для грузового подвижного состава. В 50 - 60-х годах прошлого века практически весь подвижной состав железных дорог бывшего в то время СССР был оборудован воздухораспределителями усл.№ 270 и усл.№ 292 и концевыми кранами его системы и конструкции.
Широкое применение электропневматических тормозов на электропоездах началось с 1948 года, а в пассажирских поездах с локомотивной тягой - с 1958 года, когда Московский тормозной завод приступил к серийному выпуску электровоздухораспределителей усл.№ 170и усл.№305.
С 1947 года вагонный парк железных дорог начал оснащаться автоматическими регуляторами тормозной рычажной передачи, а с 1966 года - автоматическими регуляторами режимов торможения (авторежимами). Начиная с 1964 года вагоны, стали оборудоваться композиционными колодками, эксплуатационные и технологические качества которых продолжают совершенствоваться и в настоящее время.
Большую роль в развитии отечественного тормоз о строения сыграли работы по теории торможения, основоположником которой является профессор Н.П. Петров. Современное развитие наука о торможении получила в трудах известных ученых В.Ф. Егорченко, В.Г. Иноземцева, Б. Л. Карвацкого, В.М. Казаринова и других.
В процессе развития и совершенствования тормозов большое внимание уделяется созданию новых устройств и систем безопасности, взаимосвязанных с работой приборов тормозного оборудования, систем автоведения поезда, систем автоматического управления тормозами (САУТ), локомотивных скоростемеров. Только за последнее десятилетие были разработаны и внедрены в эксплуатацию устройство контроля параметров движения поезда «Дозор», телеметрическая система контроля бодрствования машиниста (ТСКБМ), электронный скоростемер КПД-3 (КПД-ЗВ), комплексное локомотивное устройство безопасности (КЛУБ) и другие.
В представленном учебнике рассмотрены устройство, действие и ремонт приборов управления тормозами, компрессоров и воздушных резервуаров, приборов торможения и тормозных рычажных передач, автоматической локомотивной сигнализации и автостопов, а также вопросы технического обслуживания тормозного оборудования и управления тормозами. Приведены схемы расположения пневматического тормозного оборудования на подвижном составе и показано взаимодействие тормозных приборов.
Описание приборов и устройств тормозного оборудования паровозов, а также скоростного подвижного состава в настоящем учебнике не помещено, так как эти вопросы достаточно подробно изложены в специальной литературе и в учебниках по тормозам более ранних изданий.
Настоящее издание предназначено для учащихся профессионально-технических училищ, технических школ машинистов локомотивов и учебно-производственных центров, занимающихся подготовкой локомотивных бригад. Книга может быть полезна работникам железнодорожного транспорта, связанных с эксплуатацией, обслуживанием и ремонтом тормозного оборудования подвижного состава.