Зависимость материала запорной арматуры от условий применения.

На стр.29, Таблица 30 (СНИП 2.04.08-87*)

Материал запорной арматуры Условия применения
Давление, Температура,
Серый чугун Ковкий чугун Углеродистая сталь Легированная сталь Латунь, бронза 6 16 16 16 16 Не ниже Не ниже Не ниже Не ниже Не ниже

Классификация задвижек.

1. По расположению затвора в корпусе – клиновые и параллельные;

2. С выдвижным и невыдвижным шпинделем.

3. С электроприводом и ручным управлением.

4. По материалу: чугунные и стальные.

5. По способу присоединения к газопроводу: фланцевые и приводные.

Устройство задвижки.

Задвижка состоит из корпуса, крышки, шпинделя, маховика, запорных дисков, расположенных в корпусе и соединенных шпинделем. На выходе шпинделя из крышки задвижки имеется сальниковое уплотнение, которое герметизируется гранд-буксой или сальниковой крышкой.

Неисправности задвижек:

1. Негерметичность прилегания запорных дисков задвижки к седлу корпуса, т.е. задвижка в закрытом виде пропускает через себя газ. Устранение: вытащить запорные диски и притереть на плите.

2. Тугое вращение маховика задвижки. Причина: не смазан шток. Для устранения – смазать или очень туго набить сальник (для устранения сделать перенабивку сальника).

3. При вращении маховика в положение «ОТКРЫТО» задвижка не открывается. Причина: шток сорвался из зацепления с запорными дисками.

4. Утечки газа через сальник задвижки, через фланцевые соединения корпуса задвижки с крышкой, через фланцевые соединения присоединения задвижки к газопроводу.

5. Микропоры в литье корпуса задвижки.

Краны.

Классификация кранов:

1. По способу герметизации пробки: сальниковые, натяжные, самосмазывающиеся.

2. По материалу: чугунные, бронзовые, латунные.

3. По способу присоединения к газопроводу: муфтовые, цанковые и фланцевые.

Устройство крана:

Устройство сальникового крана состоит из корпуса и пробки с отверстием для прохода газа. Сальниковое уплотнение гранд буксы: на выступающей части пробки имеется риска по которой мы определяем открыт кран или закрыт. На корпусе крана имеется маркировка: Ду, Ру и товарная маркировка завода-изготовителя и стрелка – направление потока.

Применяются, в основном, для ГП низкого давления газа. Герметичное прилегание пробки осуществляется с помощью гайки на противоположном конце пробки.

Неисправности кранов:

1. Негерметичность (т.е. в закрытом виде пропускает через себя газ). Причины: отсутствует, или плохая смазка царапины на пробке или царапины на уплотняющей поверхности корпуса.

2. Пропуск газа через сальниковое уплотнение.

3. Попуски газа через микропоры в литье корпуса крана.

Трехходовой кран.

Он предназначен для подключения манометров к измеряемой среде (в трубопроводах и др.).

Служит для проверки работоспособности манометров:

· Посадка манометров на “0”;

· Проверка рабочего манометра по контрольному;

· Проверка сифонной трубки.

Состоит из корпуса со специальным фланцем для подключения контрольного манометра и пробки с тремя отверстиями. На выступающей из корпуса части нанесены риски – указатели положения пробки крана.

Вентиль.

- направление движения газа в вентиле

             
     
 
   

Вентили на ГП не применяются совсем (или редко). Состоит из корпуса, крышки, клапана со шпинделем и маховика.

Он отличается от клапана и задвижки большим гидравлическим сопротивлением при проходе через него среды. Направление потока меняется на 180 градусов.

Игольчатый вентиль разрешается устанавливать вместо 3-х ходового крана со специальным устройством для подключения контрольного манометра – для проверки рабочего.

Маркировка трехходового крана нанесена мелким шрифтом на ребре (надо смотреть внимательно).

Испытание арматуры.

Арматуру, устанавливаемую на ГП, низкого давления испытывают на прочность и плотность материала корпуса водой, давлением 2 кг/см2. Для испытания кранов допускается использовать воздух того же давления. На герметичность затвора, сальниковых, прокладочных уплотнений, краны испытывают воздухом давлением, равным:

Задвижки испытывают керосином (только!!!). Для этого задвижку ЗАКРЫВАЮТ и одну сторону у закрытой задвижки закрашивают мелом. Затем, задвижку мелованной стороной переворачивают вниз фланца, а в затвор, с другой стороны, наливают керосин и выдерживают 1 час, керосин выливают и проверяют закрашенную мелом сторону. Если керосиновых пятен нет – задвижка герметична.

Арматуру, устанавливаемую на ГП, среднего и высокого давлений, испытывают на прочность и плотность материала корпуса. Задвижки испытывают водой, давлением равным:

но не менее, чем 3 .

На герметичность затвора краны испытывают воздухом давлением:

а задвижки все испытывают заливкой керосина.

Испытания водой делают для того, чтобы в случае разрыва корпуса не разлетались осколки.

Испытания на прочность и плотность корпуса производят при открытых запорных установках.

На герметичность испытывают арматуру в закрытом положении. Пропуск воды или потение через металл во время испытаний – недопустимы. Вода после испытаний должна быть удалена, а арматура просушена.

Ремонт запорной арматуры.

РЕМОНТ – комплекс операций с разборкой, восстановлением или заменой деталей и узлов, после выполнения которых, гарантируется исправность и безаварийность газопроводов и газового оборудования на последующий срок эксплуатации.

Ремонт арматуры производится по графику, подтвержденным главным инженером предприятия с учетом ПБ 529-03 или по мере необходимости. Запорная арматура ремонтируется не реже 1 раза в год. Этот ремонт называется ТЕКУЩИЙ.

Капитальный ремонт производится на основании дефектных ведомостей по мере необходимости. Сведения о техническом обслуживании, текущем ремонте заносятся в журнал (а о капитальном ремонте, замене в паспорт газопровода). (п.5.4.2 ПБ 529-03).

Ремонт запорной арматуры включает в себя:

1. Очистка от грязи и ржавчины.

2. Окраска (при необходимости).

3. Смазка штока или шпинделя задвижки.

4. Набивка сальников.

5. Проверка неисправности и ремонт приводного устройства задвижек.

6. Смена износившихся прокладок, болтов.

7. Доводка арматуры до 1 класса по запорной способности.

8. Проверка плотности всех резьбовых, фланцевых соединений.

Набивка сальников запорной арматуры, разборка резьбовых соединений на наружных ГП среднего и высокого давлений допускаются при давлении газа не более 1 (или 0,1 МПа).

: Замена прокладок фланцевых соединений на наружных газопроводах допускается при давлении газа в газопроводе 40…200 даПа (40…200 мм вд. ст.).

1 даПа = 1 мм вд. ст.

При ремонтных работах на газопроводах и оборудовании в загазованных помещениях снаружи должен находиться человек, наблюдающий за работающим в помещении, который также обязан следить, чтобы вблизи не было открытого огня, не было посторонних, прохожих. Двери загазованного помещения должны быть постоянно открыты.

Разборка фланцевых резьбовых соединений на внутренних газопроводах (зданиях) любого давления должна производиться на отключенном и заглушенном участке газопровода (п.6.59 ПБ в ГХ).

Смазка кранов внутридомового газового оборудования на ГП диаметром не более 50 мм при соблюдении соответствующих мер безопасности допускается при давлении газа не более 300 даПа (300 мм вд. ст.).

Требования к заглушкам.

Заглушки, устанавливаемые на газопроводах, должны соответствовать максимальному рабочему давлению газа в ГП, иметь хвостовики, выступающие за пределы фланцев и клеймо с указанием давления газа и диаметра газопровода.

Перед началом ремонтных работ на подземных ГП, связанных с разъединением газопровода (замена задвижек, снятие и установка заглушек, прокладок), необходимо отключить имеющуюся защиту от электрохимической коррозии и установить на разъединяемых участках ГП перемычку с целью предотвращения искрообразования.

Наши рекомендации