Основные положения при расчете динамической устойчивости
Общая характеристика вопроса
Всякое внезапное нарушение рабочего режима электрической системы, состоящей из электростанций, линий электропередачи и нагрузок, вызывает качания синхронных машин (генераторов, синхронных двигателей и компенсаторов). При неблагоприятных условиях размах колебаний может получиться настолько большим, что отдельные машины или целые электростанции выпадут из синхронизма.
Причина возникновения качаний заключается в следующем. Как правило, аварии в системах передачи сопровождаются внезапным изменением мощности, отдаваемой в сеть электростанциями. Регуляторы первичных двигателей обладают значительной инерцией и могут реагировать на изменение мощности или, вернее, на изменение частоты вращения машины с определенным запаздыванием. В результате равновесие между отдаваемой генераторами мощностью и мощностью, развиваемой первичными двигателями, нарушается и на валу машин возникают избыточные моменты, вызывающие изменение скорости и относительное перемещение роторов. Дальнейший характер возникших колебаний зависит от целого ряда факторов. Значения отдаваемой машинами мощности и избыточных моментов, ускоряющих или замедляющих роторы машин, в каждый момент времени определяются абсолютным значением и фазой э. д. с. всех машин системы, которые с течением времени изменяются, причем изменение фаз связано с относительным перемещением роторов и зависит, таким образом, от инерции вращающихся масс, т. е. от механических свойств системы, тогда как изменение абсолютных значений э. д. с. определяется преимущественно переходными электромагнитными процессами в машинах и зависит от действий АРВ и ряда других факторов.
Качания синхронных машин могут возникнуть также в следующих случаях: при внезапном скачке нагрузки, при отключении линии или трансформатора, при отключении генератора и при коротком замыкании (к.з.).
Из этих видов аварии наиболее опасным является к.з., с которым и необходимо считаться в первую очередь. При заземленной нейтрали могут быть следующие виды к.з.: однофазное замыкание на землю; непосредственное замыкание между двумя фазами; двухфазное замыкание на землю; трехфазное к. з.
Наибольшие затруднения в отношении устойчивости возникают при трехфазном к.з. Вследствие резкого снижения напряжения при трехфазном к.з. связь между генераторными станциями настолько ослабляется, что устойчивость системы часто нарушается.
При однофазном и двухфазном к.з. (особенно в первом случае) снижение напряжения получается меньше и генераторы находятся в более благоприятных условиях, чем в случае трехфазного к.з.
Поскольку вероятность однофазного к.з. достаточно велика, опасности выпадения машин из синхронизма в этих условиях необходимо избегать.
В ответственных системах следует добиваться сохранения устойчивости также и при трехфазном к.з. Другие виды аварий, такие, как отключение линий, трансформаторов и генераторов, с точки зрения динамической устойчивости обычно менее опасны, чем к.з. Поэтому расчеты динамической устойчивости проводятся [применительно к нарушению установившегося режима, причиной которого являются к.з.].
Динамическая устойчивость электростанции, работающей на шины бесконечной мощности. устойчивость двух электростанций конечной мощности. Правило площадей при работе станции на шины бесконечной мощности.
Рассмотрим простейший случай работы электростанции через двухцепную линию электропередачи на шины бесконечной мощности (рис. 6.1). Предпосылка постоянства напряжения на шинах системы по абсолютному значению и фазе исключает возможность качаний приемной системы и значительно упрощает анализ явлений. На рис. 6.2 приведена упрощенная схема замещения рассматриваемой системы при нормальном режиме, представляющая собой последовательное соединение индуктивных сопротивлений отдельных элементов системы, дающее в сумме :
;
здесь под индуктивным сопротивлением генератора следует понимать его переходное индуктивное сопротивление .
Было установлено, что при быстром изменении угла в нормальном или аварийном режиме характеристику мощности генератора можно считать синусоидальной, отбросив вторую гармонику мощности и полагая
,
где Е = Е' — переходная э. д. с. генератора, приложенная в его схеме замещения за переходным индуктивным сопротивлением, одинаковым для продольной и поперечной осей.
Эта зависимость для нормального режима представлена на рис.6.4 (кривая ). Теперь предположим, что в начале одной из цепей линии электропередачи в точке К (рис. 6.1) произошло несимметричное к.з. Схема замещения системы для этого режима принимает вид, изображенный на рис. 6.2, а, где в точке К. включено эквивалентное шунтирующее сопротивление к.з. состоящее из сопротивлений обратной и нулевой последовательностей.
В связи с изменением конфигурации схемы вследствие к.з. при неизменной э. д. с. генератора (за переходным индуктивным сопротивлением) значение передаваемой системе мощности изменяется. Выражение для передаваемой мощности при к.з. можно найти с помощью следующих простых преобразований схемы замещения системы для аварийного режима. Эта схема представляет собой звезду с лучами , , причем для однофазного к.з. , для двухфазного к.з. , а для двухфазного замыкания на землю .
Как известно, звезда может быть преобразована в эквивалентный треугольник (рис. 6.3, б), стороны которого будут представлены следующими индуктивными сопротивлениями:
(6.1) |
Индуктивные сопротивления , подключенные непосредственно к э. д. с. Е и напряжению U, не влияют на значение активной мощности генератора в аварийном режиме и могут быть отброшены.
Рисунок 6.1 - Схема электропередачи |
Рисунок 6.2 - Схема замещения электропередачи для нормального режима |
Весь поток активной мощности генератора направляется через индуктивное сопротивление , связывающее э. д. с. генератора с напряжением приемника U, которое при этом можно рассматривать как эквивалентное индуктивное сопротивление системы в аварийном режиме. В этих условиях характеристика мощности генератора, очевидно, будет иметь вид:
(6.2) |
где
Зависимость мощности от угла имеет синусоидальный характер, но амплитуда ее меньше, чем при нормальном режиме, так как знаменатель в выражении (6.2) больше, чем в (6.1).
Рисунок 6.3 – Схема замещения электропередачи при коротком замыкании (а) и ее преобразование (б) | Рисунок 6.4 - Анализ колебаний по правилу площадей |
Отдаваемая генератором мощность и угол между э. д. с. Е и напряжением U при нормальном режиме обозначены соответственно через и . В момент к. з. в связи с изменением параметров схемы происходит переход с одной характеристики мощности на другую, и так как вследствие инерции ротора угол мгновенно измениться не может, то отдаваемая генераторами мощность уменьшается до значения , определяемого углом на кривой . Мощность первичных двигателей электростанции вследствие запаздывания регуляторов турбин остается при этом неизменной и равной .
В результате на валу машины возникает некоторый избыточный момент, обусловленный избытком мощности . Под влиянием этого момента ротор машины начинает ускоряться, увеличивая угол . В дальнейшем процесс протекает качественно так же, как и при внезапном отключении нагруженной цепи.
С изменением угла отдаваемая генераторами мощность начинает увеличиваться и избыточный ускоряющий момент падает. В точке с (рис. 6.4) избыток мощности равен нулю, относительная же скорость ротора достигает здесь максимума, и ротор по инерции проходит дальше. Теперь отдаваемая мощность становится уже больше мощности первичных двигателей, избыточный момент меняет свой знак, и ротор начинает тормозиться.
В период торможения генератор покрывает избыток отдаваемой мощности за счет избыточной кинетической энергии, запасенной им в период ускорения. В некоторой точке d, отвечающей углу, при котором запас избыточной кинетической энергии ротора иссякнет, относительное перемещение ротора прекратится, и так как в этой точке имеется избыточный тормозящий момент, начинается относительное движение ротора в обратном направлении. Пройдя по инерции точку с и достигнув минимального угла отклонения, ротор останавливается в своем относительном движении и затем снова начинает ускоряться. После нескольких колебаний с постепенно затухающей амплитудой относительное движение ротора прекратится и его положение будет определяться точкой с, являющейся точкой установившегося режима на новой характеристике мощности. Если бы ротор при первом отклонении прошел угол , соответствующий мощности на падающей ветви характеристики II, то избыточный момент вновь изменил бы свой знак и сделался бы снова ускоряющим. С дальнейшим увеличением угла ускоряющий момент стал бы нарастать и генератор выпал бы из синхронизма.
Приведенные на рис. 6.4 характеристики дают возможность определить максимальное отклонение угла ротора и установить, сохраняет ли система устойчивость. Действительно, ординаты заштрихованных площадок (рис. 6.4) представляют собой избыток мощности , создающий избыточный момент того или иного знака. Значение избыточного момента:
(6.3) |
где — угловая скорость вращения ротора.
При качании генератора , непрерывно изменяется, однако это изменение весьма невелико сравнительно с синхронной угловой скоростью . С достаточной точностью значение можно считать постоянным и равным . Ошибка в значении момента лежит при этом в пределах 1 — 1,5%. Подставляя вместо синхронную скорость , получаем:
так как в системе относительных единиц = 1.
Таким образом, избыточный момент в относительных единицах может быть принят численно равным избытку мощности .
Рассматривая лишь относительное движение ротора и работу, совершаемую в этом относительном движении, можно принять, что при перемещении ротора на бесконечно малый угол избыточный момент совершает элементарную работу, равную . При отсутствии потерь вся эта работа идет на изменение кинетической энергии ротора (в его относительном движении).
В рассматриваемом случае избыточный момент сначала ускоряет вращение ротора, и работа, совершаемая в период ускорения при перемещении ротора от до , равна:
где представляет собой заштрихованную на рис. 6.4 площадку аbс. Таким образом, кинетическая энергия, запасенная ротором в период его ускорения, равна площадке . Эту площадку мы назовем площадью ускорения.
После того как ротор пройдет точку своего установившегося положения на новой характеристике мощности, избыточный момент меняет свой знак и начинает тормозить вращение ротора. Изменение кинетической энергии в период торможения при перемещении ротора от до равно:
Площадка может быть названа площадью торможения.
В период торможения ротор возвращает запасенную им ранее избыточную кинетическую энергию. Когда вся запасенная ротором избыточная энергия будет израсходована, т. е. когда работа торможения уравновесит работу ускорения , относительная скорость становится равной нулю, поскольку кинетическая энергия пропорциональна квадрату скорости. В этот момент ротор останавливается в своем относительном движении и достигнутый им при этом угол является максимальным углом отклонения ротора машины. Для определения угла оказывается достаточным равенство , или, что то же самое:
(6.4) |
Уравнение (6.4) показывает, что при максимальном угле отклонения площадь торможения должна быть равна площади ускорения и, следовательно, задача сводится к тому, чтобы найти положение точки d, удовлетворяющее этому условию (рис. 6.4), что может быть сделано графически.
Максимально возможная площадь торможения на рис. 6.4 равна, очевидно, площадке . Если бы эта площадь оказалась меньше площади ускорения , то система выпала бы из синхронизма. Отношение возможной площади торможения к площади ускорения является мерой запаса динамической устойчивости системы и может быть названо коэффициентом запаса устойчивости.
Когда возможная площадь торможения получается меньше площади ускорения, нередко все же оказывается возможным добиться устойчивой работы, достаточно быстро отключив поврежденную цепь. Мощность, которую можно передать по второй, оставшейся в работе цепи (рис. 6.1), обычно больше, чем та, которую можно передавать по двум цепям при к.з. Уравнение мощности при отключении поврежденной цепи получает следующий вид:
где .
Эта зависимость дана на рис. 6.5 в виде кривой III. Кривые I и II представляют собой характеристики при нормальном режиме и при к. з.
Рисунок 6.5 - Определение предельного угла отключения по правилу площадей |
Как указывалось выше, в момент к. з. передаваемая мощность падает и ротор начинает ускоряться. Пусть в некоторой точке d происходит отключение поврежденной цепи. В момент выключения работа переходит в точку е на кривой III, и в результате отдаваемая генераторами мощность значительно повышается. Благодаря этому максимально возможная площадь торможения (ограниченная кривой cdefc') получается значительно больше, чем при длительном неотключенном к.з., и это увеличение тем больше, чем раньше происходит отключение, т. е. чем меньше угол . Таким образом, быстрая ликвидация аварий может весьма значительно повысить устойчивость системы. Благодаря своей простоте и большому эффекту это средство находит широкое применение и является, по существу, основным мероприятием, служащим для повышения динамической устойчивости.
С помощью рис. 6.5, пользуясь правилом площадей, можно графически найти предельное значение угла , при котором нужно произвести отключение поврежденной линии для того, чтобы добиться устойчивой работы. Значение этого угла определяется равенством площади ускорения и возможной площади торможения.
Предельный угол отключения легко может быть найден и аналитически. Действительно, приравнивая нулю сумму площади ускорения и максимальной возможной площади торможения, получаем:
(6.5) |
где — амплитуды характеристик мощности при к.з. и отключении цепи.
Уравнение (6.5) дает
откуда
(6.6) |
где все углы выражены в радианах.
Подставляя в (6.6) и нетрудно найти ,
а следовательно, и угол .