Схема сил действующих на колесо
Если к катящему по рельсу колесу, нагружённому силой Р (рис.), прижать тормозную колодку с силой К, то между поверхностью катания колеса и колодкой возникает сила трения B=Kjк, где jк– коэффициент трения между колодкой и колесом.
Со стороны колеса на колодку и далее на подвеску, раму и буксу действует реактивная сила R, равная силе В и противоположно направленная. Сила Впо отношению к колесу является внутренней силой, которая сама по себе не может произвести торможение; она создаёт момент Мв=Вт, направленный против вращения колеса.
Под действием момента Мв в точке а контакта колеса с рельсом возникает сила Вт, действующая на рельс со стороны и стремящаяся сдвинуть его.
Внешняя сила Вт, действующая на колесо со стороны рельса, числено, равна силе В и направленная в сторону, обратную движению, и является т о р м о з н ой с и л о й:
Вт=В= Kjк
Момент силы трения Мт, направленный против вращения колеса, называется т о р м о з н ы м м о м е н т о м:
Мт=Втr.
Таким образом, тормозная сила реализуется в точках контакта колёс с рельсами.
========================================================================
Вопрос 2:
Коэффициент сцепления ( y- пси ), равный отношению максимально возможной силы сцепления к действительной нагрузке колеса на рельс, зависит от скорости, от погодных условий, состояния колеса, состояния контактной поверхности.
Для грузовых вагонов при скоростях от 20 до 120 км/ч и нагрузке колёсной пары на рельс от 60 до 220 кН коэффициент сцепления изменяется от 0,13 до 0,07 и для пассажирских при скоростях от 40 до 160 км/ч – от 0,14 до 0,09. Во время тумана, росы, при моросящем дожде, особенно при образовании на рельсах инея и загрязнённых рельсах, коэффициентy уменьшается и может быть менее 0,04. При сильном дожде, когда чистые рельсы, коэффициентy остаётся таким же, как и при сухих рельсах. При входе колёс в кривые участки пути и при выходе из них коэффициент y уменьшается на 5-10%. Коэффициент сцепления повышается до 0,2 при подсыпке песка на рельс и различных способах очистки их.
yр= (0,17 – 0,00015 (q – 50)f(u),
где: q – нагрузка от колёсной пары на рельсы (осевая нагрузка), кН;
f(u) -функция скорости, параметры которой зависят от типа
подвижного состава.
Расчётные коэффициенты сцепления для разных типов
Подвижного состава
Тип подвижного состава | Расчётная скорость км/ч | Значение функции f(u) | Расчётный коэффициент сцепления при нагрузке от колёсной пары на рельс, кН | ||||
Пассажирские и изотермические вагоны, вагоны электро- и дизель - поездов | 0,70 0,55 0,53 0,51 | 0,140 0,110 0,106 0,101 | 0,135 0,107 0,102 0,097 | 0,130 0,102 0,098 0,094 | 0,124 0,097 0,094 0,090 | --- --- --- --- | |
Грузовые Вагоны | 0,71 0,52 0,47 | 0,131 0,097 0,092 | 0,125 0,094 0,090 | 0,121 0,090 0,085 | 0,116 0,086 0,081 | 0,110 0,081 0,070 | |
Локомотивы | 0,65 0,49 0,46 | --- --- --- | --- --- --- | 0,132 0,097 0,087 | 0,126 0,093 0,083 | 0,119 0,088 0,078 |
Значения расчётных коэффициентов сцепления для различных типов подвижного состава при скоростях движения, принимаемых для проверки отсутствия заклинивания колёсных пар, приведены в таблице.
Коэффициент трения (jк – фи) тормозной колодки зависит от многих факторов: материала колодки, скорости движения, удельного давления колодки, материала колеса, погодных условий, состояния рельсов и др. Коэффициент трения показывает, какую часть от силы нажатия составляет сила трения.
Юз – движение колеса без вращения, проскальзывание, когда тормозная сила больше силы сцепления колеса с рельсом.
Вт>Вс = jК>yР
При скоростях близких к 0 коэффициент трения коэффициента сцепления на 20%, при этом нажатие должно быть менее на 20% силы сцепления.
Причины юза:
а) неисправности рычажной передачи или ВР;
б) неправильная установка режима установки ВР (загрузки);
в) неправильное применение ступеней торможения (без подачи
песка);
г) начало движения без выдержки времени отпуска;
д) торможение при завышенном давлении;
========================================================================
Вопрос 3:
Для решения тормозных задач определения, например:
- тормозной силы поезда;
- тормозного пути;
- допустимой скорости движения:
нужно знать действительную силу нажатия на колодку и действительный коэффициент трения. Но эти величины не постоянны и всё время меняются, поэтому решить задачу в этих условиях представляется крайне сложно. Поэтому для упрощения решения этих задач вводятся специальные расчётные значения, но при условии, чтобы произведения действительной и расчётной оставались примерно равными.
КрРр=Кд>Рд
Эти расчётные значения даются в справочнике, и даже в других документах (ВУ-45). Обеспеченность поезда и состава тормозами, определяется величиной расчётного тормозного коэффициента, который определяется по формуле:
SК
J = ------- 100% - для состава
Q
S -сумма;К –нажатие; Q – вес состава; P – вес локомотива
SК
J = ------- 100% - для поезда
Q+Р
Для того чтобы поезда следовали без расформирования с максимальной скоростью, в инструкции по тормозам имеется таблица тормозных коэффициентов:
SК
J = ------- 100% - 33т/100т. - для состава (грузовые)
Q
SК
J = ------- 100% - 60т/100т - для поезда (пассажир.)
Q+Р
Если в пути следования машинист отключит тормоза состава (из-за неисправности), то измениться тормозное нажатие и делается новый расчёт на оборотной стороне справки ВУ-45.
Если после отключения тормозов состава, расчётный коэффициент будет меньше допустимой нормы ( 33т/10т – 28т/100т – для грузового состава; 60т/100т – 58т/100т – для пассажирских поездов ), то нужно уменьшить скорость. При нехватке каждой тонны нажатия на 100т/веса – скорость уменьшается на 2-а км/ч и округляется в меньшую сторону. Самостоятельно машинист может снизить скорость до коэффициента нажатия – 28т/100т – грузовые; 58т/100т – пассажир.
ДАНО:
|
|
|
Q = 3500т;
|
|
|
К1 = 3,5 т/100т;
n2 = 20 осей; Кф = n1 К1 + n2 К2 + n3 К3 = 80х3,5 +
К2 = 5,0 т/100т; 20х5,0 + 100х7,0 = 280+100+700 = 1080
|
|
|
|
|
|
Ктр - ?;
Кф - ?; = 31т/100т
Jф - ?;
Можно отправить при меньшем коэффициенте нажатия, если в справке ВУ-45 указан процент % композиционных колодок:
30т/100т – 100%; 31т/100т – 75%; 32т/100т –50%:
при условии, что все вагоны включены.
Дополнительное условие: по пути следования, по неисправности были отключены 2-а четырёхосных вагона n3 = ?
Кф = n1 К1 + n2 К2 + n3 К3 = 80х3,5 + 20х5,0 + 92х7,0 = 280+100+644 = 1024
|
|
|
До требуемого нажатия не хватает 4 тонны нажатия и необходимо
уменьшить скорость следования = 4тонны х 2км. = 8 км/ч., т.к.
допустимые коэффициенты нажатия рассчитаны на скорость 90 км/ч. и
необходимо скорость уменьшать в сторону уменьшения, то скорость
необходимо установить 80 км/ч.